v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Экономика: Курс общей экономики: Учебное пособие. Крышка В.И. - 2.4. Концепция постиндустриального общества -"Электив"

Книги, главы из книг

Экономика

Курс общей экономики: Учебное пособие. Крышка В.И.

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

2.4. Концепция постиндустриального общества

Промышленная революция, развернувшаяся в Европе с конца XVII в., привела к возникновению общества, называемого современными западными исследователями, индустриальным. Самое быстрое развитие в этот период получила обрабатывающая промышленность, благодаря чему были достигнуты значительные успехи в массовом производстве. Природно-климатические факторы утрачивают свое значение и доминирующими факторами развития становятся производственно-экономические (постоянно совершенствующиеся средства производства, технологии, формы организации труда и производства).

Начиная с 60-х гг. XX в. в западных странах наметились новые тенденции развития, которые позволяют говорить о переходе от индустриального общества к постиндустриальному. К основным чертам постиндустриального общества относят: 1) переход экономики от преимущественного производства товаров к преимущественному созданию услуг; 2) класс профессионалов и специалистов технического профиля превратился в самую крупную группу занятых; 3) нововведения в возрастающей степени стали зависеть от успехов в области теоретического знания; 4) интеллектуальные институты общества во все большей степени превращаются в ведущие институты; 5) возник и развивается новый политический класс - класс консультантов, экспертов или технократов. В отличие от индустриального общества ведущим фактором развития становится сам человек, его профессиональный уровень.

В экономической науке происходящие изменения в обществе получили отражение в концепциях "индустриального общества" (Р. Арон, У. Ростоу), "нового индустриального общества" (Дж. Гелбрейт), "постиндустриального общества" (Д. Белл). Все указанные концепции исходят из того, что ведущим фактором развития современного общества стала НТР. Именно научно-техническая революция меняет структуру экономики и социально-профессиональную структуру общества, приводит к изменению характера труда, создает условия для повышения уровня жизни населения. Поскольку материальные потребности оказываются в значительной мере удовлетворенными, это находит отражение в изменении воспроизводственных пропорций, в частности, сокращении доли производства материальных благ и увеличении доли производства услуг. Структура занятости население западных стран свидетельствует о неуклонном сокращении числа занятых в аграрной и промышленной сфере и росте занятых в сфере торговли, бытового обслуживания, банковской сфере, образовании, науке, культуре.

Особое значение в постиндустриальном обществе приобретает информация (поэтому его еще называют "информационным"). Об этом свидетельствует широкая автоматизация и повсеместное применение информационно-компьютерных технологий, невиданный рост объемов, скорости передачи и обработки информации, развитие глобальных систем связи. В экономике растет удельный вес "высоких технологий" в ВНП, повышается доля работников, занятых обработкой информации. Так, в середине 90-х гг. информационный сектор давал 60 - 75% валового внутреннего продукта США. Уже к 1989 г. информационная деятельность и услуги обеспечивали 80% рабочих мест в США; 70% непосредственно занятых перерабатывали не материальную субстанцию, а информацию.

Роль личности в информационном обществе становится совершенно иной. Новые информационные технологии предполагают высокий уровень образования и квалификации, требуют от работника творческого мышления, восприимчивости к инновациям, быстроты реакции. В этих условиях работник воспринимается не как функция капитала, а как субъект уникальной деятельности, самоценность. В своем поведении он ориентируется уже не только на получение материальных благ, а на качество труда, характер отношений в коллективе, объем и качество свободного времени. Сам творческий труд уже в силу своего содержания становится для человека побудительным мотивом, стимулом. А это означает, что неэкономические ценности становятся во все большей степени ценностями и мотивациями нового человека.

Одним из новейших вариантов концепции постиндустриального общества является теория супериндустриализма О. Тоффлера. По мнению Тоффлера человечество в настоящее время переживает "третью волну" радикальных преобразований общества. "Первая волна" (аграрная революция) сформировала аграрное или традиционное общество. "Вторая волна" (промышленная революция) привела к возникновению индустриальной цивилизации. С начала 60-х гг. ХХ века в развитии общества появились новые черты, которые свидетельствуют о приближении "третьей волны". Среди таких черт можно назвать новый образ жизни, увеличение роли досуга, изменение условий труда, внедрение современной техники в повседневную жизнь, изобилие товаров и услуг, демократизм политической системы, социальное партнерство.

Превращение информации в важнейший источник развития производства по-новому ставит вопрос о власти. Если власть, приносящую владельцу мускульной силы обладание землей, О. Тоффлер называет властью "низшего качества; приносящую владельцу денег обладание капиталом - властью "среднего качества"; то власть, приносящая владельцу информации обладание знаниями, есть власть "высшего качества". Последовательно анализируя три источника, питающие власть - силу, богатство и знания, Тоффлер приходит к выводу, что в современном мире знания в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти. Если земля и капитал доступны лишь сильным и богатым, то действительно революционной характеристикой знания является то, что оно доступно как слабым, так и бедным.

Итак, в данной главе были последовательно рассмотрены натуральное и товарное хозяйство, административно-командная экономика и концепция постиндустриального общества.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы