v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгЭкономикаГосударственное регулирование и планирование национальной экономики: Учебное пособие. Мищенко В.В.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
11.1. Необходимость структурной трансформации экономики РФСтруктура национального хозяйства – это сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий, производств, комплексов с соответствующим уровнем хозяйственных связей между всеми элементами экономики страны. Экономика должна изучать домашнее, семейное хозяйство, фирмы, а также комплексные единицы: отрасли, группы отраслей – комплексы, сектора, сферы (например, сфера услуг или банковская). Анализ хозяйственного функционирования национальной рыночной экономики сегодня основывается на технике Систему Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования. По СНС экономика состоит из следующих основных секторов: нефинансовые корпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке (или реальный сектор); финансовые учреждения и корпорации; государственные предприятия и учреждения; частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; остальной мир, в том числе внешнеэкономические связи. СНС включает в валовой продукт, национальный доход не только объем товаров, производимых в сфере материального производства, но и услуги. Оптимальная структура национального хозяйства страны создается в результате эффективной многолетней экономической политики, учитывающей как государственные условия развития экономики, так и особенности развития мирового хозяйства. Для российской государственной политики данное направление трансформации федерального хозяйства оказалось одним из самых сложных и мало результативным. В начале 90-х гг., когда произошла смена целей и задач функционирования экономики России, ее структура имела гипертрофированное развитие ОПК и сопряженных с ним отраслей промышленности, непропорционально низкий уровень производства товаров народного потребления и в сфере услуг. Сырьевые отрасли во многом компенсировали слабость этих отраслей, частично это достигалось за счет низких запросов населения, частично – за счет минимальной дифференциации общества, не характерных для развитого хозяйства. Провозглашенные в 1992 г. меры по улучшению структуры народного хозяйства – развитие передовых отраслей промышленности, увеличение производства потребительских товаров и услуг, уменьшение доли ОПК, сырьевых отраслей в общем объеме ВВП – практически реализовать не удалось. Создание элементов рыночной инфраструктуры – одно из немногих позитивных изменений (табл. 2). Таблица 2 Счет производства по отраслям (валовой выпуск в текущих ценах к итогу, %) Отрасли 1989 г. 1994 г. 1997 г. 1999 г.
Производство товаров, в том числе по отраслям: 100,0 100,0 100,0 100,0
промышленность 68,3 66,8 68,0 71,2
сельское хозяйство и лесное хозяйство 17,5 14,6 14,7 13,5
строительство 13,3 17,8 16,0 14,4
прочие виды материального производства 0,9 0,8 1,3 0,9
Производство услуг, в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0
рыночные услуги в отраслях, из них: 51,1 66,1 72,0 68,5
транспорт 20,6 14,8 17,8 16,2
связь 1,5 1,8 2,8 3,1
торговля и общественное питание 10,1 26,4 26,6 29,6
жилищно-коммунальное хозяйство 9,9 4,7 12,3 12,2
финансы, кредит, страховое и пенсионное обеспечение 1,4 10,1 2,4 1,8
нерыночные услуги в отраслях, из них: 48,9 33,9 28,0 31,5
наука и научное обслуживание 9,8 1,3 1,0 2,2
здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение 7,4 5,0 6,0 7,3
образование, культура и искусство 12,0 7,1 6,2 7,5
оборона и управление 17,6 11,1 9,9 12,7
За годы реформирования произошли изменения в основных макроэкономических пропорциях страны. Обеспечение общественных потребностей в переходный период не имеет адекватного механизма. Противоречия между различными секторами и имеющимися у правительства ресурсами для решения общественных потребностей являются одними из самых сложных. Научно-технический потенциал страны, высокий образовательный ценз населения, необходимость срочного решения экологических нарушений сейчас не соотносятся с оставшимися у государства ресурсами. Быстрое падение материального производства в РФ происходило в соответствии с законами рынка и при минимальном регулировании этого процесса правительством. Радикальная экономическая реформа вызвала в России, прежде всего, огромный рост цен и дефицит государственного бюджета. После принятия "разрешительных" решений – почти полного отказа от контроля над ценами и разгосударствления собственности – правительство стало пытаться ограничивать рост расходов, увеличить доходы, т.е. сбалансировать существование своих бюджетных отраслей и унитарных предприятий с негосударственным сектором. Одна из главных пропорций в реальной сфере – это соотношение между промышленностью и сельским хозяйством. Мы уже говорили, когда рассматривали структуру ВВП, что диспаритет цен катастрофически влияет на аграрный сектор. Если в 1970 г. сельское хозяйство производило 30,1% от объема производства промышленности, в 1990 г. – 48,3, то в 1994 г. – 19,2%. После 1998 г. доля аграрного сектора стала расти, и в 1999 г. она составила 21,2%. Однако у многих хозяйствующих на земле субъектов, в т.ч. и у фермеров, единоличников-крестьян, по-прежнему преобладают негативные оценки перспектив развития сельского хозяйства в стране. Необходимо отметить, что в 1999-2001 гг. тенденция развития в промышленности стала меняться, и те отрасли, которые сокращали производство несколько лет, за последние годы стали его наращивать. Выросло значение сырьевых отраслей. Существенно снизился выпуск станков, оборудования, средств передвижения, оборонной техники, а наибольшее падение объемов производства зафиксировано в легкой промышленности. В 90-е годы шло формирование отраслевой структуры экономики, характерное для полуколониальной, развивающейся страны. Разбухшая за годы реформ сфера посреднических и торговых услуг – это одно из немногих "достижений" в трансформации хозяйства. Сфера услуг существует и расширяется за счет суженной сферы материального производства, т.е. благодаря тому, что посредники и их фирмы паразитируют на промышленности и сельском хозяйстве. В соответствии с правительственной программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) основная цель структурной политики заключается в ликвидации ограничений для развития секторов национального хозяйства, конкурентоспособных на внутреннем и на внешнем рынках. Важнейшими задачами структурной политики должны стать: повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичного сектора экономики; стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, их интеграции и образование крупных компаний, а также развитие малого и среднего бизнеса; реструктуризация естественных монополий, а также обеспечение тарифного регулирования их услуг; реализация целевых программ развития транспорта, связи и телекоммуникаций; формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках. Новый этап структурной перестройки должен будет расширить спрос на инвестиции и расширить участие отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов. Во многом структурная перестройка будет опираться на собственные финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста. Во многом это должно осуществиться за счет развития российского машиностроения на внутреннем рынке и выхода на мировые рынки с продукцией современных технологических укладов. Стратегической целью в развитии "новой экономики" России должно стать создание современных отраслей, основанных на использовании информационных технологий, сохранение научного потенциала и повышение конкурентоспособности российской экономики. Современная структура национального хозяйства России по сравнению с концом 80-х гг. еще больше не соответствует структурам развитых государств, и задача ее реформирования, по всей видимости, выходит на первое место череды целей государственного регулирования. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |