v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Педагогика: История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. Иванов Е.В. - Педагогический поиск в России в конце XIX - начале ХХ вв. -"Электив"

Книги, главы из книг

Педагогика

История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. Иванов Е.В.

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Педагогический поиск в России в конце XIX - начале ХХ вв.

Конец XIX - начало ХХ вв. знаменуются активными инновационными поисками в теории и практике образования России. Особую роль в этом процессе сыграли идеи и опыт великого русского гуманиста, писателя и педагога Л.Н.Толстого (1828-1910 гг.). В ходе семинарского занятия необходимо подчеркнуть масштабность и эволюционность его взглядов, акцентировав внимание на значении педагогического наследия мыслителя в становлении и развитии педагогики свободного воспитания.

Интерес к педагогическим проблемам Толстой стал проявлять с конца 40-х гг., а в 1859 г. занялся практической деятельностью, открыв в своем имении Ясная Поляна, что находилось в Крапивненском уезде Тульской губернии, школу для крестьянских детей, главным принципом жизнедеятельности которой стал принцип свободы. В учении Толстого получили свое развитие основные идеи теории "естественного воспитания" Ж.Ж.Руссо. Однако в отличие от французского просветителя, он стремился повернуть образование не к природе, а к жизни, где и пытался найти подлинную свободу. В постижении сути свободы Толстой шел как по пути классической философии, укладывая ее содержание в формы необходимости, так и по пути христианских вероучений, видя высший смысл свободы в нравственной жизни для Бога. Главная цель воспитания для него заключалась во внутреннем освобождении ребенка, развитии его духовно-нравственной основы и природных задатков (А.А.Шаталов). Внешняя сторона свободы для Толстого не имела особого смысла и была нужна как вспомогательное средство для решения стратегических педагогических задач. Он был уверен, что школа ни в коем случае не должна ничего навязывать ребенку. Ее предназначение состоит лишь в том, чтобы предоставить самим себе те образовательные силы, которые действуют в жизни.

При подготовке к семинарскому занятию нужно познакомиться с опытом работы Яснополянской школы и проанализировать эволюцию взглядов Толстого по поводу содержательной сути понятий "воспитание" и "образование", их связи между собой и с идеями свободного воспитания.

Рассматривая развитие идей и опыта Толстого, российскими педагогами изучаемого периода (К.Н.Вентцель, И.И.Горбунов-Посадов, О.Кайданова, Н.В.Чехов, С.Т.Шацкий в начале педагогической деятельности и др.), особое внимание следует уделить видному теоретику свободного воспитания К.Н.Вентцелю (1857-1947), сделав акцент на разработанных им принципах Дома свободного ребенка и положениях "Декларации прав ребенка".

Бурное развитие наук о человеке в конце XIX - начале ХХ вв., появление экспериментальных педагогики и психологии, активизация социологических исследований послужили объективным толчком к возникновению новой области научных знаний - педологии. У истоков ее создания стояли известные западные ученые Э.Мейман, Э.Торндайк, С.Холл. Сам термин "педология" был предложен в марте 1893 г. американским психологом О.Хрисманом (учеником С.Холла) для обозначения целостного подхода к изучению ребенка на основе всестороннего исследования закономерностей его возрастного развития.

Россия не осталась в стороне от движения за изучение ребенка и построение системы воспитания и обучения, основанной на знании закономерностей детского развития. В разработку данной проблематики включились И.А.Сикорский, П.Ф.Лесгафт, В.М.Бехтерев, Г.И.Россолимо и др. В Петербурге в 1907 г. Бехтеревым был открыт Педологический институт и основан журнал "Вестник психологии, криминологии и педологии". Активными сторонниками исследований по изучению детского развития стали А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Л.Е.Оболенский, А.Н.Бернштейн, А.Ф.Лазурский. Педология была широко представлена на съездах по педагогической психологии (1906 и 1909 гг.). После 1917 г. педологические исследования приняли еще более широкий размах. Характеристику особенностей развития детей в различные возрастные периоды дали Е.А.Аркин, И.А.Арямов, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, М.М.Рубинштейн, Н.А.Рыбников, А.А.Смирнов и др. Развернулась сеть педологических учреждений, издавалась обширная литература по данной тематике, были проведены конференция (1927 г.) и съезд педологов (1928 г.), выходил в свет журнал "Педология" (1928-1932 гг.) (11, с. 133-134).

В ходе семинарского занятия особое внимание следует уделить критическому анализу полярных друг другу взглядов отечественных био- и социогенетиков.

Наиболее последовательно биогенетическую концепцию развития ребенка у нас в стране отстаивал известный психолог и педагог П.П.Блонский (1884-1941 гг.). Ребенок, по утверждению биогенетиков, в своем онтогенетическом развитии повторяет все основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человечества. Так, по их мнению, младенчество и раннее детство соответствуют фазе первобытного общества. Гармония физического и психического развития ребенка девяти-десяти лет, его воинственность и драчливость представляют собой не что иное, как воспроизведение в специфических формах фазы развития человеческого общества, напоминающей жизнь греческого полиса. Отчужденность, мрачность подростка - это, конечно же, отголосок средневековых отношений между людьми. А вот юношеский максимализм, энергичность, раскованность, индивидуализм - черты нового времени (3, с. 15).

Социогенетики (С.С.Моложавый, А.С.Залужный, А.Б.Залкинд и их последователи) акцентировали внимание на определяющей роли в воспитании и формировании личности внешних факторов. Ребенок, говорили они, на 90% - продукт средовых воздействий, и лишь на 10% его поведение определяется инстинктами. Выработке навыков правильного поведения социогенетики уделяли особое внимание. На смену принципу воспитывающего обучения должен прийти принцип воспитывающего поведения, заявлял в ходе дискуссии об организованных и стихийных факторах воспитания Моложавый. Залужный, в свою очередь, представлял детский коллектив как группу лиц, совокупно реагирующих на средовые факторы (3, с. 16-17).

4 июля 1936 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О педологических извращениях в системе наркомпросов", в котором педологи обвинялись в стремлении нанести вред советской школе. После этого все педологические эксперименты у нас в стране были прекращены, а в 1937 г. более 300 работников образования, придерживавшихся педологических воззрений, включая наркома просвещения А.С.Бубнова, были арестованы, осуждены и сосланы в сталинские лагеря.

В конце XIX - начале ХХ вв. и на Западе и в России были популярны идеи трудовой школы. Прежде чем непосредственно приступить к рассмотрению соответствующего вопроса семинара желательно совершить небольшой экскурс в прошлое и вкратце показать эволюцию данной идеи в истории образования и педагогической мысли.

В России первым педагогом, пытавшимся решить проблему взаимосвязи труда и воспитания, был К.Д.Ушинский. К 1884 г. у нас в стране был разработан "Проект общего нормального плана промышленного образования в России". По инициативе одного из его авторов И.А.Вышнеградского (1831-1895 гг.) ручной труд стал самостоятельным предметом также и в народных училищах. В дальнейшем на съездах по техническому и профессиональному образованию было признано, что основная задача школьных занятий ручным трудом - не обучение ремеслу, а достижение подлинных образовательных целей, причем с учетом реальных сил, способностей и интересов учащихся. В начале ХХ в. эти идеи получили свое гуманистическое развитие в теории и практике свободного воспитания. Самый масштабный в истории эксперимент по воплощению идей трудовой школы в жизнь был предпринят в России после революции 1917 г. и базировался на учении К.Маркса, в котором говорилось о соединении обучения с производительным трудом и политехническим образованием. В официальных документах это положение раскрывалось как знакомство в теории и на практике с основными элементами различных видов и отраслей производства. В 1918 г. были приняты "Положение об единой трудовой школе РСФСР" и "Основные принципы единой трудовой школы", в которых труд рассматривался как основа всей школьной жизни. При этом первые советские документы о школе были выдержаны в духе популярных на Западе педагогических идей Дьюи, Лая, Кершенштейнера и др. (11, с. 448).

Существенное влияние на разработку теории и практики отечественной трудовой школы оказали работы С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, М.М.Рубинштейна, А.Г.Калашникова, Л.Д.Синицкого, А.А.Фортунатова. Наиболее известными были модели трудовой школы, предложенные Шацким и Блонским. Шацкий был сторонником сельских трудовых школ. По его мнению, ее важнейшими элементами должны были стать производительность труда, игра, художественные занятия, организация социальной жизни детей, а важнейшими принципами - опора на личный опыт и интерес ребенка, самодеятельность и саморазвитие. Блонский же был убежден в необходимости индустриальной трудовой школы, путь к которой проходит через несколько этапов: детской общины, "фабрики-школы", "дома юношества" и "мастерской". Педагоги того периода высказывали различные точки зрения на принципы, содержание, формы и методы работы трудовой школы, но главную задачу все они видели в воспитании знающих и умелых "общинников" - коллективистов (11).

Большое внимание отечественные ученые и педагоги в начале ХХ в. и особенно в годы советской власти уделяли разработке теории и практики воспитания в коллективе. Одним из первых на воспитательные возможности детского сообщества указывал И.Г.Песталоцци. У нас в стране вслед за ним на необходимость создания и поддержания среди детей атмосферы товарищества и взаимопомощи, способствующей в том числе и их личностному развитию, обращали внимание П.Ф.Каптерев, П.А.Кропоткин, А.Ф.Лазурский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и др.

В ходе занятия первостепенное внимание следует уделить взглядам С.Т.Шацкого (1878-1934 гг.), В.Н.Сороки-Росинского (1882-1960 гг.) и А.С.Макаренко (1888-1939 гг.), внесших наиболее заметный вклад в разработку теоретических и практических аспектов проблемы воспитания в детском коллективе. Желательно также познакомиться с деятельностью созданных и руководимых ими воспитательных учреждений (колония "Бодрая жизнь", школа им. Ф.М.Достоевского, колония им. М.Горького и коммуна им. Ф.Э.Дзержинского).

Официальная советская педагогика на протяжении десятилетий исходила из формального идеологического толкования учения о коллективе А.С.Макаренко, внедряя в практику воспитательной деятельности сформулированные им принципы и методы (перспективных линий, параллельного действия, самоуправления, формирования традиций, сочетания доверия и требовательности, авансирования личности). На семинарском занятии можно провести небольшой диспут по поводу того, актуально ли педагогическое наследие Макаренко сегодня, сориентировав в итоге студентов на необходимость нового прочтения и переосмысления его работ.

Литература

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. - М., 1983-1985.

Фрадкин Ф.А. Педология: Мифы и действительность. - М., 1991.

Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4-х т. - М., 1962-64.

Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике Под ред. М.Н.Певзнера, С.А.Расчетиной. - Новгород, 1995. - Ч. 1, 2.

Шацкий С.Т. Работа для будущего Сост. В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. - М., 1989.

Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. - М., 1991.

Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1989.

Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. - М., 1995.

Вентцель К.Н. Избранные труды Сост. и авт. предисловия М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. - М., 1999.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М., 1999. - Т. 2.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы