v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгЭкономикаОбщая экономика: Учебник. Составители: Борисова О.В., Иванченко В.В., Иньшин Г.Я., Кальманович Г.М., Каплинская И.Е., Мищенко О.А., Немировская О.В., Обиремко С.И., Солопова Н.Н., Шутова Н.А., Ярцева Н.В.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
5.2. Природа фирмыДолгое время экономическая теория исходила из данности фирм, считалось что такая система организации производства была органически присуща рынку. Однако участившиеся факты раскоординированности функционирования различных рыночных систем заставили ученых обратиться к исследованию природы фирм. Начало исследованиям положил Фрэнк Найт в работе "Риск, неопределенность и прибыль", в которой он обратил внимание на проблемы несовершенства рыночного механизма и потерь для фирм, которые возникают в связи с этим. В дальнейшем исследованием природы фирм занялся американский экономист Рональд Гари Коуз. В своей работе "Природа фирмы" Коуз связал причины появления фирм на рынке именно с издержками функционирования рыночного механизма, которые получили название трансакционных (от понятия "трансакция", которым обозначают сделку или соглашение, сопровождаемую взаимными уступками). Рональд Коуз задался вопросом, который можно сформулировать двояко: 1) если конкурентные рынки эффективны, как объяснить существование фирм, которые внутри своей структуры стараются обходиться без рыночных сделок? 2) если фирмы имеют преимущества в сравнении с рынком, как объяснить, почему они не вытесняют его полностью? По мнению Р. Коуза, именно наличие трансакционных издержек объясняет появление такого особенного механизма, который называется фирмой. Действительно, если необходимость прибегать к рыночному механизму формирования цен и условий реализации продукции обходится производителю слишком дорого, то он будет стремиться прибегнуть к иным внерыночным способам установления цен, т.е. к долговременным договоренностям с покупателем продукции о величине цены и условиях купли-продажи. В этом случае возникнет механизм установления так называемых устойчивых сделок. Устойчивые сделки представляют собой договоренность о поддержании цены на одном взаимовыгодном обеим сторонам уровне. Таким образом, механизм рыночного ценообразования исключается. Устойчивая сделка представляет собой форму планирования деятельности друг за друга. Партнер приобретающий на долговременной основе продукцию планирует производство, качество, гарантии, условия поставки у производителя. Производитель, в свою очередь, устанавливает условия и ритмичность оплаты продукта, а следовательно, и условия получения доходов для того, чтобы производить расходы, у потребителя. Безусловно, Р. Коуз понимал, что установление контрактных устойчивых отношений достаточно дорогостоящее дело. Фирмы в этом случае несут достаточно серьезные издержки называемые организационными. Речь идет о необходимости проведения специального анализа вариантов возможного партнерства, командировочных, канцелярских, информационных и иных затратах. Тогда эти затраты сравниваются с величиной возможных трансакционных издержек и появляется основа для принятия наиболее эффективного решения: если трансакционные издержки больше организационных, то производитель и потребитель прибегнут к механизму устойчивых сделок, если же величина организационных окажется более значительной, то будет работать механизм мгновенной сделки, характерный для рынка. Под трансакционными издержками следует понимать издержки функционирования системы обмена, или, говоря точнее, во что обходится использование рынка, чтобы обеспечить размещение ресурсов, и передача прав собственности. Они подразделятся на четыре основных группы: 1. Издержки вычленения. Существует проблема неотделимости совокупных издержек вычленения. Экономическая деятельность людей в сфере производства и потребления носит все более ярко выраженный коллективный характер. Зачастую бывает невозможно выделить долю участия каждого в совместно произведенном или совместно потребленном благе, а иногда сама возможность вычленения слишком дорогостояща. Т.е., рыночный механизм требует точной оценки и мгновенной оплаты доли произведенного или потребленного блага, а это невозможно или слишком дорого. Например, проезд в городском общественном транспорте чаще всего осуществляется согласно тарифу на проезд (стоимость 1-й поездки) независимо от расстояния, которое преодолел пассажир, хотя установление такого контроля возможно, но обойдется слишком дорого. Можно представить картину, когда на одного пассажира будет приходиться один кондуктор. 2. Издержки информации. В идеале рыночная информация общедоступна и достоверна. Однако, на практике и производители и потребители вынуждены затрачивать значительные средства для получения и проверки достоверности информации, чтобы принимаемые ими решения были оптимальны или по меньшей мере рациональны. Например, проверка возможных предложений ресурсов для фирмы производителя заставляет нести затраты на маркетинговые исследования всех вариантов предложения. 3. Издержки поведения. В идеале полагается, что поведение потребителей и производителей на рынке отличается рациональностью, однако, даже лучшее по цене и условиям продажи предложение товара может не вызвать адекватную реакцию спроса. 4. Издержки масштаба. Наиболее важный вид трансакционных издержек. Он связан с невозможностью очень точно предположить количество продукта, которое будет реализовано на рынке, а следовательно, с точностью до единицы построить план производства товара. Может возникнуть как недопроизводство, так и излишек произведенной продукции. Исследование трансакционных издержек оказалось чрезвычайно важным и многие современные теории микроэкономики строятся на достижениях этого направления экономической теории. Исходя из рассмотренной выше природы фирм попытаемся выделить существенные признаки данного элемента экономического пространства. В современной теории под фирмами понимают такие предприятия, которые наряду с производственным звеном включают в себя и сбытовое звено. Весьма существенны формальные и содержательные признаки фирм. К числу формальных признаков (атрибутов) относят: особенное название, не повторяющееся в пределах данного регистрационного района; юридический адрес фирмы; торговый знак и торговая марка; эмблема, логотип, герб; рекламный лозунг; штампы, печати, бланки и т.п. Отметим, что формальные атрибуты фирмы нуждаются в регистрации, дабы исключить возможность их использования другими субъектами. Они являются объектами авторского права, интеллектуальной собственностью фирмы. В числе содержательных характеристик отметим: Фирмы являются наиболее приемлемым способом реализации способностей и возможностей людей их составляющих. Владение фирмой, участие в ее деятельности позволяют человеку получить достаточно высокую степень экономической свободы, которая чрезвычайно привлекательна для индивида. Фирмы являются внутренне противоречивыми, конфликтными системами. Основа конфликта - результаты деятельности предприятия. Внутренняя конфликтность фирмы вызвана наличием в ней собственников и несобственников, т.е. лиц наемного труда. Важно отметить, что основная задача при формировании внутреннего пространства фирм состоит в недопустимости антагонизма экономических интересов участников фирмы, до такой степени, при которой конфликт взорвет фирму изнутри. Фирмы являются сложными коммуникационными системами. Выделяют коммуникации двух типов: внутренние и внешние. Внутренние представляют собой систему силовых, технико-экономических и эмоциональных отношений между руководителями и подчиненными, в кругу самих руководителей и самих подчиненных, а также между подразделениями предприятия. Внешние коммуникации представляют собой связи, возникающие у фирмы с элементами внешней Среды в их числе. Выделим отношения фирмы и потребителей, поставщиков ресурсов, партнеров по сбыту, конкурентов и государства. Фирмы являются способом реализации контрактов и прав собственности на рынке. Фирмы являются потребителями ресурсов и в силу этого производителями продукции. Важным вопросом теории фирмы является выделение наиболее значимых типов фирм. Имеются многочисленные примеры типизации фирм: по форме собственности, по объекту производства, по типу деятельности, по организационно-экономической форме, по системе управления и т.д. Мы полагаем наиболее важным выделить три основных типа фирм: Компании с одним владельцем. Представлены предприятиями, собственность в которых и право принимать экономические решения принадлежат одному лицу или семье. Такие предприятия являются самыми распространенными в развитых рыночных системах. Их доля в общем числе предприятий составляет до 90% от общего числа предприятий. Они пользуются поддержкой государства, так как создают условия социальной стабильности общества. Этот тип фирм чрезвычайно развит в сельском хозяйстве, розничной торговле, сфере услуг. Достоинством таких предприятий является высокая степень экономической свободы. Недостатком - высокая степень экономического риска и ответственности. Партнерства. Представляют экономическую форму объединения усилий двух или нескольких лиц, для реализации совместных целей. Распространены в сфере торговли, строительстве, юриспруденции, медицине, бухгалтерском учете и аудите, сфере услуг. Достоинством является синергизм, недоступный частным фирмам, при котором усилия нескольких партнеров значительно многократно расширяют возможности фирмы. Корпорации. Высокоразвитая форма современных фирм представляет собой устойчивую систему независящую от воли совладельцев, которая построена на разделении капитала предприятия на доли, владение которыми позволяет участвовать в принятии решений и дает право на получение пропорциональной части от общего дохода предприятия. Корпорации составляют основу экономики промышленно развитых стран мира, так как именно они производят основную массу товарной продукции. Современные корпорации являются удобной формой привлечения капитала мелких вкладчиков в качестве части применяемого капитала. Наиболее распространенной формой корпораций являются акционерные общества различного типа. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |