v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгЭкономикаЭкономика отрасли: Учебное пособие / Сост. Н.Н. ПушинаВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Показатели рыночной власти отдельного продавцаДля оценки рыночной власти отдельного продавца используются следующие показатели: 1. Доля рынка - это объем продаж отдельной фирмы в общем объеме продаж отрасли. Чем больший объем продаж приходится на отдельно взятую фирму, тем больше возможностей она имеет для контроля за ситуацией на рынке, для контроля за ценой на свой товар, тем большей монопольной властью она обладает. В российском антимонопольном законодательстве по показателю доли рынка оценивается монопольное положение предприятия на товарном рынке /1, 2/. Предприятие может быть признано монополистом в следующих случаях: безусловным монополистом признается предприятие, доля которого на товарном рынке составляет 65 и более процентов; в отдельных случаях монополистом может быть признано предприятие, доля которого на товарном рынке составляет 35 и более процентов (при условии, что все остальные предприятия имеют меньшую долю рынка). Характеристика некоторых отраслей промышленности по количеству предприятий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, и их доле в общем объеме производства отрасли приведена в табл. 5 /15/; Таблица 5 Характеристика отраслей промышленности по количеству предприятий, занимающих доминирующее положение, 2000 г.
Отрасли промышленности Число хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение Удельный вес хозяйствующих субъектов, %
в общем количестве предприятий в общем объеме производства отрасли
Промышленность, всего: 254 1,0 16,7
в том числе
1. Топливная промышленность 6 1,0 5,3
2. Черная металлургия 28 9,8 67,9
3. Цветная металлургия 25 5,0 10,7
4. Химическая и нефтехимическая промышленности 41 6,1 35,2
5. Машиностроение и металлообработка 125 2,0 24,3
6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности 11 0,4 18,9
7. Промышленность строительных материалов 4 0,2 2,5
8. Легкая промышленность 1 0,03 0,5
9. Пищевая промышленность 7 0,1 0,3
2. Коэффициент Лернера (KL) - показатель монопольной власти фирмы, который характеризует насколько цена (Р) превышает предельные издержки (МС) /11/: P - MC KL = -----------. (5) P
Чем на большую величину цена превышает предельные издержки, тем большей монопольной властью обладает продавец (рис. 6). В условиях совершенной конкуренции фирмы устанавливают цены на уровне предельных издержек, то есть коэффициент Лернера равен нулю, что означает отсутствие у фирм какой-либо монопольной власти. Так как в условиях совершенной конкуренции предприятия устанавливают цены на уровне предельных издержек, то в формуле (5) МС можно заменить значением цены в условиях совершенно конкурентного рынка (Рс.к.).
а) б) Р, ден. ед. Р, ден. ед. Р - МС
МС Р - МС МС Р Р
D D Q, шт. Q, шт. MR MR
Кроме этого, величина монопольной власти продавца обратно пропорциональна эластичности спроса по цене, то есть, чем более эластичен спрос по цене, тем меньшей монопольной властью обладает производитель. На рис. 6 рассмотрена ситуация, когда фирмы в условиях равных предельных издержек обладают разной монопольной властью. В случае, когда спрос более эластичен (см. рис. 6а), цена превышает предельные издержки на меньшую величину, чем в случае, когда спрос менее эластичен (см. рис. 6б), то есть в первом случае, согласно формуле (5). Поэтому коэффициент Лернера можно рассчитывать следующим образом /11/:
1 KL = - -----, (6) Еd
где Еd - эластичность спроса по цене. В случае невозможности расчета показателя предельных издержек (МС) или, если МС величина постоянная, в отдельных случаях в формуле 4 их можно заменить значением средних суммарных издержек (АТС) /11/:
P - АТС KL = -----------. (7) P
В этом случае коэффициент Лернера будет соответствовать показателю рентабельности продаж. Чем выше рентабельность продаж в условиях одинакового уровня цен, тем ниже значение средних издержек, тем эффективней используются на предприятии ресурсы. Если же уровень средних издержек разных предприятий примерно одинаков, а цены существенно различаются, тем выше в глазах покупателя престиж и полезность товара с более высокой ценой. Поэтому, достаточно часто, считают, что коэффициент Лернера характеризует степень приверженности покупателя к товару. Также существуют особенности расчета этого показателя в условиях олигополии /4/; 3. Коэффициент Бэйна, который показывает отношение экономической прибыли предприятия к собственному капиталу; 4. Коэффициент Тобина, который характеризует отношение рыночной и восстановительной стоимости активов предприятия. При этом рыночная цена фирмы зависит от ее успехов на рынке, а восстановительная стоимость активов, определяется стоимость активов в ценах на момент переоценки; 5. Коэффициент Папандреу, который учитывает действие двух факторов: степень взаимозаменяемости товара одного производителя товаром другого производителя и количества предприятий на рынке. Чем больше действует на рынке предприятий, тем выше взаимозаменяемость товаров различных производителей, тем ниже их рыночная власть. Соответственно, чем меньше предприятий действует на рынке тем, меньше взаимозаменяемость между их товарами, а в условиях отсутствия товаров-заменителей при монопольном рынке, рыночная власть производителя максимальна. Также этот необходимо учитывать производственные мощности производителей товаров-заменителей. Вполне возможна ситуация, что в условиях высокой взаимозаменяемости товаров, ни один из производителей не может существенно повлиять на ситуацию на товарном рынке вследствие ограниченности производственных мощностей. Для этих целей рассчитывается коэффициент проникновения (показатель монопольной власти Папандреу) (PI):
( Qi Pj PI = (j ----------- * --------, (8) ( Pj Qi
где Qi - объем спроса на товар предприятия, обладающего монопольной властью; Pj - цена конкурента (конкурентов), ден. ед.; (j - коэффициент ограниченности производственной мощности конкурента, как отношение потенциального увеличения объемов выпуска в случае увеличения спроса на товар при снижении цены (0 <= (j <= 1); j - конкурент. Однако последних три коэффициента широкого применения не имеют /4/. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |