v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгЭкономикаКурс общей экономики: Учебное пособие. Крышка В.И.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
6.4. Фирма в условиях монополистической конкуренцииСовершенная конкуренция и чистая монополия являются двумя крайними формами рыночной структуры. Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями, изучение которых, вместе с тем, необходимо для понимания многих проблем промежуточных вариантов. Анализ данных, относящихся к рыночной структуре, используется, в частности, для определения вероятности того, могут ли фирмы на рынке воздействовать на цены продаваемых ими товаров. Своеобразным промежуточным типом несовершенной конкуренции, наблюдающимся практически во всех развитых странах, является монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция предполагает наличие множества фирм, производящих дифференцированную продукцию, возможность появления новых продавцов по причине относительно свободного входа на рынок. Для монополистической конкуренции характерно следующее: Товар каждой фирмы, продающей его на рынке, не является совершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Различия в качестве товара, его внешнем виде, репутации в эксплуатации и прочих характеристиках делают продукт каждого продавца уникальным, что дает каждому продавцу меру монопольной власти. Каждый из существующих на рынке относительно большого числа продавцов удовлетворяет небольшую, но и не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм, в общем превосходят 1%, т.е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж в течение года. Сговор между фирмами практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику, объемы годовых продаж. Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса. На рынке существуют условия для свободного входа и выхода. Легко основываются новые фирмы или сокращается их число. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией привлекает новых продавцов. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, не велик. Однако, вход на рынок не настолько легок, как при совершенной конкуренции, так как новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей товарными марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество перед новыми производителями. Кроме того, достаточно легкое вступление в отрасль не означает отсутствие каких-либо ограничений для вступления в отрасль. Такими ограничениями могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или, как уже отмечалось, торговые марки. Но в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары-субституты. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар данного вида продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции, т.е. она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, а также в таких секторах экономики, как розничная торговля и сфера услуг. Монополистический конкурентный рынок обладает двумя характеристиками: во-первых, фирмы конкурируют, продавая похожие продукты, которые в то же время не абсолютно взаимозаменяемы; во-вторых, проникновение новых фирм на рынок не ограничено - новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам - выйти, если товары перестали пользоваться спросом. Модель монополистической конкуренции предполагает, что каждая фирма на рынке настолько мала, что ни одна из них не находится в существенной зависимости от действий других. Продукт каждой фирмы несколько отличается от товаров, производимых конкурентами. Поэтому каждая фирма может, по крайней мере, незначительно поднять цены, не потеряв при этом своих покупателей. Дело в том, что некоторые потребители придают большее значение, чем другие, хорошему стилю и другим рыночным преимуществам, предлагаемым фирмой. В этом случае фирма будет получать прибыль несколько большую. Однако это происходит недолго, так как доходы привлекают новые фирмы. В результате появления на рынке новых фирм происходит следующее: во-первых, спрос на товары ранее существовавших фирм падает, поскольку товары новых фирм, несмотря на то, что они не идентичны продукции существующих фирм, являются их субститутами. во-вторых, приспосабливаясь к новой конкуренции, фирмы, уже действующие на рынке, могут увеличить расходы на рекламу, улучшить свои товары или предпринять другие усилия по возвращению своих потребителей. В результате этих действий средние общие издержки возрастут. Сокращение спроса на продукцию старых фирм или возрастание затрат, или то и др. вместе - будет продолжаться до тех пор пока не останется доходов, привлекающих новые компании. Результатом будет состояние долгосрочного равновесия. Монополистическая конкуренция аналогична свободной конкуренции, но является ли она эффективной рыночной структурой подобно совершенно конкурентным рынкам? По ряду причин рыночный механизм в отрасли с монополистической конкуренцией является неэффективным. Во-первых, в отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена рынка монопольной конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Во-вторых, фирмы на рынке монополистической конкуренции имеют резервные производственные мощности, т.е. не полностью используют свои производственные мощности, поскольку постоянно меняется конъюнктура. Подобная неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. И вместе с тем, вряд ли следует относить монополистическую конкуренцию к социально нежелательным экономическим явлениям, которые следует регулировать правительству. Поскольку, во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции монополистическая власть невелика. Следовательно, любые чистые убытки от монопольной власти будут также невелики. А так как спрос на товары фирм достаточно эластичен, то и их резервные мощности будут также невелики. Во-вторых, неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет важного преимущества, которое обеспечивает монополистическая конкуренция, - широкого ассортимента товаров. Большинство потребителей ценят возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и марок. Польза от разнообразия товаров может быть большой и легко перевесить издержки от нерентабельности и неэффективности. Вместе с тем следует отметить, что существует и обратная точка зрения, согласно которой монополистическая конкуренция вряд ли является "эффективно конкурентной", поскольку не приводит к совершенно эффективному распределению ресурсов, так как создает "слишком" большое разнообразие товаров, относящихся к одной группе, растут затраты на рекламу товаров и т.п. В целом же следует отметить, что подобно монополии и в отличие от совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, как правило, не приводит к совершенно эффективному распределению ресурсов. И вместе с тем в отличие от каждой из крайних моделей конкуренции, монополистическая конкуренция широко распространена в современной экономике. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |