v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгЭкономикаСтратегии бизнеса: аналитический справочник / Под общей редакцией Г.Б. КлейнераВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
4.2. Товарно-рыночная стратегияПод товарно-рыночной стратегией понимается комплекс стратегических решений, определяющих номенклатуру, ассортимент и объемы производства, а также способы продвижения и реализации продукции (товаров или услуг). Товарно-рыночная стратегия, как видно из определения, включает в себя две большие группы решений: решения, касающиеся непосредственно самого товара, производимого предприятием, и решения, касающиеся действий предприятия по реализации этого товара. Заметим, что в товарно-рыночную стратегию входят не все решения по внешнему поведению предприятия на рынке, часть из них относится к другим разделам стратегии – ресурсно-рыночной, финансовой и интеграционной. Однако несомненно, что с точки зрения отдельного потребителя продукции предприятия или группы потребителей основные стратегические решения предприятия в рыночной сфере концентрируются в рыночной подгруппе его товарно-рыночной стратегии. Таким образом, стратегия, которой посвящен данный раздел, складывается из собственно товарной стратегии (решения, связанные с объемом, структурой и качеством производимой продукции – товаров или услуг) и стратегии поведения предприятия на товарном рынке. С некоторой долей условности можно также охарактеризовать этот вид стратегии как стратегию маркетинга. Дело в том, что под маркетингом понимают в общем случае «вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Котлер, 1990). При таком определении под стратегию маркетинга с трудом подходит деятельность по реализации продукции целого ряда унитарных предприятий (см. п.2.2), ориентирующихся на выполнение государственных или муниципальных заказов. Поэтому мы предпочитаем более широкое понятие товарно-рыночной стратегии. В свою очередь, товарная стратегия включает в себя номенклатурно-ассортиментную, инновационную и объемно-масштабную стратегию. Какие же решения в сфере определения структуры и объемов производства относятся к стратегическим? В принципе все номенклатурные (т.е. касающиеся номенклатуры производства) решения можно свести к следующим вопросам: - осваивать ли производство того или иного нового, т.е. не производившегося к моменту постановки вопроса, продукта (товара)? - отказаться ли от производства того или иного выпускаемого к моменту принятия решения продукта? Однако признаками стратегических обладают не все подобные решения, хотя в области номенклатурной политики предприятия высок удельный вес стратегических решений. По традиции на промышленных предприятиях именно решения о включении или снятии той или иной номенклатурной позиции считаются наиболее важными. Однако даже постановка на производство достаточно масштабного и нового изделия, связанная с существенными изменениями в технологии, не всегда может быть расценена как труднообратимое и имеющее долговременные последствия решение. К примеру, если речь идет о расширении действующего производства с помощью строительства нового цеха, то такое решение, хотя и требует высоких затрат ресурсов, может быть тактическим в случае, если есть уверенность, что недостроенный цех может в любой момент быть продан другому юридическому лицу по цене, полностью компенсирующей произведенные затраты. Решение о постановке на производство нового вида товара относится к стратегическим, если выполнено одно или несколько из следующих условий: · данное изделие позволит предприятию проникнуть в новый значительный сегмент рынка (повысит его рыночный потенциал); · выпуск данного изделия существенно улучшит деловой имидж предприятия; · выпуск изделия станет «выигрывающим ходом» в конкурентной борьбе с другими производителями; · освоение и реализация изделия позволят существенно улучшить финансовое состояние предприятия; · реализация изделия позволит установить (поддержать) кооперационные связи с важнейшими поставщиками сырья, материалов или оборудования; · освоение изделия связано с реализацией новых перспективных технологических процессов, повышает технико-технологический потенциал предприятия; · освоение нового изделия потребует существенного роста квалификации персонала, объединения коллективных усилий работников предприятия (повышение социального потенциала); · освоение изделия позволит на деле реализовать или проверить новые прогрессивные формы организации и управления производством (повышение организационно-управленческого потенциала предприятия). Подобным же образом решение о снятии с производства изделия будет носить стратегический характер, если выполнено хотя бы одно из приведенных выше условий в измененной соответствующим образом формулировке (например, вместо освоения перспективных технологий речь должна идти об утрате технологий и т.п.). В ряде руководств по стратегии бизнеса товарно-рыночная стратегия фигурирует как стратегия «продукт-рынок» и рассматривается как самостоятельный вид стратегии для каждого продукта. Именно на этих подходах базируется построение таких знаменитых характеристик стратегического состояния предприятия, как «матрица Бостонской консультативной группы» (БКГ) или матрица группы «Мак-Кинзи» (см., например, Экономическая стратегия фирмы, 1995; Коно, 1987 и др.). Если же исходить из концепции предприятия как единого целого, то в качестве основной самостоятельной единицы рассмотрения при стратегическом подходе выступает не отдельная позиция в номенклатурном перечне продукции и услуг, а вся номенклатура предприятия в целом. Это дает не только целостный взгляд, но и позволяет оценить синергические эффекты взаимодействия отдельных, производимых в настоящее время или ранее продуктов, особенно важные для стратегического анализа (см. пример в п. 7.1). Поэтому представляется более целесообразным говорить не о стратегии «продукт – рынок», а о товарно-рыночной стратегии предприятия (это, конечно, лишь указывает акценты, но не означает отказа от анализа положения и перспектив отдельных изделий предприятия). В качестве стратегических выступает обычно совокупность таких решений, в результате реализации которых предприятие приобретает новый «номенклатурный облик», переходит от одного номенклатурного типа к другому. Каким же образом проводится эта типизация, что может служить «структурообразующими признаками» для различных вариантов номенклатуры производимой продукции? Очевидно, ответ на этот вопрос требует более детального анализа самого понятия номенклатуры, выявления возможных связей и отношений на множестве номенклатурных единиц, т.е. видов производимой продукции. Состав этих взаимосвязей зависит от состава и структуры признаков, характеризующих каждую номенклатурную единицу. При описании любого продукта как результата производства важны три его характеристики: технология его производства; исходные продукты для производства, место данного продукта в ряду продуктов, получаемых последовательной переработкой других изделий; характер и особенности потребления. Удобно характеризовать каждую номенклатурную позицию в условной системе координат, отражающих эти признаки. Пусть вертикальная ось Z отражает положение продукта в ряду последовательных переделов продукции, горизонтальные оси характеризуют соответственно технологические и потребительские особенности продукта. Будем считать, что горизонтальные оси X, Y системы координат представляют собой шкалы, отражающие свойство «близости» продуктов по данным признакам. Тем самым имеется в виду, что определено понятие «близких» технологий (в качестве измерителя такой близости может фигурировать, например, стоимость замены оборудования, необходимого для одной технологии, оборудованием, необходимым для другой; разница в длительности операционного цикла по сравниваемым технологиям либо иной индекс технологической эффективности производства). Аналогичным образом предполагается, что на множестве Y вариантов потребления также определено понятие близости, так что можно говорить о близости потребления различных продуктов. Сегментация множества потребителей, вообще говоря, может идти по разным признакам – пространственной, т.е. географической, близости (классический пример: зубная паста и щетка для чистки зубов); близости тех или иных значений характеристик покупателей (пример: продажа ультрамодной одежды лицам одной возрастной группы); близости способа, технологии или цели потребления (пример: искусственные и естественные новогодние елки). Вертикальная ось отражает положение продукта в частично упорядоченной системе «производство – потребление»: чем выше точка на оси, тем ближе соответствующий продукт к непосредственному потреблению. Выше проекции каждого данного продукта на вертикальную ось лежат точки, соответствующие продуктам, производимым на основе данного (рис. 4.2.1). Теперь все входящие в номенклатуру выпуска изделия, близкие по потребительским качествам, изображаются точками, расположенными вблизи некоторой плоскости, параллельной координатной плоскости ZX. Если же изделия производятся на базе близких (в каком-то зафиксированном смысле) технологий, то точки группируются вблизи плоскости, параллельной координатной плоскости ZY. Наконец, если никакое изделие не производится путем переработки других входящих в номенклатуру предприятия изделий, то такая номенклатура изображается точками, лежащими в плоскости, параллельной плоскости XY. Прежде чем сформулировать понятие и варианты номенклатурного типа предприятия, необходимо уточнить понятие номенклатуры как совокупности видов производимых изделий. Вопрос о том, что считать «видом» изделия, не решается, к сожалению, однозначно. До недавнего времени номенклатура промышленной и сельскохозяйственной продукции формировалась в соответствии с Общесоюзным классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), предусматривающим внесение в него всех новых образцов продукции. Десятизначный код, который присваивался на стадии постановки на производство каждого нового изделия, предусматривал шесть знаков для описания высших классификационных группировок – класса (два знака), подкласса (один знак), группы (один знак), подгруппы (один знак) – и четыре знака для внутривидовой идентификации изделия. В случае применения ОКП вид изделия естественным образом определялся первыми шестью знаками кода изделия. В настоящее время прежняя система классификации продукции в России утеряна, а новая еще не общепринята. Можно, конечно, пользоваться внутрипроизводственной классификацией продукции, но тогда сравнение разных предприятий по принадлежности к тому или иному номенклатурному типу будет не вполне корректным. Поэтому лучше ориентироваться на ОКП или приближенную к нему систему. Как правило, изделия ОКП группировались по принципу близости функционального назначения в сочетании с принципом близости технологии производства. При альтернативных подходах можно ориентироваться только на близость потребления или только на технологическую близость. По нашему мнению, для стратегического анализа наиболее естественной была бы группировка по технологической близости изделий. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |