v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Экономика: Экономика отрасли: Учебное пособие / Сост. Н.Н. Пушина - 1. Понятие отрасли. Отраслевая структура 1.1. Понятие отрасли -"Электив"

Книги, главы из книг

Экономика

Экономика отрасли: Учебное пособие / Сост. Н.Н. Пушина

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

1. Понятие отрасли. Отраслевая структура 1.1. Понятие отрасли

В настоящее время существует 2 подхода к понятию отрасли.

Первый подход рассматривает отрасль как часть народнохозяйственного комплекса, как область производственно-экономической деятельности предприятий, входящих в состав отрасли /5/. При этом под отраслью понимается совокупность предприятий, организованных по одному из отраслеобразующих признаков, к которым относятся:

1) выпуск продукции одинакового назначения и исполнения (примером объединений предприятий в отрасль по этому признаку являются такие отрасли как машиностроение и металлообработка, электроэнергетика и др.);

2) использование схожих технологий (например, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленности и др.);

3) использование одинакового исходного сырья (например, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности, стекольная промышленность и др.);

4) выполнение одинаковых функций (предприятия денежно-кредитной сферы, торговля, предприятия на рынке страховых услуг и др.).

При этом подходе дополнительным условием отнесения предприятий к одной отрасли является использование ими одинаковой технической базы, а также они должны характеризоваться специфичностью кадров и условий труда /5/. Следует отметить, что основным, отраслеобразующим признаком чаще всего выступает критерий выпуска продукции одинакового назначения и исполнения. Но это верно лишь для так называемых комплексных отраслей народного хозяйства, в состав которых могут входить другие отрасли, организованные как по этому признаку, так и по признакам выполнения одинаковых функций, использования схожих технологий, использования одинакового исходного сырья.

Если представить народнохозяйственный комплекс любой страны как совокупность предприятий, то все предприятия по их участию в процессе создания материальных благ могут относится как к производственной, так и непроизводственной сферам. Предприятия производственной сферы принимают непосредственное участие в процессе создания материальных благ, тогда как предприятия непроизводственной сферы, в большей степени, потребляют национальный продукт, перераспределяемый государством из производственной сферы (культура, спорт, образование, наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). Предприятия производственной сферы подразделяются на следующие комплексные отрасли:

Промышленность;

Гражданское и промышленное строительство;

Транспорт и связь;

Сельское хозяйство, включая лесное и рыболовные хозяйства;

Заготовительное производство, торговля, общественное питание.

Доля основных производственных отраслей в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации приведена в табл. 1 /15/.

Таблица 1

Структура производства ВВП РФ по отраслям, %

Отрасли народного

хозяйства

1990

1995

1999

2000

Валовая добавленная стоимость, млрд. руб.

Отраслевая структура народного хозяйства, %

Валовая добавленная стоимость, млрд. руб.

Отраслевая структура народного хозяйства, %

Валовая добавленная стоимость, млрд. руб.

Отраслевая структура народного хозяйства, %

Валовая добавленная стоимость, млрд. руб.

Отраслевая структура народного хозяйства, %

Промышленность

228,1

38,04

416429,0

29,32

1330200,6

31,17

2040866,8

32,67

Сельское и лесное хозяйство

99,6

16,61

102883,1

7,24

335474,7

7,86

465106,3

7,44

Строительство

57,3

9,56

121926,9

8,59

263929,4

6,18

421115,7

6,74

Прочие отрасли по производству товаров

7,6

1,27

10286,2

0,72

21726,8

0,51

28277,8

0,45

Транспорт и связь

60,2

10,04

170478,2

12,00

413674,6

9,69

534940,3

8,56

Торговля, общественное питание и заготовительное производство

36,3

6,05

282932,5

19,92

926191,8

21,70

1323673,4

21,19

Прочие услуги*

110,5

18,43

315125,9

22,19

976917,5

22,89

1433810,1

22,95

Итого

599,6

100,00

1420061,8

100,00

4268115,4

100,00

6247790,4

100,00

* включая информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, геологоразведку, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, финансовые услуги, науку, образование, культуру, здравоохранение и др.

Ведущей отраслью народного хозяйства России является промышленность (на долю промышленности в ВВП приходится около 29 – 36 %), что обуславливается следующими факторами:

промышленность охватывает производство средств труда для всех отраслей народного хозяйства;

промышленность является крупнейшим потребителем продукции строительной отрасли, сельского хозяйства и услуг транспорта;

промышленность занимается производством товаров народного потребления;

именно развитие промышленности, в свое время, сыграло решающую роль в ликвидации экономического неравенства различных регионов;

развитие промышленности стимулирует развитие науки и техники;

промышленность остается основой обороноспособности любой страны и др.

В состав промышленности входят 12 комплексных отраслей, которые можно объединить в три группы: добывающие отрасли; обрабатывающие и перерабатывающие отрасли; отрасли выпускающие готовую продукцию. В общем виде состав отраслей промышленности приведен в табл. 2 /15/.

Таблица 2

Структура промышленности РФ в 2000 г.

Отрасли промышленности

Удельный вес, %

1. Электроэнергетика

9,1

2. Топливная промышленность

20,3

3. Черная металлургия

8,9

4. Цветная металлургия

10,1

5. Химическая и нефтехимическая промышленность

7,2

6. Машиностроение и металлообработка

19,0

7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

4,6

8. Промышленность строительных материалов

2,8

9. Стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность

0,4

10. Легкая промышленность

1,6

11. Пищевая промышленность

12,8

12. Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность

1,6

Прочие

1,6

ИТОГО

100,0

Каждая отрасль, в свою очередь, делится на ряд более мелких отраслей, исходя из признака однородности выпускаемой продукции. В состав машиностроения входят тяжелое и транспортное машиностроение, станкостроение, производство инструментов. В состав транспортного машиностроения входят автомобилестроение, авиастроение, судостроение, локомотивостроение и т.д., что, в общем виде, приведено на рис. 1.

Данный подход к формированию состава и структуры отраслей достаточно прост и используется до настоящего времени в статистике для учета объемов производства по отраслям экономики. Кроме этого, в данном подходе отражается система распределения ресурсов по отраслям народного хозяйства, что может быть использовано при разработке системы межотраслевых балансов. И самое главное, в условиях плановой экономики такая отраслевая структура отражала централизованное подчинение каждого предприятия одному министерству или тресту.

Однако можно выделить недостатков, присущих данному подходу к понятию отрасли. Первый недостаток связан с тем, что большинство предприятий любой отрасли не являются узкоспециализированными, в результате чего при учете объемов производства существует необходимость выделения доли производства профильных и непрофильных продуктов.

Второй недостаток заключается в том, что по существу, предприятия, которые производят сходные товары, но из разного исходного сырья и, как следствие, с применением разных технологий, будут относиться по данной классификации к разным отраслям (например, производители стеклянных и пластиковых бутылок под минеральную воду или пиво будут относиться к разным отраслям). Это значит, что в пределах данного подхода к отрасли не учитываются процессы конкуренции, протекающие как внутри отраслей, так и между отраслями. Поэтому можно говорить о необходимости уточнения понятия «отрасли» с точки зрения потребности в нем самих предприятий. Здесь на помощь может прийти второй подход к понятию «отрасли».

Второй подход (или рыночный подход /5/) говорит о том, что границы отрасли, а следовательно и ее состав, будут определяться теми предприятиями, которые предлагают покупателям товары, относящиеся к одному товарному рынку /4/. Исходя из понятия «товарного рынка», которое используется в российском антимонопольном законодательстве, можно сказать, что в рынке под отраслью понимается совокупность продавцов, предлагающих покупателям товар, предназначенный для удовлетворения одной и той же потребности. Так, в законодательстве под товарным рынком понимается «сфера обращения товара, не имеющего заменителей, или взаимозаменяемых товаров…», степень взаимозаменяемости которых определяется функциональным назначением товаров /1, 2, 3/, а стало быть той потребностью, которую они удовлетворяют.

Таким образом, все предприятия, предлагающие товар, относящийся к одному товарному рынку, а значит удовлетворяющий одну и ту же потребность, и будут составлять одну отрасль. Но здесь необходимо сделать некоторые уточнени. Это связано с тем, что в зависимости от того, какие каналы продвижения используются производителем товара, может менятся и состав участников рынка. Рассмотрим это на примере (см. рис. 2).

Производители товара могут доводить свой товар до покупателя напрямую без посредников, как это делает Производитель 1 (ПР1), или через сеть торговых посредников, как это делают Производитель 2 (ПР2), Производитель 3 (ПР 3) и Производитель 4 (ПР4). При этом и производители, и посредники функционируют на одном товарном рынке, но в этом случае можно выделить несколько ситуаций, каждая из которых будет определять свою отрасль:


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы