v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
ШпаргалкиЭкономикаШпаргалки по экономической теорииВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Критерии классификации конкурентных рынков. Основные различия между различными типами конкурентных рынковВ основу классификации рынков могут быть положены различные критерии. Наиболее распространенный критерий - число участников рынка. Следует отметить, что конкурентность рынка определяется не только количеством фирм на нем. Иногда важна не столько конкуренция внутри рынка, сколько конкуренция за рынок. Даже одна фирма на рынке может действовать как в соревновательных условиях, если барьеры входа невелики и есть потенциальная угроза возникновения конкурентов. Э. Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями и взаимозависимость этих предприятий. Первый критерий может быть представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями. Второй - коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности. Первый характеризует влияние изменения цены j-го предприятия на выпуск i-го, второй - влияние выпуска j-го предприятия на цену i-го. Чем выше коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса, тем выше однородность выпускаемых предприятиями товаров (их взаимозаменяемость). Чем выше количественная перекрестная эластичность, тем более жесткая взаимозависимость предприятий. Дж. Блейн добавил третий критерий - условие входа на рынок (Е), которое определяется относительным превышением действительной цены товара PL его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода Pc: Е = (PL - Pc) . Pc Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, тем вероятнее вход на рынок. В случае монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован. Практическое применение этой классификации затруднительно, так как для ее реализации необходимо осуществить расчеты коэффициентов перекрестной ценовой и количественной эластичности, определение средних издержек долгосрочного периода. Поэтому на практике предпочитают использовать понятия совершенной и несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция определятся разными авторами по-разному. Это вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход и выход из отрасли свободны. В целом модель совершенной конкуренции характеризуется пятью признаками: Наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей; Однородность продаваемой продукции; Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену; Свободный вход на рынок и выход с него; Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах. Первые три признака характеризуют чистую конкуренцию. Несовершенная конкуренция определяется следующим образом: рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции; или характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи; Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны. В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Монополистическую конкуренцию авторы определяют следующим образом: продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. В целом монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками: Наличие большого числа покупателей и продавцов; Производство и продажа дифференцированного продукта; Отсутствие барьеров входа и выхода; Наличие незагруженных мощностей. Олигополию определяют следующим образом: тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения. Можно сказать, что олигополия характеризуется следующим набором признаков: Небольшое число продавцов (покупателей) товара; Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами; Существуют значительные барьеры входа и выхода; Прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля; Продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным. В зависимости от того, дифференцирован товар или нет, выделяют олигополию с дифференцированным и стандартным товаром. Можно выделить такую разновидность олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой. Существуют следующие определения монополии: исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству; Можно сказать, что монополия определяется следующими признаками: наличие одного производителя (покупателя); отсутствие близких заменителей товара; наличие высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера). В принципе, любая монополия ограничена, так как монополист конкурирует с производителями других экономических благ, поэтому можно выделить ситуацию чистой монополии - производство одним производителем всех благ в обществе (теоретическая конструкция). Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией. Кроме количественных критериев могут быть предложены и другие критерии анализа конкуренции. Например, можно исходить из: 1. характера поведения продавца: если считает ситуацию на рынке зависящей только от собственного поведения и реакции на него покупателей - монополия; если не может предсказать реакцию конкурентов и берет рыночную цену как данную - совершенная полиполия; если не может предсказать реакцию конкурентов и выбирает цену, так как его продукция дифференцирована, но не затрагивает существенно своих конкурентов - монополистическая конкуренция; если должен учитывать реакцию своих конкурентов - олигополия. 2. из степени дифференциации товара: однородная, гомогенная конкуренция (без дифференциации товара); разнородная, гетерогенная конкуренция (с дифференциацией товара). 3. из степени свободного проникновения в отрасль: открытая конкуренция - без барьеров вхождения в отрасль; закрытая конкуренция - с барьерами вхождения в отрасль. 4. из различия применяемых действий: конкуренция, осуществляемая изменением цен; конкуренция, осуществляемая изменением товара. В литературе можно встретить различные отдельные виды конкуренции: добросовестная - недобросовестная; ценовая - неценовая; внутриотраслевая - межотраслевая; эффективная; действенная. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |