v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгЭкономикаКурс общей экономики: Учебное пособие. Крышка В.И.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
10.7. Государственные финансыГосударственные финансы являются частью финансовой системы страны. С их помощью государство мобилизует денежные средства, необходимые для выполнения экономических, социальных и политических функций. Государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их на выполнение функций и задач государства в интересах его граждан. Экономическое содержание государственных финансов неоднородно. В их составе выделяются самостоятельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включают бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды. Бюджет является центральным звеном в системе государственных финансов. Самостоятельные бюджеты формируются на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на уровне местного самоуправления. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления. С точки зрения материального содержания, бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, который находится в распоряжении соответствующих органов власти. Такой смысл вкладывают в понимание бюджета, когда говорят о его средствах, о финансировании из бюджета. Однако, строго говоря, средства бюджета никогда не аккумулируются государством в натуре, а, наоборот, расходуются по мере их поступления, так что денежный фонд как таковой не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е. является финансовым планом государства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяется степень участия предприятий и граждан в формировании доходов бюджетной системы, а также распределяются финансовые ресурсы в соответствии с направлениями экономической и социальной политики. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с мобилизацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и административно-территориальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти. Спецификой этих отношений является то, что они складываются в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и непременным участником их является государство. Понятие "бюджет" имеет и юридический аспект. В этом смысле он рассматривается как правовой акт - закон, который закрепляет права и обязанности участников бюджетных отношений. Бюджет используется государством в качестве инструмента для регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению национального дохода удается совершенствовать структуру общественного производства. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику: совокупность налогов, уровень ставок, систему льгот, субсидирование предприятий и отраслей, государственные инвестиции, бюджетное финансирование и т.п., добиваясь в конечном итоге изменения сложившихся народнохозяйственных пропорций. При правильном использовании бюджетных инструментов можно реально влиять на ускорение темпов научно-технического прогресса, на рост экономики и социальной сферы, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Использование бюджета для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны. Бюджет составляется в форме баланса доходов и расходов. Финансовые отношения по поводу формирования доходов бюджета касаются в основном чистого дохода Другие элементы общественного продукта, как правило, не являются и не обусловлены отношениями перераспределения и формирования доходов государственного бюджета. В количественном отношении доходы бюджета представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. Их абсолютная величина и удельный вес определяются общим объемом национального дохода, экономическими, социальными, оборонными и другими задачами, которые стоят пред государством. В течение многих лет формы и методы изъятия средств в бюджет подвергались различным изменениям. Одни платежи полностью отмирали и заменялись новыми, другие частично корректировались. Так, вместо налога с оборота и налога с продаж был установлен налог на добавленную стоимость и акцизные сборы; вместо отчислений от прибыли - налог на прибыль. Платежи в бюджет предприятий, организаций и населения могут обеспечиваться налоговыми и неналоговыми методами. До 1991 г. преобладающее место в доходах бюджета занимали неналоговые платежи государственных предприятий и организаций в форме платы за фонды, фиксированных платежей, платы за трудовые ресурсы, отчислений от прибыли, подоходного налога с колхозов и потребкооперации, лесного дохода и др. Налоги и сборы с населения, уплачиваемые в бюджет в форме подоходного налога с работающих граждан, налога на холостяков и малосемейных граждан, сельскохозяйственного налога и других составляли незначительную долю в доходах бюджета. С 1992 г. в России введен принципиально новый порядок формирования доходов бюджета. Он имеет преимущественно налоговый характер. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальный характер, т.е. обеспечивающие доход государству. В России взимаются следующие налоги и сборы: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество, таможенные пошлины и сборы, лицензионные и регистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами и др. Из названных налогов основное значение имеют первые четыре. Они обеспечивают более 80% поступлений от доходной части бюджета. Ныне действующая налоговая форма изъятия доходов в бюджет в основном выполняет фискальные функции и в значительно меньшей степени стимулирующие. Для налогового метода характерна обязательность изъятия средств в пользу государства в точно определенных границах, в заранее намеченные сроки. С позиций пополнения доходов бюджета эта форма платежей более удобна. Налоговые методы изъятия доходов в бюджет используют практически все развитые страны мира. Но формированием доходов не исчерпывается роль бюджета. Главная его задача состоит в том, чтобы бюджет через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал реализацию финансовой политики государства. Совокупность функций и задач, стоящих перед государством, обширна, соответственно расходная часть бюджета отличается разнообразием. Она включает: расходы на народное хозяйство; на оборону и содержание правоохранительных органов; на социально-культурные мероприятия и на науку; на государственный аппарат и прочие. В условиях рынка существенно изменилась роль бюджета в финансировании экономики. Поскольку коммерческие организации функционируют за счет собственных средств, а в случае их недостатка используют заемные средства, постольку сфера приложения бюджетных ресурсов в этой области ограничена. Бюджет финансирует лишь важнейшие государственные программы, а также в виде субсидий, бюджетных ссуд оказывает финансовую поддержку агропромышленному комплексу, предприятиям транспорта и связи, военно-промышленному комплексу, малому бизнесу и др. Существенное место занимают в бюджете военные расходы, расходы на содержание правоохранительных органов. Расходы на оборону включают содержание армии и флота, затраты на закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские работы, пенсии и пособия военнослужащим и др. Особое место в бюджете принадлежит расходам на социально-культурные мероприятия. На финансирование образования, профессиональной подготовки кадров, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и искусства, средств массовой информации, физической культуры и спорта, мероприятий по молодежной политике. Хотя в рыночной экономике широко распространена платность услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, бюджет остается важным источником их финансирования. Бюджетные ассигнования обеспечивают в основном поддержание минимально-необходимого уровня жизни населения, что выражается в достижении определенных государственных стандартов социального развития на всей территории государства. Стандарты периодически изменяются в связи с развитием производительных сил и достижением ранее установленного уровня. Обязательной статьей расходов каждого бюджета являются расходы, связанные с содержанием органов государственной власти и управления, судов, органов прокуратуры. Кроме того, в бюджет включаются расходы, не предусмотренные в основных группах. Это, в частности, расходы на обслуживание государственного долга, выплата компенсаций, финансовая помощь иностранным государствам и др. В целом состав расходов бюджетной системы значительно изменился в связи с проведением экономических реформ в стране. Нацеленность на переход к рыночным отношениям обусловила снижение уровня бюджетного финансирования народного хозяйства. Ассигнования на социально-культурные мероприятия и на науку хотя и занимают значительный удельный вес в расходах бюджетной системы, однако в условиях экономического кризиса они не только не обеспечивают необходимой финансовой базы в этой сфере, но и проявили тенденцию к отставанию темпов роста от других расходов. Заметно возросли расходы бюджетной системы на содержание государственного аппарата. Превышение расходов над доходами бюджета называется дефицитом бюджета и характеризует его несбалансированность. Дефицит возникает вследствие многих причин. Наиболее распространенным явлением становится ограниченность в финансовых ресурсах государства. Снижается возможность мобилизации необходимых доходов. Это может быть в результате спада производства, чрезвычайных обстоятельств (войны, революции, стихийных бедствий), нерациональной налоговой и кредитной политики и т.п. Причина бюджетного дефицита кроется и в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей государства. Высокий уровень непроизводительных расходов (содержание аппарата управления, военные расходы, покрытие убытков организаций и др.) приводит к нерациональному использованию бюджетных средств и уменьшению общественного богатства. Покрытие дефицита бюджета может осуществляться различными способами. Самый легкий из них, но и самый опасный - это эмиссия необеспеченных денег. Выпуск в обращение дополнительной денежной массы лишь на время снимает проблему, а затем еще более ухудшает экономическую ситуацию. Национальный рынок немедленно определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Таким образом, избыточная эмиссия раскручивает инфляционную спираль. Возможен и другой путь покрытия дефицита - это заимствование денег у Центрального банка. Но возможности кредитования государства ЦБ довольно ограничены. Кроме этого, изымая деньги у ЦБ, государство уменьшает те доходы, которые могло бы получить от кредитования банков и компаний, а также уменьшает резервы, способствующие проведению эффективной кредитно-денежной политики. Наиболее цивилизованный способ покрытия дефицита бюджета в условиях рыночной экономики это осуществление займов посредством государственного кредита. Наиболее распространенной формой займов является выпуск ценных бумаг: облигаций, казначейских векселей и др. Займы ведут к образованию государственного долга. Однако, при разумном ведении дела, даже большой государственный долг не разрушает экономику страны, если привлекаемые деньги используются производительно. Умелое управление выпуском и погашением государственных ценных бумаг позволяет выгодно привлекать деньги в бюджет и эффективно управлять экономикой страны. Исходя из изложенного материала, можно сделать следующие выводы. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |