v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Экономика: Курс общей экономики: Учебное пособие. Крышка В.И. - Монопольная власть -"Электив"

Книги, главы из книг

Экономика

Курс общей экономики: Учебное пособие. Крышка В.И.

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Монопольная власть

Монополия в чистом виде явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Фирмы могут влиять на цены и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть.

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, предлагаемое на продажу. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью не обязательно быть чистой монополией. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является то, что кривая спроса на продукцию фирмы, была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как в случае конкурентной фирмы. В этом случае фирма может повышать или понижать цену путем изменения количества предлагаемого ею продукта. Фирма с монопольной властью по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данную.

Монопольная власть - это возможность монополии (продавца) повышать цену на свою продукцию при ограничении своего собственного объема производства.

Сосредоточение в руках монополии экономической власти позволяет им ограничить внутриотраслевую конкуренцию и, до известного предела, диктовать рынку цену на свою продукцию. Цена, устанавливаемая монополией на рынке, называется монопольной ценой. Условием ее возникновения служит господствующее положение монополии на рынке, вне зависимости - выступает она в качестве продавца или покупателя.

Выступая в качестве единственного производителя товара, монополист находится в уникальном положении. Если он решает повысить цену продукта, ему приходится бояться конкурентов, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Это не означает, что монополист может назначать любую, сколько угодно высокую цену, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.

Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить характеристики рыночного спроса и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса.

Пределом монопольно высокой цены является величина платежеспособного спроса: если монополия установит цену на слишком высоком уровне, то объем продажи может значительно сократиться, что приведет к уменьшению прибыли.

Цены, по которым покупается сырье у немонополизированных производителей, не могут долгое время находиться на монопольно низком уровне, так как не смогут обеспечить воспроизводство этой группы производителей.

В условиях монополии становится другим и характер зависимости между уровнем цен и величиной издержек производства. Уменьшение издержек не ведет, как правило, к автоматическому снижению цен на монополизированном рынке. И в то же время рост издержек зачастую используется монополией для установления более высоких цен.

Цель монополиста: производить такое количество продукции, чтобы MC = MR, и прекращать производство, когда средние издержки (АС) выше средней выручки (AR) при любом объеме производства. Монополист имеет меньший объем производства при более высокой цене производства (при аналогичной отрасли с совершенной конкуренцией и аналогичной функции издержек).

При прочих равных условиях цены при монополии выше существующих на полностью конкурентном рынке. Социальной ценой монополии являются потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы. Лернер А.П. в 1934 г. предложил индекс, характеризующий монопольную власть:

I = (P - MC) : P = 1 : E,

где I - лернеровский индекс монопольной власти ;

P - монопольная цена;

MC - предельные издержки;

Е - эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р, а I = О. Чем выше I, тем больше монопольная власть. В силу сложности определения реальных предельных издержек на практике их заменяют средними:

I = (P - АС) : Р

Лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии.

Для характеристики монопольной власти используется и индекс Херфиндаля - Хиршмана (HHI), определяющий степень концентрации рынка.

Индекс рассчитывается на основе удельного веса продукции фирмы в отрасли:

n

HHI = a (Si)2 ,

i=1

где S - доля i-го предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли

(i = ,2:.n ), при этом S1 ? S2 ? : ? Sn

В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой HHI = 1800. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При этом индекс отражает реальное положение рыночной структуры лишь в том случае, если учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

Господство многоотраслевой монополии облегчает перемещение капитала из отрасли в отрасль и в то же время ставит барьеры для проникновения в сферу ее деятельности других фирм, особенно менее крупных. Тем самым затрудняется перелив капитала, выравнивание отраслевых норм прибыли в единую среднюю.

Подрыв монополией внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции дает ей возможность извлекать монопольную прибыль.

Получение монопольной прибыли обеспечивается монополизацией производства и связанными с ней преимуществами в технической оснащенности и масштабах производства, в ресурсном обеспечении, более низком уровне материальных и трудовых затрат на единицу продукции. На длительный срок монополия имеет возможность присвоения дополнительной прибыли. Временной аспект чрезвычайно важен для монополии, максимизацию прибыли она обеспечивает с расчетом на длительную перспективу. А этого нельзя достигнуть, если не обеспечить сохранение монопольной позиции на рынках сбыта путем приспособления к тенденциям развития производства, вложения средств в изучение вкусов и наклонностей потребителя и т.д. Главная задача современной монополии - обеспечение исключительного положения на рынке.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы