v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгЭкономикаРазвитие российского финансового рынка и новые инструменты привлечения инвестиций. Энтов Р., Радыгин А., Мау В. И др.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
1.6. Правовые ограничения развития рынка частных облигаций 1.6.1. Развитие правовой базы рынка ценных бумаг: краткий исторический обзорИдеолого-правовое (но, конечно, отнюдь не реальное) оформление института частной собственности в СССР произошло весной 1991 г. Чтобы осознать неизбежность этого шага, властям потребовалось четыре года бесплодных попыток вывести страну из углубляющегося кризиса посредством косметических реформ вроде предоставления хозяйственной самостоятельности госпредприятиям, изобретения суррогатов частной собственности вроде “права полного хозяйственного ведения”, разрешения кооперативных и арендных предприятий. На рубеже 1990 и 1991 гг. постепенно пришло и осознание факта неизбежности приватизации в СССР и России, без чего - при наличии всеподавляющего госсектора - не было смысла говорить ни о праве частной собственности, ни об акциях и рынках ценных бумаг или иных атрибутах рыночной экономики. Закон СССР “О собственности в СССР” от 6 марта 1990 г. и поправки к Конституции СССР от 14 марта 1990 г. (ст.10-13) допускали наличие в собственности граждан и негосударственных юридических лиц средств производства, ценных бумаг и иных материальных и нематериальных объектов и прав, приносящих доход. По крайней мере декларативно все три легальные формы собственности - собственность граждан, коллективная (включая акционерную) и государственная - были объявлены равными с точки зрения объема прав и защиты. Союзный закон о собственности стал, помимо всего прочего, первым актом, допускающим возможность инкорпорирования и приватизации: в ст. 10 предусматривались такие методы “образования и приумножения коллективной собственности” как аренда госпредприятий работниками с последующим выкупом и преобразование госпредприятий в АО. Тем не менее, в силу отсутствия конкретных технических процедур (легальных) такие методы носили экспериментальный и единичный характер. В “Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик”, принятых 31 мая 1990 г. появилась отдельная глава, посвященная ценным бумагам. Под ценной бумагой понимался “документ, удостоверяющий имущественное право, которое может быть осуществлено только при предъявлении подлинника этого документа”. К ценным бумагам отнесены облигации, чеки, векселя, акции, коносаменты, сберегательные сертификаты и другие документы, выпускаемые в соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг. Хотя практически все указанные виды ценных бумаг, по крайней мере в единичных случаях, появились уже в 1990-1991 гг., вплоть до начала реальных приватизационных программ в России и других экс-республиках СССР государственные облигации и некоторые бумаги, связанные с торговым и кредитным оборотом, оставались доминирующей разновидностью. Тем не менее само появление такого раздела можно оценивать только положительно, тем более если учесть, что последнее упоминание об акциях было изъято из законодательства СССР в 1962 г., а АО образца 1989-1990 гг. создавались преимущественно специальными актами правительства. Первым актом о компаниях, основанным на нормах нового закона о собственности и Основ гражданского законодательства, стал Закон СССР “О предприятиях в СССР” от 4 июня 1990 г., предусматривавший такие виды предприятий как: основанные на собственности граждан (индивидуальные, семейные); основанные на коллективной собственности (коллективное, производственный кооператив, принадлежащее кооперативу, АО или иное хозяйственное товарищество, предприятия общественных и религиозных организаций); государственные и совместные (смешанные). Аналогичный российский закон был принят в декабре 1990 г. Основным концептуальным недостатком этого нормативного акта было положение о том, что образуемый за счет вкладов участников уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ остается в долевой собственности участников, а не переходит в собственность созданного ими юридического лица. Это абсурдное положение породило путаницу в вопросе об ответственности хозяйственных товариществ и обществ по своим обязательствам. Как уже отмечалось выше, первым российским нормативно-правовым актом, подробно регламентирующим правовое положение АО, права и обязанности акционеров, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации АО, стало Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601. В частности, разрешался выпуск только именных акций, как обыкновенных, так и привилегированных. При этом акция определялась как ценная бумага, выпускаемая АО и удостоверяющая право собственности на долю в уставном капитале АО (ст. 43, 47). В отношении собственно рынка ценных бумаг оно было дополнено Положением “О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР”, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78. Последнее определило ценную бумагу как денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (ст. 1). В этом документе по сути впервые затрагивались вопросы эмиссии и обращения корпоративных бумаг, а также деятельность фондовой биржи. Предусмотрено, что ценные бумаги могут существовать в виде обособленных документов или записей на счетах. Введены понятия “производных ценных бумаг” и “участников рынка ценных бумаг”. К последним отнесены “эмитенты”, “инвесторы” и “инвестиционные институты” (посредники-финансовые брокеры, инвестиционные консультанты, инвестиционные компании, инвестиционные фонды). Общее регулирование возлагалось на Министерство экономики и финансов РСФСР. Специфика приватизации нашла свое отражение в Типовом уставе акционерного общества открытого типа, утвержденном указами Президента РФ № 721 от 1 июля 1992 г. и № 1392 от 16 ноября 1992 г. Все АО, создаваемые в рамках приватизационной программы, выводились за рамки общего законодательства. В частности, предусматривались особые типы акций (А и Б), а контроль за соответствующими эмиссиями и корпоративным законодательством возлагался на Госкомимущество РФ и Российский фонд федерального имущества (их региональные структуры). В первой половине 90-х гг. стало очевидно, что действующая нормативная база начала реально сдерживать развитие рынка ценных бумаг, приток инвестиций в ценные бумаги. Она была пригодна для условий 1991-1994 гг., но не для тех условий, которые сложились в 1995-1996 годах. С 1 января 1995 г. основой законодательной базы в области АО и ценных бумаг стала часть первая Гражданского кодекса РФ, предметом регулирования которого является АО как организационно-правовая форма коммерческой организации и ценные бумаги как объекты гражданских прав. Вместе с тем, кодекс содержит лишь самые общие нормы регулирования АО. В отношении деталей в нем дается отсылка либо к будущему базовому закону об АО, либо к имеющемуся приватизационному законодательству. В отличие от утратившего силу закона о предприятиях (за исключением ст. 34 и 35), введено четкое разграничение закрытого АО (closed joint stock company) и общества с ограниченной ответственностью (limited liability society). Трехзвенная система управления предусмотрена для крупных АО с числом акционеров более 50. Помимо общего собрания в таких обществах действует Совет директоров, который в отличие от Постановления № 601 призван представлять интересы акционеров и исполнительным органом не является. Исполнительная дирекция, в свою очередь, имеет “остаточную” компетенцию. В отношении собственно ценных бумаг кодекс по сути повторил определение, данное в “Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик”: ценной бумагой является документ, удостоверяющий имущественные права,осуществление или передача которых возможны только при его предъвлении (ст. 142). К ценным бумагам отнесены: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги (ст. 143). Этот перечень не является закрытым, однако появление новых типов ценных бумаг отныне возможно лишь на основе законодательства. Тем самым была предпринята попытка одновременно решить следующие проблемы: (1) расширить по сравнению с Постановлением № 78 (которое регулировало лишь акции и облигации) предусмотренный законом перечень видов ценных бумаг; (2) пересмотреть некорректное определение акции, содержащееся в Постановлении № 601, в соответствии с которым акция удостоверяет право собственности на долю уставного капитала акционерного общества, а не обязательственное право требования акционера к обществу; (3) остановить спонтанный процесс появления новых типов ценных и квази-ценных бумаг. Следуя сложившимся юридическим традициям, кодекс допускает существование акций лишь в форме именной ценной бумаги. Кодекс также не признает “бездокументарные” акции (в виде записей на счетах) самостоятельным видом ценной бумаги, рассматривая их лишь как особый способ фиксации прав акционеров (ст. 149) наравне с ведением реестра акционеров в специальных книгах. Вместе с тем, с экономической точки зрения, положения части первой Гражданского кодекса об АО не обеспечивают выполнения акционерными обществами своей основной задачи - быть организационно-правовой формой привлечения капиталов в экономику. По оценке Международного института правовой экономики, это связано с: (1) отсутствием последовательности в применении принципа ограниченной ответственности юридического лица, что создает для акционеров дополнительные неконтролируемые риски (так, в соответствии с ч. 3 ст. 56 ГК РФ на акционеров, которые имеют возможность определять действия АО, может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам АО при банкротстве, если оно вызвано действиями акционеров); (2) отсутствием механизма для своевременного привлечения необходимого капитала (сложности в привлечении капитала заключаются в необходимости внесения изменений в устав АО для выпуска дополнительных акций и установлении ограничений на выпуск облигаций); (3) недостаточной защитой прав акционеров, от уровня которой в конечном итоге зависит и возможность привлечения капитала в АО. Важнейшим событием в законодательной сфере стало принятие в 1995 г. и вступление в силу с 1 января 1996 г. Федерального закона “Об акционерных обществах”. Отныне все приватизированные предприятия, доля государства в уставном капитале которых ниже 25% и у которых истек срок действия планов приватизации, подпадают под действие общего законодательства об АО. По оценкам ряда экспертов, этот закон явно ориентирован на интересы менеджеров предприятий. Учитывая наличие целого ряда положений, предусматривающих различные механизмы защиты прав акционеров и ответственности менеджеров, нам представляется, что данный закон в целом обеспечивает соблюдение разумного баланса интересов. Среди важнейших положений выделим следующие: - ежегодное переизбрание всех членов совета директоров; - возможность досрочного прекращения полномочий члена совета директоров; - введение для лиц, входящих в органы управления, ответственности перед АО и субсидиарной ответственности по обязательствам АО (при банкротстве); - подтверждена концепция уставного капитала АО, являющегося суммой номиналов размещенных акций (issued shares) АО; - введено понятие “кумулятивных привилегированных акций - cumulative preferred shares” (с отложенной выплатой дивидендов); - введено понятие “объявленных акций -announced shares”, которые АО вправе размещать дополнительно к размещенным акциям. В мировой практике для таких акций используется термин “authorized shares”, однако его применение для российской практики бессмысленно в силу сохранения концепции уставного капитала. Термин “announced shares” и подчеркивает это содержательное различие; - введено понятие “фонд акционирования работников АО”, который формируется из чистой прибыли; - сохранено понятие “чистых активов АО”, с величиной которых связаны процедуры уменьшения уставного капитала (если чистые активы меньше уставного капитала) или ликвидации АО (если чистые активы меньше минимально возможного уставного капитала); - при размещении акций и иных ценных бумаг вводится понятие “рыночной стоимости (цены)”, которая определяется советом директоров; - специализированный регистратор должен вести реестр акционеров, если число таковых превышает 500 (против 1000 в прежних актах); - определен срок в 3 дня для внесения записей в реестр акционеров; - модифицированы процедуры и правомочия собрания акционеров; - значительный объем правомочий совета директоров АО (см. также п.2.3.). Есть в этом законе и “подводные камни”, которые впоследствии могут вызвать немало конфликтов и мошенничества. Достаточно упомянуть косвенно вытекающую из ст. 34 возможность предлагать на вторичном рынке неполностью оплаченные акции. 22 апреля 1996 г. произошло еще одно принципиальное событие: Президент РФ подписал Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”. В целом этот закон отвечает, хотя бы в силу своей детальности, потребностям современного рынка ценных бумаг. Вместе с тем, по оценкам, окончательный вариант закона (и его терминология) достаточно противоречив с юридической точки зрения, и может быть “повернут” в любую сторону в зависимости от конкретных интересов. Например, ст. 2 закона (разрешение выпуска акций на предъявителя - bearer shares) прямо противоречит статье 25 Закона “Об акционерных обществах” (разрешение только именных акций - registered shares). Очевидны те преимущества, которые предъявительские акции дают профессиональным операторам рынка в условиях имеющейся инфраструктуры. Вместе с тем, следствием этого противоречия может стать волна конфликтов между держателями таких акций и эмитентами в силу возможного аннулирования выпуска акций. Ключевым понятием закона является “эмиссионная ценная бумага” - любая ценная бумага (в том числе бездокументарная), которая отвечает следующим признакам: - закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав; - размещается выпусками; - имеет равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. К видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг отнесены: - брокерская (по поручению клиентов); - дилерская (от своего имени и за свой счет); - деятельность управляющего по управлению ценными бумагами (доверительное управление ценными бумагами, денежными средствами для инвестирования в ценные бумаги, денежными средствами и ценными бумагами, полученными в процессе управления); - по определению взаимных обязательств (клиринг); - депозитарная деятельность; - по ведению реестра владельцев ценных бумаг (держатели реестра-регистраторы), в том числе функции номинального держателя ценных бумаг; - по организации торговли на рынке ценных бумаг (услуги, непосредственно способствующие заключению сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг). В законе также регулируются вопросы: фондовая биржа, процедуры эмиссии и ее этапы, обращение ценных бумаг (удостоверение права собственности на эмиссионные ценные бумаги, переход прав на ценные бумаги), раскрытие информации о ценных бумагах для эмитентов и профессиональных участников, использование служебной информации. Значительная часть закона посвящена регулированию деятельности профессиональных участников рынка, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Вместе с тем, следует отметить, что в законе не полностью реализованы возможности, связанные с применением мер ответственности за нарушение положений, им предусмотренных. В целом закон требует принятия огромного количества подзаконных актов, которые смогут более полно и с учетом сложившейся практики раскрыть отдельные его положения. В целом современную правовую базу рынка ценных бумаг можно охарактеризовать как находящуюся на этапе формирования и требующую дальнейшего развития, которое может осуществляться по двум основным направлениям: - совершенствование ранее принятых нормативных актов; - принятие новых нормативных актов для заполнения правовых пробелов. На современном этапе развития правовой базы рынка ценных бумаг требуется новый - системный - подход в разработке и обновлении законодательства, и проведение работ по согласованию норм различных отраслей права (административного, гражданско-процессуального, уголовного и уголовно-процессуального), регламентирующих деятельность на рынке ценных бумаг. Принципиально назрела необходимость уделения должного внимания вопросам правоприменения. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |