v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Экономика: Экономика отрасли: Учебное пособие / Сост. Н.Н. Пушина - Показатели уровня концентрации отрасли -"Электив"

Книги, главы из книг

Экономика

Экономика отрасли: Учебное пособие / Сост. Н.Н. Пушина

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Показатели уровня концентрации отрасли

Для оценки общего уровня концентрации отрасли используются следующие показатели:

1. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

n

HHI= ( Х2i, (9)

i = 1

где Хi - доля фирмы в отрасли, %;

n - число фирм в отрасли.

Этот показатель одновременно учитывает количество фирм в отрасли и их долю на рынке. Чем меньше фирм в отрасли, чем больше их доля, тем больше значение этого показателя, тем выше монопольная власть фирм в отрасли. Если значение данного индекса равно 10000, то это означает, что отрасль является абсолютной монополией. Для американской экономики считается, что, если значение индекса Герфиндаля-Гиршмана в какой-либо отрасли превышает 1800 (в этом случае доля крупнейшей фирмы в отрасли составляет не менее 45% и значит, что как минимум одна фирма в ней имеет возможность «диктовать» свои условия на рынке), то отрасль считается высоко концентрированной. В такой отрасли любые слияния и объединения фирм, увеличивающие значение этого показателя более, чем на 50 пунктов, запрещаются. Если значение индекса колеблется от 1000 до 1800, то отрасль считается средне концентрированной, и в ней запрещены слияния и объединения фирм, увеличивающие значение показателя более, чем на 100 пунктов. Если значение индекса ниже 1000, то отрасль считается слабо концентрированной, и в ней разрешены любые слияния и объединения предприятий.

Следует отметить, что для отраслей, где количество предприятий велико, индекс Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается по 50 крупнейшим предприятиям;

2. Коэффициент концентрации продаж (CRI), приходящихся на 3…8 крупнейшие фирмы отрасли:

k

CRi= ( Хi, (10)

i = 1

где k – количество фирм, для которых рассчитывается коэффициент концентрации.

По существу это доля рынка, занимаемая 3…8 крупнейшими фирмами в отрасли. Данная ситуация, часто встречается на практике в условиях олигополии и, если на 3 крупнейшие фирмы отрасли приходится свыше 70-80% рынка, то считается, что эти фирмы обладают большей монопольной властью, чем оставшиеся фирмы.

В российской практике эти два показателя используются в совокупности для оценки уровня концентрации в отрасли. При этом используются следующие критерии:

1. HHI < 1000, СR3 < 45% - уровень концентрации в отрасли низкий;

2. 1000 < HHI < 2000, 45% < СR3 < 70% - уровень концентрации в отрасли средний;

3. HHI > 2000, СR3 >70% - уровень концентрации в отрасли высокий.

В зависимости от уровня концентрации используются различные методы антимонопольного регулирования.

В табл. 6 приведена оценка общего уровня концентрации в отраслях промышленности /15/.

Таблица 6

Уровень концентрации производства по отраслям промышленности в 1995 и 2000 гг.

Отрасль

промышленности

Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой крупнейшими предприятиями отрасли, %

3 предприятиями

4 предприятиями

6 предприятиями

8 предприятиями

1995 г.

2000 г.

1995 г.

2000 г.

1995 г.

2000 г.

1995 г.

2000 г.

1. Электроэнергетика

16,0

15,6

18,9

18,7

24,4

24,2

29,6

29,3

2. Топливная промышленность

14,9

30,7

18,8

34,1

25,8

39,0

31,6

43,2

Нефтедобывающая

29,8

42,9

37,8

47,6

52,0

54,5

59,6

59,9

Нефтеперерабатывающая

37,7

36,5

45,1

44,3

57,5

57,8

69,0

67,7

3. Черная металлургия

32,5

38,0

39,5

43,0

49,3

51,3

57,0

57,5

4. Цветная металлургия

31,8

37,6

37,1

40,9

43,6

45,1

49,1

48,8

5. Химическая и нефтехимическая

11,9

12,6

14,1

15,0

17,9

19,2

21,6

22,9

6. Машиностроение и металлообработка

15,0

15,0

16,6

16,4

18,6

17,9

20,2

19,1

7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности

13,5

12,0

16,7

15,5

22,2

22,3

25,7

28,4

8. Промышленность строительных материалов

3,2

5,2

4,2

6,3

5,7

8,3

7,1

10,2

9. Легкая промышленность

3,8

5,0

5,0

6,2

6,5

8,3

8,0

10,1

10. Пищевая промышленность

2,2

4,9

2,9

6,1

4,1

8,4

5,2

10,5

Можно отметить, что наиболее концентрированными являются такие отрасли как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия и др. Данные отрасли относятся к ведущим отраслям промышленности и определяют и уровень развития страны, и темпы роста цен. Это связано с тем, что доля затрат, приходящаяся на эти отрасли в себестоимости готовой продукции велика. Если учесть, что в этих отраслях за период 1995-2000 гг. наблюдается усиление процессов концентрации, то это может привести к дальнейшему росту цен без учета изменения качества продукции. В табл. 4 приведена характеристика уровня рентабельности продаж и коэффициента концентрации по отраслям промышленности /15/. При этом более концентрированные отрасли являются и более рентабельными.

Одновременно существует показатель общего уровня монополизации экономики: удельный вес объема производства, приходящегося на 5% крупнейших предприятий народно-хозяйственного комплекса. По этому показателю уровень монополизации экономики России оценивается в 8 раз выше, чем уровень монополизации экономики США;

2.3. Индекс энтропии показывает среднюю долю предприятий на рынке, взвешенную по натуральному логарифму. Значение индекса представляет собой показатель, обратный коэффициенту концентрации предприятий в отрасли: чем выше значение индекса энтропии, тем ниже уровень концентрации продавцов в отрасли, тем меньше они могут влиять на ситуацию в отрасли;

2.4. Индекс Джини, который характеризует равномерность распределения рыночных долей между предприятиями и др.

Однако, последних два коэффициента широкого применения не имеют /4/.

Итак, стремление фирмы к увеличению прибылей практически всегда означает необходимость усиления ее рыночной власти на рынке.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы