v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Экономика: Экономика отрасли: Учебное пособие / Сост. Н.Н. Пушина - 2. ПОНЯТИЕ И ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ 2.1. Понятие рыночной власти -"Электив"

Книги, главы из книг

Экономика

Экономика отрасли: Учебное пособие / Сост. Н.Н. Пушина

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

2. ПОНЯТИЕ И ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ 2.1. Понятие рыночной власти

2. Понятие и оценка рыночной власти

2.1. Понятие рыночной власти

Экономическая теория исходит из того, что целью любого предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли, что в большинстве случаев вызывает стремление фирм к возможности контролировать ситуацию на рынке товара с тем, чтобы задавать свои условия всему рынку. Западные экономисты выявили следующую зависимость, что, если доля рынка предприятия не превышает 7 %, то его норма прибыли не превышает 10 %; при увеличении доли рынка до 18 % норма прибыли возрастает до 14 %; если доля рынка составляет не более 22 %, то норма прибыли не превысит 18 %; но как только доля рынка начинает превышать 33-35 %, норма прибыли резко возрастает до уровня 32 %. То есть чем больше доля рынка предприятия, тем больше его оборот, а при одновременном увеличении нормы прибыли, сумма прибыли такого предприятия будет расти большими темпами, чем у конкурентов с меньшей долей рынка.

Эта зависимость подтверждается данными официальной российской статистики по отраслям промышленности, приведенной в табл. 4.

Таблица 4

Характеристика уровня рентабельности продаж от уровня концентрации

на примере отраслей промышленности (по данным 2000 г.)

Отрасль промышленности

CR3, %

Рентабельность продаж (Ур), %

1. Электроэнергетика

15,6

13,5

2. Топливная промышленность

30,7

51,1

Нефтедобывающая

42,9

66,7

Нефтеперерабатывающая

36,5

34,5

3. Черная металлургия

38,0

25,6

4. Цветная металлургия

37,6

51,6

5. Химическая и нефтехимическая

12,6

17,0

6. Машиностроение и металлообработка

15,0

14,1

7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности

12,0

16,5

8. Промышленность строительных материалов

5,2

9,0

9. Легкая промышленность

5,0

7,2

10. Пищевая промышленность

4,9

10,1

Форма корреляционной зависимости: Ур = 1,00757 + 1,19066 * CR3

при значении коэффициента корреляции R = 0,76404

При использование корреляционного анализа средствами табличного редактора Excel выявлено, что форма линейной зависимости между уровнем концентрации продаж, приходящихся на 3 крупнейших предприятий отрасли (CR3), и уровнем рентабельности продаж (Ур) имеет следующий вид:

Ур = 1,00757 + 1,19066 * CR3. (4)

То есть при увеличении значения CR3 на 1% уровень рентабельности продаж повышается на 1,19%. При этом значение коэффициента корреляции R = 0,76404 говорит о достаточно высокой зависимости уровня рентабельности продаж от уровня концентрации предприятий в отрасли, а значит и от доли рынка крупнейших предприятий. Проще говоря, чем больше доля рынка, тем больше прибыль предприятия.

Однако, на практике большинство предприятий преследует другие цели, как экономические (увеличение доли рынка, увеличение оборота предприятия, получение суммы целевой прибыли и т.п.), так и социальные (рост доходов работников предприятия, улучшение социальной базы предприятий и т.п.) /4/. Но достижение этих целей возможно только в условиях увеличения объемов продаж, что возможно опять же только в том, случае когда предприятие может задавать свои условия рынку.

Если отдельные субъекты рынка (как продавцы, так и покупатели) имеют реальную возможность контролировать и воздействовать на товарный рынок, на котором они осуществляют свою деятельность, то можно говорить о том, что они обладают определенной рыночной властью. Таким образом, рыночная власть определяется возможностью отдельных субъектов рынка воздействовать на ситуацию в отрасли, в первую очередь, на рыночную цену и объем продаж товара.

Так, если в условиях совершенной конкуренции ни один из продавцов не в состоянии оказывать существенного влияния на цену товара и все воспринимают ее как внешний фактор, складывающийся под воздействием рыночного спроса и предложения, то, можно сказать, что ни один из них не обладает рыночной властью. В условиях монополии, производитель имеет возможность устанавливать свои объемы производства и цену исходя только из своих личных целей, что говорит о наличии у него абсолютной рыночной власти.

В тоже время рыночная власть может проявляться в том, что производитель может оказывать влияния на требования к качеству товаров, использование рекламы, марки и др., в том, что предприятие может быть лидером в разработке и создании новых товаров, в том, что предприятие-продавец каким-либо образом создало приверженность покупателей к товару. В результате этого, несмотря на возможные изменения цены (повышение или понижение), покупатели не отказываются от приобретения товара. Власть покупателя может проявиться в том, что он может отказаться от приобретения и возвратить товар в случае его ненадлежащего качества, в том, что предприятие-покупатель может выбирать поставщика, может повлиять на изменение условий договора поставки и т.п. Таким образом, на практике (за исключением условий совершенной конкуренции) все продавцы и покупатели в той или иной степени обладают определенной рыночной властью. Поэтому различают власть производителя или продавца - монопольную власть, и власть потребителя или покупателя - монопсоническую власть, однако, чаще всего речь ведется о власти монопольной. Также можно отметить, что рыночная власть предприятия на рынке складывается из его власти как продавца на товарном рынке и из его власти как покупателя на рынке ресурсов.

Таким образом, рыночная власть может проявляться как со стороны продавца, так и со стороны покупателя:

либо над всем товарным рынком в целом, при этом будет иметь место абсолютная рыночная власть, что встречается достаточно редко в условиях естественных монополий и (или) монопсонии;

либо над определенным сегментом рынка (через создание приверженности отдельного сегмента покупателей товару или марке по причине высокого качества товара, его престижности, разрекламированности и др.);

либо, в некоторых случаях, над отдельным покупателем или продавцом (например, при проведении тендеров на получение госзаказа, аукционе и др.).


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы