v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгТуризмМенеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
§ 1.3. Социально-психологические основы руководства турфирмойВ процессе профессиональной деятельности менеджеру приходится принимать различные решения, которые основываются на избранном стиле управления, понимании власти и лидерства как категорий, а также оценке взаимодействия формальных и неформальных организаций и групп. Кроме того, ему необходимо избегать ряда ошибок («грехов»), на недопустимость которых обратил внимание немецкий ученый Хойер: • уклонения от ответственности; • исключительной ориентации на результаты; • препятствования росту талантов; • забвения одной из важнейших целей деятельности - достижение прибыли; • расхождения между словом и делом; • отсутствия индивидуального подхода к людям; • вникания в мелочи; • стремления доминировать; • пренебрежения традициями, сложившимися в данной структуре; • поучения; • невнимания к персоналу; • замалчивания успехов работников; • манипулирования людьми. Важнейшими социально-психологическими аспектами управления являются лидерство и власть. Лидерство - это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации самым эффективным и успешным способом. Влияние в рамках менеджмента - это поведение индивида, вносящее изменения в поведение другого индивида. Для успешного лидерства необходимо наличие власти. Власть - это реальная возможность влиять на поведение людей. Различают следующие формы власти: 1. Власть, основанная на принуждении (влияние через страх). Предусматривает осознание работником (исполнителем) вероятности быть в чем-то ущемленным, наказанным или лишенным 16 возможности удовлетворить какие-либо потребности. Эта опасность исходит, как правило, от руководителя. 2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление). Позволяет работнику надеяться на вознаграждение и получение возможности удовлетворения каких-либо потребностей. 3. Экспертная власть (влияние через разумную веру). Для нее характерно осознание работником (исполнителем) того факта, что влияющий обладает необходимым опытом и специальными знаниями, благодаря которым может быть удовлетворена некая потребность. 4. Эталонная власть (влияние с помощью харизмы1). Характеризуется тем, что работник (исполнитель) стремится быть похожим своими действиями, манерами на человека влияющего, поскольку тот обладает особо привлекательными свойствами. Харизма - это власть, которая строится на силе собственных качеств и способностей, а не на логике и традиции. Харизматические личности выделяются рядом особенностей: они обладают привлекательной внешностью и манерами, демонстрируют независимость характера, отличаются риторическими способностями, ораторским талантом, достойной и уверенной манерой держаться, умением владеть собой и ситуацией. При общении с ними создается впечатление, что они излучают энергию и заряжают ею других. Они восхищаются собственной личностью, но явной надменности, себялюбия и амбиций не проявляют. 5. Законная (традиционная) власть. Строится на осознании того, что влияющий наделен правами приказывать, а работник (исполнитель) обязан подчиняться. Такая власть реализуется через привитые культурой и традициями ценности. Каждая из перечисленных форм власти имеет свои достоинства и недостатки, указанные в табл. 1.1. По аналогии с формами власти можно выделить пять соответствующих типов власти: 1) принуждение; 2) вознаграждение; 3) компетенцию; 4) пример; 5) традицию. 1 Харизма (от греч. charisma - подарок) - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности (См. Психология: Словарь // Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. -С 438).
Однако, рассматривая социально-психологические аспекты управления, нельзя не затронуть вопрос о взаимодействии формальных и неформальных групп и организаций. При реализации различных организационных и управленческих процессов ориентируются главным образом на использование формальных групп и организаций, но в любом таком процессе обязательно задействованы и другие силы -неформальные группы и организации. Влияние этих сил должно обязательно учитываться. Формальные группы создаются в рамках организационных структур по инициативе руководства. Выделяются следующие типы формальных организаций: • командные группы (группы руководителей) - основное руководство предприятия, т. е. высший уровень управления; • рабочие (целевые) группы, имеющие, как правило, одно и то же задание, объединенные единым видом деятельности и обладающие относительной самостоятельностью в планировании своего труда (бухгалтеры, менеджеры по туризму); • комитеты, создающиеся с целью выполнения оперативной задачи или решения какой-то проблемы; как правило, они носят временный характер, однако бывают и постоянные комитеты (ревизионная комиссия, исполнительный комитет). Известный американский ученый Мейо, проводя в 1924 г. исследования производительности труда на фирме Western Electric, установил особую роль неформальных организаций в управлении предприятием. Отметив этот факт, он разработал систему взаимодействия формальных и неформальных организаций, которая послужила началом создания теории человеческих отношений. Неформальные организации образуются спонтанно и ставят перед собой различные цели, поскольку основой их создания является личный интерес. Люди, вступающие в формальную организацию, как правило, точно знают причины своего вступления в нее. Свои причины существуют у вступающих в неформальную организацию, но они не всегда ими осознаются. К основным причинам создания неформальных организаций можно отнести чувство принадлежности к определенному кругу людей, желание оказать помощь, заинтересованность, объединение совместных усилий «за» или «против» чего-либо. В таких организациях существует своя иерархия управления, которая складывается стихийно и формально не узаконена. В рамках этой иерархии действует неформальный лидер. Его сфера влияния может распространяться за пределы административных рамок формальной организации. Неформальный лидер делает ставку на людей и их взаимоотношения, иногда не занимая формального положения в организационной структуре. Он помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее. Другим определяющим моментом организационного процесса является выбор стиля руководства. Стиль руководства - это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели. В общепринятой практике управления выделяют три основных стиля руководства: авторитарный; либеральный; демократический. Особенности каждого стиля управления представлены в табл. 1.2. Выбранный стиль руководства является определенной тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера. Таблица 1.2 Стили управления, используемые руководителями
Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |