v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
ШпаргалкиЭкономикаШпаргалки по экономической теорииВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Цели и методы антимонопольного регулирования. Проблемы его осуществления в экономике РоссииЭкономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эф-фективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полно-го выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государст-вом. Следует заметить, что такая функция государства как антимонопольное регулирование отграничена от других его функций весьма условно, посколь-ку антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресур-сов, и на распределении доходов. К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести анти-трестовские (антимонопольные) законы. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством кон-куренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, ис-пользует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д. Защита конкуренции как основы функционирования рыночной эконо-мики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является нали-чие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики . Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “пра-вил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и по-ощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствую-щее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребите-лей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципи-альных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компа-ний . Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает со-глашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях ус-тановления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. С конца XIX в. в США начало формироваться антитрестовское законо-дательство – разветвленная и сложная сеть законов и других правовых норм, регулирующих конкуренцию между фирмами и предприятиями для дости-жения успешного функционирования рынка . Антимонопольный закон Шермана от 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики. По этому за-кону «всякий контракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме», объявляется вне закона. Указывается, что каждое лицо, монополизи-ровавшее либо пытающееся монополизировать какую-либо отрасль торговых операций между несколькими штатами, или с иностранными государствами, будет считаться правонарушением. Правительство США по этому закону может привлекать к суду фирмы, другие предприятия в соответствии с по-правками от 1974 г. с квалификацией как «тяжкое преступление». В 1914 г. был принят закон Клейтона, запрещающий практически все формы дискриминации в ценовой политике; ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом; слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшают конку-рентную борьбу; а также совмещение должностей в советах директоров раз-личных фирм и деловых предприятий. В этот же год Конгресс США ратифицировал закон о Федеральной тор-говой комиссии, который дополнил закон Клейтона. Этот акт дает ФТК – не-зависимому органу – полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства. К этим ба-зовым законам можно добавить закон Робинсона – Патмана (1936 г.), уси-ливший меры борьбы с дискриминацией в области ценовой политики, и за-кон Селлера (1950 г.), регламентирующий практику слияния монополий. Специфику антитрестовского законодательства США можно понять, зная особенности американского законодательства. Их законы формулиру-ются очень широко, и за судебной властью оставлено право решать, что со-ставляет «попытку монополизации», «существенное уменьшение конкурен-ции на свободном рынке», «нечестные методы ведения конкурентной борь-бы» и т.д., и т.п. Во многом антитрестовское законодательство построено на праве «прецедента», что коренным образом отличается от юриспруденции, которая действует в России, и к которой привыкли ее граждане. Среди федеральных исполнительных структур два государственных органа – ФТК и антитрестовский отдел Министерства юстиции США – обла-дают широкими полномочиями в этой сфере. Таким образом, после того, как в США появились антитрестовские за-коны и стали применяться различные антимонопольные меры, в других раз-витых странах также начали приниматься свои законодательные акты. В на-стоящее время в Европейском Союзе трактовка антимонопольного законода-тельства практически совпадает с американской . В Японии правительство терпимо относится к сотрудничеству различных компаний в экономической жизни, что в американской действительности подпадает под действие анти-монопольных законов. В результате японские фирмы намного более свобод-ны в возможности кооперироваться друг с другом. До перехода к рыночной экономике, конкуренции в России не было во-обще. Производство продукции распределял Совмин по крупным предпри-ятиям, и практически любое из них можно отнести к классической монопо-лии. Например, в автомобилестроении за каждым заводом был закреплен свой вид, или класс автомобилей. Разнообразие автомобилей было мини-мальным, и власти считали, что за счет этого государство экономит на не-нужных рекламных издержках, маркетинге и т.п. Конкуренция рассматрива-лась как непроизводительное расходование общественных средств . Продукция отечественных товаропроизводителей во многом неконку-рентоспособна по сравнению с товарами западных фирм. Одной из причин этого положения явилось отсутствие стимулов у российских предприятий к созданию более совершенной продукции, снижению себестоимости. В 1991 г. был принят первый нормативный документ – Закон «О кон-куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын-ках». Он должен был ограничивать монополистическую деятельность и этим отличался от подобных законов американского типа, где монополии фор-мально запрещены. Это нормативный акт не мог не отражать специфику эко-номики Российской Федерации, структуры управления ею, а также особенно-сти правовой системы. Это проявилось в том, что вместе с ограничением мо-нополистической деятельности предпринимателей – хозяйствующих субъек-тов предусматривается пресечение государственного монополизма – моно-полистических действий (актов, соглашений) органов государственной вла-сти и управления. Вместе с нормами, устанавливающими запреты совершать монополистические действия (достигать соглашения) и ответственность за их нарушения, закон закрепляет различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнению монополистических структур, выде-лению из крупных монополизированных предприятий их структурных под-разделений (единиц). Закон делится на две части: репрессивная (запреты и санкции) и созидательная (поддержка новых экономических структур, пред-варительный контроль над созданием крупных предприятий). В развитие Закона «О конкуренции…» в России были также приняты другие нормативные документы. Среди них важное значение имеет Поста-новление Правительства РФ от 19 февраля 1996г. № 154 «О Реестре хозяйст-вующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%». Такой Реестр ведется с целью подготовки информационной базы дан-ных о таких хозяйствующих субъектах для осуществления государственного контроля над соблюдением ими антимонопольного законодательства. Вклю-чение предприятий в Реестр и исключение из него осуществляется на осно-вании решения Министерства по антимонопольной политике (МАП) . Наличие доли не должно носить краткосрочного характера. Определе-ние части товарного рынка должно производиться не только подразделения-ми государственной службы по антимонопольной политике, но и органами статистики, научно-исследовательскими организациями. Решение о включе-нии предприятия в Реестр оформляется приказом руководителя комитета, министерства соответствующего субъекта РФ. В случае введения предпри-ятия в Реестр уровень рентабельности – норма прибыли – подлежит регули-рованию со стороны государственных служб. В 2000 г. в Реестр предпри-ятий-монополистов РФ было включено 254 хозяйствующих субъекта про-мышленности (в 1998 г. – 258), т.е. 1% предприятий, однако при этом они производили около четверти контролируемой продукции. В российской практике в соответствии с указаниями Министерства по антимонопольной политике от 20 декабря 1996г. для определения монополизации рынка, рав-номерности присутствия на нем хозяйствующих субъектов применяются ко-эффициенты концентрации (CR) и индекс Герфиндаля-Гиршмана (ННI). Первый из них рассчитывается как процентное отношение реализации про-дукции конкретным числом крупнейших продавцов к общему объему реали-зации на данном товарном рынке. Индекс HHI определяется как сумма квад-ратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами. Так, высококонцентрированные рынки определяются при CR от 70% до 100%, а HHI от 2000 до 10 000; а низко концентрированные – при CR меньше 45% и HHI менее 1000. Второй тип рынка – умеренно концентрированный – находится в промежутке между ними: 45% < CR < 70%, 1000 < HHI < 2000. Слепое копирование Россией чужой антимонопольной политики, в ча-стности США, имеет серьезные отрицательные последствия. Недоучет исто-рических особенностей развития государства, формирования структуры рос-сийских товаропроизводителей и насильственное разрушение производства с помощью антимонопольных законов, по всей видимости, ведет страну к де-индустриализации, не позволяет создавать предприятия, акционерные обще-ства, соответствующие периоду глобализации мировой экономики. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |