v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгЭкономикаРазвитие российского финансового рынка и новые инструменты привлечения инвестиций. Энтов Р., Радыгин А., Мау В. И др.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава 1. Институциональные ограничения и факторы частного финансирования инвестиций в переходной экономике 1.1. Введение. Институциональные изменения в переходной экономике: общие тенденции и рынок ценных бумагВ настоящее время существуют различные трактовки понятия “переходная экономика”. Так, например, в рамках “цивилизационного” подхода, именно смена индустриальной цивилизации постиндустриальной составляет суть современного переходного периода в мире, а совпадение во времени нисходящих фаз цивилизационного и Кондратьевского циклов в 80-90-е годы XX века сделало переживаемый в мире и в России кризис особенно затяжным и мучительным. Тем не менее, для целей настоящей работы принципиальное значение имеет, на наш взгляд, подход с позиций институциональных изменений. Любой нециклический перелом в экономическом развитии можно рассматривать как разрыв привычных закономерностей общественного воспроизводства - “переходную экономику”. По силе и продолжительности переломы можно подразделять на системные и шоковые. В период разрыва регулярностей общество как бы теряет ориентацию, слабеют регуляционные механизмы, которые в нормальных условиях обеспечивают поддержание темпов и уровня расширенного воспроизводства в определенных, обычно присущих данной стране, пределах. Состояние слабости или “безвластия” механизмов развития, растерянность и дезориентация экономических агентов сохраняются в течение более или менее продолжительного времени до тех пор, пока не возникнут новые институты, способные преобразовать индивидуальные импульсы к лучшей жизни в эффективное общественное движение производства, обмена, распределения и потребления. Это состояние между двумя способами регуляции и обозначается обычно термином “переходная экономика”. Для формализации дальнейшего анализа необходимо также уточнить понятия “институционализм” и “институты”. “Старый” институционализм связан с именами Т. Веблена (собственно понятие “институтов” как “устойчивых привычек мышления, присущих большой общности людей” и теория эволюционного отбора институтов), У.К. Митчелла и Дж.Р. Коммонса, основоположника “контрактной (институциональной) экономики” (теория трансакций как любого вида передачи правового контроля от одного лица к другому, представляющей первичный конституирующий элемент экономической деятельности). Акцент на роли институтов в экономических явлениях с начала XX века связан с критикой общепринятой экономической теории, игнорировавшей неэкономическую среду, в которой индивиды принимают решения. В 60-80 гг. к институционализму относили свои позиции Дж.Гэлбрейт, Г.Мюрдаль, Я.Корнаи. “Новый” институционализм или “новая институциональная экономика” (Д. Норт, О. Уильямсон, Р. Познер, Г. Демсец, М. Олсон и др.) выводит за рамки анализа основной предмет “старого” институционализма - культурные и психологические привычки и стереотипы. Основное внимание концентрируется на анализе институтов как наборе правовых норм и неформальных правил, жестко направляющих экономическое поведение индивида (в первую очередь - в соответствии с неоклассической традицией) и организаций. Одну из базовых классификаций предлагает О. Вильямсон, который разделяет всю экономическую теорию на “технологическую” и “институциональную” парадигмы. Если технологическая парадигма (включая неоклассическую теорию) рассматривает фирму через призму производственных функций и взаимосвязей, то институциональная парадигма видит в фирме институт, организацию или сеть контрактов. В частности, в настоящее время в рамках институциональной парадигмы выделяются институциональная среда или социальные, юридические и политические правила игры (теория общественного выбора Дж. Бьюкенена и Дж. Таллока и теория прав собственности Р. Коуза и Р. Познера) и организация (институт) как “внутренняя” система контрактов (теория трансакционных издержек О.Вильямсона и теория агентства Дж.Стиглица). Институты включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других. Институты влияют на экономическую деятельность, определяя (наряду с технологией) трансакционные и производственные (трансформационные) издержки. С одной стороны, институты включают в себя такие формализованные понятия, как законы, письменные контракты, рыночные сделки, организационно-правовые структуры, а с другой - неформальные правила поведения, обычаи, этические и идеологические нормы и др. Принято различать такие понятия, как “институциональное соглашение” и “институциональная структура”. Под термином “институциональное соглашение” понимается определенный набор поведенческих правил, которые управляют поведением в специфической конкретной сфере. “Институциональная структура” - это вся совокупность “институциональных соглашений” в экономике, включая ее организации, законодательство, обычаи и идеологию. Когда термин “институт” используется экономистом, обычно речь идет об “институциональных соглашениях”. Точно также понятие “институциональные изменения” обычно используется применительно к изменениям в каком-либо конкретном “институциональном соглашении”, но, как правило, никогда применительно ко всей “институциональной структуре”. В контексте настоящей работы необходимо сделать по крайней мере два методологических вывода исходя из вышесказанного. Во-первых, специфика переходной экономики такова, что “институциональные изменения” - в отличие от общепринятого подхода - не только могут, но и должны анализироваться комплексно, т.е. в рамках всей “институциональной структуры” экономики. Такой подход в равной степени касается и проблемы развития рынка частных облигаций в России. Во-вторых, проблема состоит в невозможности глобального анализа всех “институтов” (в рамках одной работы) даже применительно к относительно узкому вопросу развития рынка частных облигаций. В целом для сопоставления прогресса в области институциональных изменений (в переходной экономике) как правило рассматривают приватизацию, законодательство, состояние банковского сектора и роль правительства (таблица 1.1 - классификация Мирового банка, тем не менее, она представляется авторам не совсем бесспорной). Таблица 1.1. Некоторые показатели развития институциональной реформы и сдвигов в отношениях собственности в странах с переходной экономикой.
Прогресс в области приватизации** Институциональная реформа ***
Большая Малая С/х земли Законы и правовые институты Банков-ский сектор Роль прави-тельства
Группа 1*: Польша, Словения, Венгрия, Хорватия, Македо-ния,Чехия,Словакия 2,7-2,8 3,8 2,0 4 3,8 3,9
Группа 2: Эстония, Литва, Болгария, Латвия, Албания, Румыния, Монголия 2,2-2,3 3,1 2,4 3 2,2 2,6
Группа 3: Киргизия, Россия, Молдова, Армения, Грузия, Казахстан 2,1-2,2 3,2 2,2 1,7 1,7 1,6
Группа 4: Узбеки-стан,Украина, Бела- русь, Азербайджан, Таджикистан, Турк-менистан 1,2-1,3 1,7 1,1 0,8 1,5 1,6
Восточная Азия: Вьетнам, Китай 1-1,1 1,0 3,0 1,8 2,8 2,8
* - Группы стран: классификация Мирового банка для группировки стран (усредненных оценок по группам) относительно прогресса в области приватизации и институциональной реформы. ** - Прогресс в сфере приватизации (по активам) оценивается следующим образом: 1 - незначительный; 2- заметный; 3 - 50 % и выше; 4- близка к завершению. *** - Индекс “Законы и правовые институты” оценивает объем и качество нового законодательства и институтов: 1 - небольшой прогресс по законодательству и институтам; 2 - некоторый прогресс по законодательству, незначительный по институтам; 3 - некоторый прогресс по законодательству и институтам; 4 - значительный прогресс по законодательству и институтам. Индекс “Банковский сектор” оценивает уровень независимости, деловых навыков и практики размещения кредитных ресурсов, а также уровень надзора и платежной системы: 1 - небольшие изменения; 2 - некоторый начальный прогресс; 3 - система функционирует хорошо, но с некоторыми ограничениями; 4 - система функционирует хорошо и имеется большой сегмент благополучных банков. Индекс “Роль правительства” оценивает рыночную ориентацию правительства и эффективность управления государственным сектором: 1- небольшие изменения; 2 - заметная реформа; 3 - существенная реформа; 4 - глубоко продвинутая реформа. Данные к концу 1995 г., округлены. Источник: From Plan to Market. The World Bank, 1996, pp. 15-17. Очевидно, что оба указанных вывода находятся в определенном противоречии. Именно поэтому авторы сознательно ограничили свой анализ выделением ядра институциональных изменений в переходной экономике: приватизации и формирования ключевых постприватизационных институтов, наиболее важных для развития именно корпоративного сектора. Таким образом, логическим исходным пунктом для институционального анализа возможностей и перспектив частного финансирования инвестиций в России является приватизация. В широком смысле мы рассматриваем приватизационный процесс не только как технические процедуры продажи (передачи) активов из государственного сектора в частный, но как более фундаментальный процесс формирования институциональных предпосылок для дальнейшего формирования рыночной среды. В частности, именно массовая приватизация в России способствовала как появлению корпоративного сектора, так и дала первичной толчок развитию инфраструктуры и самого рынка корпоративных ценных бумаг. В этой связи настоящий раздел включает не только анализ приватизационного процесса в узком смысле, но и анализ целого ряда важнейших постприватизационных проблем: структура владения акциями на приватизированных предприятих, проблемы борьбы за контроль, защита прав акционеров, институциональные аспекты развития рынка корпоративных ценных бумаг, оценка перспектив формирования российской модели корпоративного управления, оценка роли и перспектив институциональных инвесторов (финансовых посредников) в России. Условная схема взаимодействия рассматриваемых ниже элементов (“институциональных соглашений”) представлена на схеме 1.1. Самостоятельными сферами исследования в контексте институциональных преобразований являются правовые проблемы. Хотя налоговые проблемы тесно связаны и с макроэкономическими аспектами развития финансового рынка, их связь с институциональными процессами несомненна, поэтому взаимосвязь налоговой политики и развития рынка ценных бумаг также рассматривается в настоящем разделе. В совокупности все рассматриваемые вопросы принципиальны для понимания перспектив развития рынка частных облигаций в России. Более того, только комплексный анализ указанных проблем может дать относительно цельную картину имеющихся ограничений и факторов стимулирования развития такого метода частного финансирования, как корпоративные облигации. Схема 1.1. Взаимодействие процесса приватизации, корпоративного управления, рынка ценных бумаг и перераспределения прав собственности на начальной (первичной) постприватизационной стадии в переходной экономике (опыт России 1994-1996 гг.)
(1) - спонтанный процесс перераспределения по окончании стандартных массовых процедур (чековой модели) приватизации; (2) - формирование денежной модели приватизации под воздействием текущих бюджетных интересов и борьбы за контроль над корпорациями; (3) - формирование конкретных объектов для формирования модели корпоративного управления ( новые корпорации); (4) - лоббирование методов “остаточной” приватизации под влиянием складывающейся структуры владения акциями; (5) - возникновение и развитие объектов торговли и первичной инфраструктуры рынка; (6) - наличие условий (среды) для осуществления продаж пакетов акций на рынке; (7) - конфликтные и слабоурегулированные взаимоотношения менеджеров и акционеров как фактор, тормозящий развитие рынка и его инфраструктуры; влияние на ценообразование на рынке ценных бумаг; (8) - недостаточное развитие рынка как фактора внешнего контроля в системе корпоративного управления; влияние на формирование конкретной страновой модели корпоративного управления; (9) - постепенное регулирование системы прав и взаимоотношений в корпорации; (10) - постепенное регулирование и обеспечение гарантий перехода прав собственности; (11) - формирование конкретной страновой модели корпоративного управления и контроля; (12) - постепенная “легализация” и упорядочение перераспределения прав собственности; (13) - прямое противоречивое влияние на (а) текущее состояние рынка, включая ликвидность, ценообразование и др.; (б) формирование модели рынка; (14) - вторичный рынок как ключевой механизм перераспределения прав собственности на пост-приватизационной стадии. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |