v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгЭкономикаГосударственное регулирование и планирование национальной экономики: Учебное пособие. Мищенко В.В.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
9.2. Особенности российского антимонопольного регулированияДо перехода в начале 90-х гг. к рыночной экономике, конкуренции в России не было вообще. Производство продукции распределял Совет министров страны по крупным предприятиям, и практически любое из них можно, с точки зрения западных экономистов, отнести к классической монополии. Например, в автомобилестроении за каждым заводом, выпускающим легковые автомобили, был закреплен свой вид, или класс автомобилей. Разнообразие автомобилей было минимальным, и власти считали, что за счет этого государство экономит на ненужных рекламных издержках, маркетинге и т.п. Конкуренция рассматривалась как непроизводительное расходование общественных средств. Продукция отечественных товаропроизводителей во многом неконкурентоспособна по сравнению с товарами западных фирм. Одной из причин этого положения явилось отсутствие стимулов у российских предприятий к созданию более совершенной продукции, снижению себестоимости (издержек производства). В 1991 г. был принят первый нормативный документ – Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он должен был ограничивать монополистическую деятельность и этим отличался от подобных законов американского типа, где монополии формально запрещены. Это нормативный акт не мог не отражать специфику экономики Российской Федерации, структуры управления ею, а также особенности правовой системы. Это проявилось в том, что вместе с ограничением монополистической деятельности предпринимателей – хозяйствующих субъектов предусматривается пресечение государственного монополизма – монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления. Вместе с нормами, устанавливающими запреты совершать монополистические действия (достигать соглашения) и ответственность за их нарушения, закон закрепляет различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнению монополистических структур, выделению из крупных монополизированных предприятий их структурных подразделений (единиц). Закон делится на две части: репрессивная (запреты и санкции) и созидательная (поддержка новых экономических структур, предварительный контроль над созданием крупных предприятий и их объединений). В развитие Закона "О конкуренции…" в России были также приняты другие нормативные документы. Среди них важное значение имеет Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 "О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%". Такой Реестр ведется как на уровне Федерации, так и в регионах с целью подготовки информационной базы данных о таких хозяйствующих субъектах для осуществления государственного контроля над соблюдением ими антимонопольного законодательства. Включение предприятий в Реестр и исключение из него осуществляется на основании решения соответствующей федеральной структуры – Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Наличие доли не должно носить краткосрочного характера. Определение части товарного рынка должно производиться не только подразделениями государственной службы по антимонопольной политике, но и органами статистики, научно-исследовательскими организациями. Решение о включении предприятия в Реестр оформляется приказом руководителя комитета, министерства соответствующего субъекта РФ. В случае введения предприятия в Реестр уровень рентабельности – норма прибыли – подлежит регулированию со стороны государственных служб. В 2000 г. в Реестр предприятий-монополистов РФ было включено 254 хозяйствующих субъекта промышленности (в 1998 г. – 258), т.е. 1% предприятий, однако при этом они производили около четверти контролируемой продукции 9>>>. Региональные комитеты должны проверять заполняемость своего Реестра и делать расчеты той доли продукции, которая выпускается предприятием-монополистом. В российской практике в соответствии с указаниями Министерства по антимонопольной политике от 20 декабря 1996 г. для определения монополизации рынка, равномерности присутствия на нем хозяйствующих субъектов применяются коэффициенты концентрации (CR) и индекс Герфиндаля-Гиршмана (ННI). Первый из них рассчитывается как процентное отношение реализации продукции конкретным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на данном товарном рынке. Индекс HHI определяется как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами. Так, высококонцентрированные рынки определяются при CR от 70% до 100%, а HHI от 2000 до 10 000; а низко концентрированные – при CR меньше 45% и HHI менее 1000. Второй тип рынка – умеренно концентрированный – находится в промежутке между ними: 45% < CR < 70%, 1000 < HHI < 2000. Слепое копирование Россией чужой антимонопольной политики, в частности США, имеет серьезные отрицательные последствия. Недоучет исторических особенностей развития государства, формирования структуры российских товаропроизводителей и фактически насильственное разрушение производства с помощью антимонопольного законодательства, по всей видимости, ведет страну к деиндустриализации, не позволяет создавать предприятия, акционерные общества, соответствующие периоду глобализации мировой экономики.
<<<9 Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001. С. 178-179. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |