v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Экономика: Государственное регулирование и планирование национальной экономики: Учебное пособие. Мищенко В.В. - 10.2. Роль налоговой системы в повышении эффективности функционирования национальной экономики -"Электив"

Книги, главы из книг

Экономика

Государственное регулирование и планирование национальной экономики: Учебное пособие. Мищенко В.В.

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

10.2. Роль налоговой системы в повышении эффективности функционирования национальной экономики

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с физических и юридических лиц и поступающие в федеральный и местные бюджеты. Налоговая система ориентирована на решение фискально-перераспределительных задач, на обеспечение финансовыми ресурсами доходной части бюджета путем изъятия денег у предприятий, предпринимателей, населения. Также налоги должны способствовать формированию стимулов в развитии и улучшении производственной деятельности. Предприятия не должны испытывать налоговый пресс, который бы не позволял производству нормально функционировать.

В странах со значительным периодом функционирования рыночной экономики эмпирически определена верхняя граница налога на прибыль в 50%. Налоги на этом уровне и выше ведут, по оценкам западных специалистов, к свертыванию производства, и оптимальным может быть размер в 30-35%. Поскольку этот прямой налог не способствует амортизационным накоплениям, ведет к снижению инвестиций, инноваций, то во многих странах Европы на практике величина данного налога не превышает 10%. В различных государствах подоходному налогу отводится разная роль в реализации вышеперечисленных требований к налоговой системе.

В США, где преобладает индивидуальное предпринимательство, ставка подоходного налога в 70-е гг. достигала 70%, в 1998 г. – 40%. В странах Европы, где распространены социалистические идеи, он не был значительным для населения со средними доходами, но применялось высокое налогообложение предпринимателей. В РФ подоходный налог сейчас 13%.

В последние годы во всех странах мира все большее распространение получают косвенные налоги, поскольку изъятие денежных средств у потребителя происходит добровольно и в соответствии с уровнем его потребностей. НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и другие косвенные налоги в странах ЕС достигают 50-60%, а в США, Канаде, Японии – 20-30%, поскольку там существует негативное отношение к уравнительным принципам в хозяйственном механизме.

Налоги составляют преобладающую долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Удельный вес всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте составлял в 1995 г.: в США – 30%, Японии – 31, Великобритании – 37, Канаде – 37, в Германии – 38, Италии – 40, во Франции – 44, в Швеции – 61% 13>>>.

Современная налоговая система РФ начала формироваться в 1992 г. практически с нуля. В рыночной экономике налоги играют качественно новую, чем было раньше в России, роль в функционировании субъектов хозяйствования, повышаются требования ко всем лицам – и физическим, и юридическим.

В основном налоги обслуживают бюджетную систему, и выбранная в России модель налогообложения во многом копирует системы, действующие в развитых странах Европы, где большое значение придается косвенным налогам, и, прежде всего налогу на добавленную стоимость. В конце 90-х годов косвенные налоги в РФ превышали 68% от всех налоговых поступлений, а налоги на доходы юридических лиц свыше 17%, подоходный налог с физических лиц – 12,5%.

Действовавшая до 2000 г. в РФ система налогообложения, по оценке практически всех специалистов, не обеспечивала наполнение бюджета, не стимулировала развития сектора нефинансовых предприятий, не ориентировала на изъятие сверхприбылей у наиболее богатых лиц. По всей видимости, короткий период формирования данной системы, а также реализация отдельными слоями общества частных задач не позволили избежать "перегибов" в российском налогообложении.

Формирование новой налоговой системы в настоящее время в полном разгаре. До 2002 г. в России действовал очень высокий порог ставки налога на прибыль: 35% – для предприятий, 43% – для банков. Поскольку государство жестко регламентирует порядок формирования издержек, например, нормирует платежи за кредиты, расходы на рекламу и другие, то в реальности этот налог превышал 50% валовой прибыли, что предопределяет дальнейшее распространение "черного нала", сокрытие предприятиями фактической прибыли. По оценке некоторых экономистов, в России в отдельных отраслях изымается 90% прибыли предприятий. В 1998 г., по данным бухгалтерской отчетности, число убыточных предприятий в РФ достигало 53,2%, в 1999 г. – 40,5, а по итогам 2000 г. – 41,6%.

Это обусловило принятие в 2001 г. ставки налога на прибыль в размере 24%, и он стал одним из самых небольших в Европе.

В России в 90-е гг. в налогообложении было много льгот, направленных, в основном, на решение конъюнктурных задач. Предоставление их редко отвечало функциональным потребностям экономики страны. Так, льготы по налогообложению малых предприятий гораздо эффективнее были в конце 80-х – начале 90-х гг. НДС в отечественной экономике составляет свыше четверти всех доходов бюджетной системы, а с учетом других косвенных налогов они дают еще большую долю, ведущую к завышению цены. С 2001 г. НДС полностью уходит в федеральный бюджет.

С 1998-1999 гг. правительство пытается поднять значение акцизов на ликероводочную и табачную продукцию в формировании госбюджета и бюджетов субъектов РФ. Введение с 2001 г. единой ставки подоходного налога в размере 13% вне зависимости от доходов физического лица, уменьшение различных льгот уже в первом полугодии 2001 г. привели к увеличению сбора подоходных налогов.

До 2001 г. налоговые поступления делились примерно пополам между центром и субъектами РФ, но при этом на федеральном уровне преобладали косвенные налоги, а на уровне субъектов – прямые. В 2001 г. 63% налогов стало уходить федеральным властям, что вызвало резко негативную реакцию глав регионов. В бюджете на 2003 г. соотношение налоговых поступлений центру и территориям сформировалось с учетом мнения последних, но нарастает тенденция централизации налоговых поступлений в федеральном бюджете.

Налоги в рыночной экономике наполняют бюджет и экономическими методами стимулируют развитие национального хозяйства в заданном направлении. Недобор налогов в РФ на 30-35% от потенциально возможной налогооблагаемой базы стал обычным явлением. Федеральные органы управления после 1992 г., когда из-за гиперинфляции фактические поступления в бюджет на 6,7% превысили запланированные (профицит), не смогут спрогнозировать ожидаемые доходы. После 1999 г. Правительство регулярно собирает налогов больше, чем планируется в бюджете. Некоторые экономисты называют это явление существованием параллельного бюджета, когда доходы собираются не по закону о бюджете, а в соответствии с текущими целями Правительства. Спад производства, сокращение размера ВВП объективно вели к неуплате ведущих налогов – НДС и налога на прибыль. Правительство несвоевременно оплачивало взятые на себя обязательства по государственному заказу, что также вело к невыполнению налоговых платежей. Взаимные неплатежи, недоимки, а также сокращение наличных расчетов, массовые уклонения от чрезмерно высокого налогообложения привели отечественную налоговую систему в состояние тяжелейшего кризиса.

Радикальным решением проблемы наполнения бюджета стала новая налоговая система, формирование которой началось осенью 1997 г. с принятием Закона "Об основах налоговой реформы в Российской Федерации", а в следующем году – первой части Налогового кодекса. Но кризис 1998 г. приостановил эти реформы, и только с 2000 г. первая часть Налогового кодекса и Бюджетный кодекс начали действовать в полной мере. Вторая часть Налогового кодекса, хотя и не в полной мере, вступила в действие с 2001 г.

Для государственного регулирования национальной экономики необходимо внедрение в практическую деятельность всех методов, форм и инструментов денежной, финансовой, кредитной и налоговой систем, и только тогда можно будет ожидать позитивных изменений в российской действительности.



<<<13

Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997. С. 367.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы