v2
Методички для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Экономика: Теория экономического анализа: Учебно-методическое пособие. ЛАТУШКИНА Н.М. - 7. Особенности сравнительного межзаводского анализа -"Электив"

Методички

Экономика

Теория экономического анализа: Учебно-методическое пособие. ЛАТУШКИНА Н.М.

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

7. Особенности сравнительного межзаводского анализа

Сравнение - это наиболее распространенный способ экономического анализа. В ходе сравнения результатов хозяйственной деятельности в пространстве (рабочее место, участок, цех, предприятие) и во времени (час, смена, сутки, месяц и т. д.) можно определить общность и различия многих явлений.

Различают 2 основных вида сравнительного анализа: внутризаводской, когда объектами анализа выступают хозяйственные ситуации и процессы, ограниченные рамками одного предприятия; межзаводской, когда изучается деятельность ряда предприятий с целью выявления объективно существующих внутриотраслевых различий в эффективности их деятельности и поиска резервов на основе использования совокупного передового опыта.

Последнее означает возможность взаимного обмена передовым опытом и уменьшения на этой основе потерь и убытков не только на относительно отстающих, но и передовых предприятиях. В то же время механический перенос передового опыта с одного предприятия на другое может оказаться безрезультатным без учета специфики конкретного производства.

Таким образом, сущность сравнительного межзаводского анализа состоит в глубоком и систематическом сопоставлении показателей хозяйственной деятельности и отдельных предприятий с целью оценки результатов этой деятельности, установления различий в уровне показателей, определения основных факторов,

оказывающих влияние на эти различия, поиска путей использования выявленных резервов на основе распространения передового опыта.

Сравнительный межзаводской анализ может охватывать все экономические показатели предприятия: объем и номенклатуру продукции, научно-технический прогресс и качество продукции, эффективность новой техники и инвестиций, уровень организации труда и производства, основные фонды и производственные мощности, оборотные средства, себестоимость продукции, прибыль и рентабельность, нормирование и использование материальных и трудовых ресурсов, охрану природы и рациональное использование природных ресурсов.

Содержание и тематика сравнительного межзаводского анализа зависят от поставленной цели и объектов исследования. Его можно классифицировать:

1) по объектам одного уровня сравнения: производственным объединениям, предприятиям, цехам, участкам, рабочим местам;

2) по тематическому содержанию: анализу средств производства, труда, материальных и финансовых ресурсов, анализу технического прогресса и новой техники, организации труда;

3) по полноте проведения анализа: комплексный (полный), специальный (локальный, частичный анализы).

Центральным и наиболее сложным методологическим вопросом сравнительного межзаводского анализа является определение границ сравнимости. Эта проблема вытекает из наличия предприятий с различной степенью однородности - от идентичных до совершенно различных.

Существо проблемы состоит в определении рациональных, а в дальнейшем оптимальных границ зоны сравнимости, нахождении путей расширения этой зоны путем применения специальных аналитических методов.

Границы сравнимости не являются во всех случаях неизменными и могут существенно меняться в зависимости от задач, решаемых в ходе сравнительного анализа. Расширения возможностей сопоставления можно добиваться за счет более глубокой детализации предприятия, как объекта анализа (то есть объектом сравнения мол-сет стать отдельное изделие, цех, производство).

Расширение сопоставлений возможно также за счет включения в число сравниваемых не только абсолютных, но и относительных показателей, их динамики.

Однако во всех случаях главным условием достоверности результатов сравнительного межзаводского анализа является сопоставимость исследуемых объектов. Особенности некоторых объектов сравнительного анализа с позиций сопоставимости данных можно охарактеризовать следующим образом:

- предприятия, выпускающие одинаковые или сходные виды продукции;

- предприятия, выпускающие различные виды продукции -по вопросам сопоставления однотипности организации и управления производством, организации вспомогательных цехов и т. д.;

-- однотипные цехи на сходных или различных предприятиях (литейные, кузнечные и др). То лее по участкам, производствам.

- однотипные агрегаты на сходных или различных предприятиях, цехах;

- одинаковые виды продукции, выпускаемые на сходных или различных предприятиях.

Важнейшим объектом сравнительного анализа выступает предприятие, основными признаками которого (при разработке системы сравнимости) могут и должны быть использованы характер выпускаемой продукции, размеры предприятия, производственная структура, уровень специализации и кооперирования, уровень технической оснащенности и другие.

Рассмотрим кратко некоторые из названных признаков с позиций сравнительного межзаводского анализа.

Так, по выпускаемой продукции наибольшее влияние на технико-экономические показатели оказывают ее конструктивно-технические особенности, от которых зависит технология изготовления, организация производства и труда. Предприятия, выпускающие одинаковые виды продукции, имеют самый высокий уровень сравнимости, однако это встречается крайне редко.

Расширение базы сравнимости между предприятиями может быть достигнуто за счет включения в группу сравниваемых изделий аналогичных (конструктивно схожих), то есть входящих в

одно и то же семейство. В аналогичных изделиях наблюдается большой удельный вес близких по конструкции и унифицированных узлов и деталей, что дает возможность повысить степень сравнимости.

Имеются определенные возможности для проведения сравнительного анализа по группе предприятий, выпускающих неодинаковую продукцию, например, фрезерные и токарные станки, грузовые и легковые автомобили, так как либо в их состав входят отдельные одинаковые узлы, детали, либо на них имеются одинаковые производства (литейное, заготовительное, сборочное).

Второй признак - объем выпускаемой продукции. При различных объемах выпуска продукции, на показатели предприятия могут существенно повлиять применяемая технология, оснастка, оборудование, организация труда и т. д. Все это отражается на трудоемкости изделия и всего выпуска, себестоимости и т. д.

Размеры предприятия (крупное, среднее, мелкое) также оказывают влияние на различия в организации производства, производственную структуру, систему управления. Уровень сравнимости в данном случае зависит от поставленной перед сравнительным анализом задачи по выявлению резервов производства.

Тип производства. При прочих равных условиях наиболее эффективно проводить сравнение результатов деятельности предприятий массового и крупносерийного типа производства.

При проведении сравнительного межзаводского анализа важно привести все показатели в сопоставимый вид, то есть свести различные объективные условия к какой-то общей основе.

Приведение показателей в сопоставимый вид требует соблюдения ряда условий: общей методики определения показателей по сравниваемым объектам, единства измерителей относительно одинаковых транспортных, географических, климатических условий функционирования сравниваемых объектов, одного и того же количества рабочих дней в сравниваемых периодах, соблюдения качественной однородности сравниваемых показателей.

Сравнительный межзаводской анализ обычно проводится на основе показателей, характеризующих эффективность использования отдельных видов ресурсов, так как цель его - выявление резервов производства.

Проведение сравнительного анализа включает следующие основные этапы:

1) выбор предприятий или объектов, по которым проводится сравнение;

2) выбор базы сравнения, то есть степени сопоставимости объектов и круга сопоставляемых показателей;

3) сбор и статистическая обработка первичных материалов;

4) приведение показателей в сопоставимый вид;

5) сравнение и анализ показателей, оценка достигнутых результатов и выявление причин расхождений по ним;

6) определение величины резервов по всем технико-экономическим показателям предприятия;

7) разработка выводов и предложений по повышению эффективности производства.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы