v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЭкономикаАнализ финансового состояния компании. Основные подходы к проведению анализа финансового состояния предприятия. Автор: ИКФ "Альт"В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
2.9.1. Расчет и интерпретация основных показателейПри анализе прибыльности предприятия отдельно рассматриваются и сравниваются между собой результаты основной деятельности, прочих операций и деятельности организации в целом (таблицы 16, 17 стр.203). Рассматривая основную деятельность, рекомендуется особое внимание уделять маржинальной прибыли. Наличие и рост маржинальной прибыли является положительной характеристикой деятельности организации. Положительная маржинальная прибыль свидетельствует о потенциальной возможности прибыльной продажи продукции. Для общей характеристики ценовой политики организации рассчитывается ценовой коэффициент, называемый также нормой маржинальной прибыли. Ценовой коэффициент определяется как отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации и характеризует соотношение цен на произведенную продукцию и цен на потребляемые в процессе производства сырье и материалы. Динамика ценового коэффициента отражает, насколько темп роста цен на реализуемую продукцию отличается от темпа роста цен на потребляемые в процессе производства переменные затраты. Ценовой коэффициент = Маржинальная прибыль / Выручка от реализации, %
Значение ценового коэффициента не зависит от объема производства и реализации и определяется уровнем цен на реализуемую продукцию и переменную составляющую затрат. Это можно подтвердить, записав формулу ценового коэффициента для однономенклатурного производства. При однономенклатурном производстве выручка от реализации определяется как произведение цены единицы реализуемой продукции и объема реализации. Переменные затраты представляют собой произведение удельных переменных затрат (переменных затрат на единицу продукции) и объема реализации. Объем реализации присутствует в расчетах числителя и знаменателя формулы и может быть сокращен. Полученное выражение подтверждает, что при прочих равных условиях с изменением объема производства ценовой коэффициент остается неизменным.
Величина ценового коэффициента определяется следующими факторами: цена на реализуемую продукцию, цены на сырье, материалы и прочие элементы переменных затрат ("стоимость" переменных затрат), номенклатура реализуемой продукции, изменение технологии производства продукции. Анализируя изменения ценового коэффициента, необходимо уточнить, какая из причин оказала основное влияние на его динамику. Общая положительная величина маржинальной прибыли не гарантирует, что каждый из видов продукции является потенциально прибыльным - имеет положительную маржинальную прибыль. Для выявления потенциально прибыльной продукции и продукции, имеющей отрицательную маржинальную прибыль, необходим номенклатурный анализ. Для этого по основным видам производимой продукции рассчитываются ценовые коэффициенты. Ценовой коэффициент по изделию I = Мардинальная прибыль (i) / Выручка от реализации (i) = (Цена реализации i) - Переменные Затраты (i)) / Цена реализации (i), %
При анализе результатов маржинального анализа продукции необходимо иметь в виду, что с точки зрения максимизации прибыли целесообразно реализовывать (не просто производить, а именно реализовывать) продукцию, имеющую максимальный ценовой коэффициент; минимизировать объем реализации продукции, имеющей отрицательный ценовой коэффициент (отрицательную маржинальную прибыль) Наличие отрицательной маржинальной прибыли - крайне негативная ситуация, при которой выручка от реализации продукции (работ, услуг) не покрывает даже переменных затрат на ее производство. Следовательно, каждая новая продажа увеличивает убыток организации, то есть ухудшает ее финансовое состояние. При отрицательной маржинальной прибыли обязательное условие улучшения финансового состояния предприятия - оптимизация ценовой и номенклатурной политики. Поддержание ликвидности убыточных предприятий возможно при соблюдении трех основных условий: Наличии накопленного капитала (сокращается при убытках); Возможности кредитования (привлечение кредитов, увеличение текущих пассивов); Поддержание приемлемой оборачиваемости текущих активов. Однако, необходимо помнить, что устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе определяется именно прибыльностью. Высокая оборачиваемость является временным рычагом поддержания предприятия "на плаву" (ограничением "поддержания на плаву" в данном случае являются сбои в поступлении средств или исчерпание возможности увеличения текущих пассивов). При снижении оборачиваемости убыточное предприятие более других подвержено риску банкротства. Для оценки прибыльности основной деятельности используются следующие показатели (таблица 18, стр. 204): Прибыльность переменных затрат - показатель, позволяющий оценить, насколько изменится прибыль от основной деятельности при изменении переменных затрат на 1 рубль. Прибыльность переменных затрат = Прибыль от основной деятельности / Переменные затраты, % (33)
Прибыльность переменных затрат позволяет сориентироваться в вопросе, какое из направлений вложения средств несет в себе большую потенциальную доходность - основная деятельность или какие-либо прочие направления (например, депозитные вклады). Нередко прибыльность переменных затрат, превышающая доходность прочих возможных направлений вложения капитала, акцентирует внимание руководства на оптимизации основной деятельности. Прибыльность постоянных затрат иллюстрирует степень отдаления предприятия от точки безубыточности Прибыльность постоянный затрат = Прибыль от основной деятельности / Постоянные затраты, % (34)
Прибыльность всех затрат показывает, сколько прибыли от основной деятельности приходится на 1 рубль общих текущих затрат Прибыльность всех затрат = Прибыль от основной деятельности / Всего затраты на реализацию продукции, % (35)
Всего затраты на реализованную продукцию представляют собой сумму позиций формы №2 Себестоимость реализованной продукции + Управленческие расходы + Коммерческие расходы, либо, что одно и то же - это сумма переменных и постоянных затрат. Прибыльность продаж по основной деятельности показывает долю прибыли от основной деятельности в выручке от реализации (без НДС). Прибыльность продаж по основной деятельности = Прибыль от основной деятельности / Выручка от реализации, % (36)
Показатели прибыльности всей деятельности рассчитываются аналогично показателям прибыльности основной деятельности, но при этом анализируется деятельность предприятия в целом. В частности, прибыльность затрат балансовая рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей величине текущих затрат периода. Прибыльность затрат балансовая = Балансовая прибыль / Всего затрат на реализацию продукции, % (37)
Прибыльность затрат по чистой прибыли показывает, сколько рублей чистой прибыли приходиться на 1 рубль текущих затрат Прибыль затрат чистая = Чистая прибыль / Всего затраты на реализованную продукцию, % (38)
Прибыльность всех продаж отражает долю чистой прибыли в общих результатах деятельности предприятия Прибыльность всех продаж = Чистая прибыль / (Выручка от реализации + Прочие доходы ) (38)
, где Прочие доходы - общая величина прочих операционных и внереализационных доходов за интервал планирования, ден. ед. Встречается подход, при котором прибыльность всех продаж определяется как отношение чистой прибыли к выручке от реализации, то есть в расчетах не участвует величина прочих операционных и внереализационных доходов. Для того, чтобы оценить взаимосвязь выручки от реализации, маржинальной прибыли и прибыли от основной деятельности, рассчитывается производственный рычаг. Производственный рычаг = Маржинальная прибыль Прибыль от основной деятельности (40)
Производственный рычаг показывает, на сколько изменится прибыль от основной деятельности предприятия при изменении выручки на 1%. Например, значение рычага 15% говорит, что при изменении выручки от реализации на 1% прибыль предприятия изменится на 15%. При увеличении объемов реализации предприятие, имеющее высокий производственный рычаг, имеет возможность более высокими темпами повышать прибыль, чем предприятия с низким производственным рычагом. Однако, необходимо помнить, что производственный рычаг, как и любой другой рычаг, может действовать в обратную сторону. При снижении объемов реализации темп снижения прибыли будет более высоким у предприятия, имеющего высокий производственный рычаг. Таким образом, чем больше производственный рычаг, тем выше зависимость предприятия (с точки зрения получаемой прибыли) от объемов реализации продукции. Величина производственного рычага зависит от структуры текущих затрат - величины переменных и постоянных затрат в себестоимости продукции. Чем больше переменных затрат в составе затрат (себестоимости реализованной продукции), тем ниже производственный рычаг. Управление производственным рычагом заключается в изменении структуры затрат - изменении доли переменных и постоянных затрат. В составе затрат на производство продукции достаточно сложно выделить элементы, которые могут переводиться из разряда постоянных в переменные или наоборот. Пример затрат, которые организация может устанавливать как переменные или постоянные, - заработная плата. Например, в период кризиса при труднопрогнозируемом объеме сбыта продукции, встречалась практика установления зависимости заработной платы административно-управленческого и производственного персонала от объемов реализуемой продукции (с выделением базовой постоянной величины). При этом заработная плата переходила в разряд переменных затрат, что способствовало минимизации убытков при сокращении объемов реализации. Обратимся к данным, отраженным в таблице L. Производственный рычаг для предприятия по данным за последний отчетный период составляет 4,3=(2600-1560)/(2600-2560-800). Предположим, что у рассматриваемого предприятия в ближайшее время прогнозируется падение объемов продаж на 20%. Таблица L
Данные за последный отчетный период Данные при прогнозном подении продаж на 20%
Выручка от рализации, руб./мес. 2600 2080 (2600*80%)
Общие переменные затраты, руб./мес. 1560 1248 (1560*80%)
Постоянные затраты, руб./мес. 800 800
В том числе заработная плата АУП, руб./мес. 100 100
Прибыль, руб./мес. 240 32 (падение на 86%)
При падении выручки на 20% произойдет угрожающее падение прибыли - на 86% (таким образом можно проверить действие производственного рычага - 20%*4,3=86%). В подобной ситуации необходимы оперативные меры по "замедлению" падения прибыли - по снижению действия производственного рычага. Как обсуждалось выше, снижение производственного рычага - это снижение доли постоянных затрат. В составе постоянных затрат был выделен элемент, который возможно сделать переменным - это заработная плата административно - управленческого персонала. В последнем отчетном периоде на предприятии заработная плата АУП начислялась по повременному принципу - на основании окладов. Перевод затрат на оплату труда в разряд переменных предполагает установление зависимости зарплаты от объемов реализации как процента от объемов продаж. По факту, заработная плата АУП составила 4% выручки от реализации продукции - 100/2600. Установим на будущее аналогичной соотношение - величина заработной платы как 4% от продаж. Таблица М
Данные при прогнозном подении продаж на 20% (зарплата - оклады) То же, при начислении зарплаты как 4% от объемов продаж
Выручка от рализации, руб./мес. 2080 2080
Общие переменные затраты, руб./мес. 1248 1248 + 4%*2080 (зарплата АУП) = 1331
Постоянные затраты, руб./мес. 800, в том числе зарплата АУП 100 700
Прибыль, руб./мес. 32 49
При переводе заработной платы в разряд переменных падение прибыли замедлилось. Понятно, что пример утрирован: сложно оплату труда сделать полностью зависимой от объемов продаж, определенные оклады будут сохранены. Следовательно, эффект по "замедлению падения" прибыли будет менее заметным. При низкой доле заработной платы в составе затрат манипуляции с ее величиной не приведут к ощутимому росту прибыли, но могут создать напряженную обстановку в коллективе. Стоит заметить, что при росте объемов продаж начисление зарплаты на основании окладов, но не процентом от продаж будет более целесообразным с точки зрения максимизации прибыли. Таким образом, можно сделать выводы: при одном и том же объеме реализации размер получаемой прибыли может изменяться за счет изменения доли переменных и постоянных затрат; целесообразно изменять долю переменных и постоянных затрат за счет элементов, имеющих значительный удельный вес в составе затрат. Изменение принципов начисления зарплаты - не единственный способ изменения "распределения сил" между переменными и постоянными затратами. Передача отдельных технологических операций для выполнения на стороне - знаменитый аутсорсинг - это способ сократить постоянные затраты, связанные с эксплуатацией собственного оборудования. При росте объемов продаж, напротив, возникает вопрос об организации производство отдельны комплектующих силами самого предприятия, отказа от их приобретения на стороне. С точки зрения максимизации прибыли (минимизации убытков) более выгодным является высокий производственный рычаг в случае устойчивого роста объемов реализации; низкий производственный рычаг в случае прогнозируемого снижения объемов реализации, либо трудно прогнозируемого объема реализации. При расчете показателей прибыльности необходимо использовать данные о выручке, затратах, прибыли в расчете за период анализа, не нарастающим итогом. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |