v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгПедагогикаПЕДПРАКТИКА Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов /Под ред. О.С. ГребенюкаВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Самоанализ и самооценка, как компоненты педагогической деятельности4. Самоанализ и самооценка, как компоненты педагогической деятельности имеют огромное стимулирующее значение. К сожалению, эти компоненты менее всего выражены в работе многих учителей. В лучшем случае учителя обычно называют цели урока, учебный материал, подготовленный к уроку, этапы урока, замысел или идею урока, методы, формы, специальные средства обучения (аналогично характеризуют воспитательные мероприятия). Редко можно услышать о том, что в ходе урока учителю пришлось изменить намеченный план, заменить одни средства другими в силу неожиданно изменившихся обстоятельств. Опытный учитель, учитель-мастер при анализе своей деятельности стремится показать организацию учебной (а не педагогической) деятельности, направленной на достижение поставленных целей урока (аналогично в воспитательной работе). Это свидетельствует о высоком уровне самоанализа на основе педагогической рефлексии - способности осознавать необходимость и значимость своих действий и действий учащихся в единстве. Развить педагогическую рефлексию так же важно и необходимо, как научиться конструировать педагогический процесс. Студенту третьего курса трудно судить о том, развита ли и в какой степени у него педагогическая рефлексия (далеко не каждый студент может сказать с определенностью, развита ли у него рефлексия как общая способность). Тем не менее для проверки этой способности можно предложить конкретное задание: во время наблюдения за уроками (в первые же дни практики в школе) определить, проявляла ли учительница педагогическую рефлексию, и по каким признакам это было установлено. К признакам проявления педагогической рефлексии можно отнести следующие: 1) учитель высказывает учащимся сомнение в том, что они его понимают («Я вижу, что не всем понятно задание..., Сережа, ты хочешь о чем-то спросить.....»); 2) учитель формулирует вопросы, положения, мысли и т.п. в нескольких вариантах, стремясь, чтобы его поняли все ученики; 3) учитель предлагает детям проконтролировать его записи на доске, словесные формулировки и др.; 4) учитель исправляет свои неверно построенные фразы, ошибочные записи, другие действия, понимая, что недопустимо демонстрировать их как примеры для подражания; 5) учитель просит извинения у ребенка за неудачно высказанные суждения о его работе или о нем, поняв, что обидел ребенка; 6) учитель выражает детям благодарность, признательность («Сегодня вы меня порадовали своей активностью, самостоятельностью......Вы мне очень помогли этим.......»); 7) учитель делится своими наблюдениями за учащимися («Что-то сегодня вы не настроены на мою волну...не все слушают меня»); 8) учитель во время монолога или беседы меняет интонацию, силу звука, тон голоса, реагируя на отклонения в дисциплине учащихся; 9) учитель меняет выражение лица, использует мимику и пантомимику (например, во время объяснения прикладывает палец к губам, призывая учащихся к прекращению мешающего разговора, укоризненно и молча покачивает головой, глядя на ребенка, и т.п.). По результатам выполнения этого задания можно судить о том, известны ли студенту признаки проявления учителем педагогической рефлексии и может ли он на практике применить эти знания. Знание исходных уровней развития рассмотренных выше компонентов готовности студентов к педагогической деятельности важно для определения каждым студентом своих индивидуальных целей практики. Современное представление о целях профессиональной подготовки будущих учителей (в соответствии с госстандартом высшего педагогического образования) включает блок знаний и умений. Отметим, что формулировки целей носят общий характер и не отражают количественной и качественной характеристики знаний и умений. В то же время каждая учебная дисциплина направлена на формирование определенной системы знаний и умений. Основная цель педагогической практики всегда выражалась в обеспечении педагогических умений и навыков, а также в развитии профессионально значимых качеств и свойств личности. Однако в связи с разным исходным состоянием готовности к ней у разных студентов общая цель должна быть индивидуализирована. Такой подход имеет прежде всего стимулирующее значение. В психологии установлено, что цель, поставленная человеком перед собой и ограничивающая его действия, побуждает действовать более активно, целенаправленно, осознанно. Определение индивидуальных целей педагогической практики возможно только самим студентом (на основе данных диагностики и номенклатуры педагогических умений, профессионально значимых свойств и качеств). Оно способствует также развитию целеполагания (как компонента деятельности по саморазвитию). Примерная номенклатура целей: - сформировать у себя определенные умения (даются конкретные названия умений); - развить определенные умения; - научиться применять определенные умения в реальной школьной практике; - проверить эффективность умений (уже сформированных у меня) в реальных педагогических ситуациях; - научиться рефлексировать в реальном педагогическом процессе (осознавать свое эмоциональное или физическое состояние, осознавать собственные побуждения, понимать реакцию учащихся на свои действия и слова и др.); - сформировать у себя определенные качества педагогического мышления (например, гибкость, мобильность, системность и т.д.); - развить учебную и профессиональную мотивацию (например, определить цель своей профессиональной деятельности для стажерского периода (по окончании вуза) или усилить заинтересованность научной стороной деятельности педагога); - сформировать (развить) профессионально значимые качества (например, терпение, отзывчивость, доброту и др.); - научиться управлять собственными эмоциональными состояниями в процессе общения с детьми, с их родителями, с коллегами и др. Намеченные студентом цели записываются в «Индивидуальной программе саморазвития» (см. приложение 1). Достижение поставленных студентом целей осуществляется в процессе учебно-профессиональной деятельности, организованной с помощью комплекса заданий: Первая неделя практики - задания по самодиагностике своей готовности к педагогической деятельности. Опираясь на результаты самодиагностики, каждый студент составляет индивидуальную программу саморазвития и приступает к ее выполнению со второй недели практики. В программе указываются конкретные цели развития, задания, направленные на достижение поставленных целей и учитывающие особенности развития студента. Кроме этого, в программе намечаются консультации с преподавателями кафедр, необходимые для оказания помощи в актуализации теоретических положений и выполнения заданий. Последняя неделя практики предусматривает самодиагностику развития и определение положительных сдвигов в развитии - самооценку результатов практики. Организация учебно-профессиональной деятельности студентов в школе основывается на следующем представлении. Учебно-профессиональная деятельность как целостный процесс представляет собой смену ситуаций, характеризующихся противоречиями между требованиями к профессиональным знаниям и умениям и готовностью студента успешно выполнить эти требования. Противоречивые ситуации складываются за счет постановки перед студентами таких заданий, которые вызывают у них некоторые затруднения (например, из-за отсутствия знаний о способах выполнения, или из-за несформированности каких-либо умений, или из-за страха перед профессиональной деятельностью в реальных условиях, или из-за нежелания действовать самостоятельно, и т.д.). Такие ситуации могут и стихийно возникать в педагогическом процессе из-за разногласий между участниками этого процесса. Задания ориентируют на развитие педагогических умений и профессионально значимых свойств и качеств личности. Каждый студент в соответствии с результатами самодиагностики и своими склонностями и интересами составляет свой набор заданий, за которые в конце практики будет отчитываться (примеры заданий представлены в приложении 2). Выбор заданий, составление в целом содержания педагогической деятельности каждым студентом осуществляется под руководством преподавателей кафедр, которые оценивают индивидуальную программу с точки зрения целостного подхода: все ли стороны, элементы педагогической деятельности предусмотрены, есть ли задания на развитие психических, личностных свойств и т.д. Во время практики консультации со студентами направлены не только на оказание помощи в разработке уроков, внеклассных мероприятий и пр., но и на то, что будет способствовать лучшей реализации студентом своих способностей (напоминание приемов эффективной организации учебной деятельности на уроке, общественной деятельности учащихся, туристической, трудовой и других видов внеклассной деятельности; напоминание типичных ситуаций отклоняющегося поведения учащихся конкретного возраста; напоминание приемов аттракции; предупреждение о типичных ошибках молодых учителей в определенных ситуациях и др.). С целью повышения эффективности работы студентов по составлению индивидуальных программ развития, по обсуждению выполненных заданий, по проектированию коррекционной работы целесообразно объединение студентов в малые группы, проведение групповых консультаций (наряду с индивидуальными), а также проведение видеозаписей уроков, воспитательных мероприятий и др. и их использование на консультациях. Анализ выполненных студентами заданий (так же, как и консультации) подчиняется оценке проявленных умений, личностных и психических свойств: насколько полно удалось студенту реализовать организаторские умения, проявить педагогический такт, выразить сочувствие, поднять настроение, подавить в себе раздражение и т.д. Выполнение каждого задания оценивается с помощью выбранных уровневых критериев: определяется, на каком уровне были продемонстрированы умения той или иной группы. Обобщение полученных за каждое задание оценок должно быть представлено в итоговой характеристике педагогической деятельности студента (см. приложение 4). В качестве отчетных материалов выступают: 1) дневник педагогической практики. В нем студенты отражают выполненные виды работы по самодиагностике готовности к педагогической деятельности во время первой недели практики в школе, результаты самодиагностики, индивидуальную программу саморазвития, результаты выполнения выбранных заданий (и разработанных дополнительно к предлагаемым), кроме конспектов уроков и внеклассных мероприятий, наглядных пособий (эти материалы для удобства проверки преподавателями оформляются отдельно); 2) характеристика педагогической деятельности студента, составленная преподавателем кафедры педагогики начального образования совместно с преподавателями других кафедр на основе метода педагогического консилиума (см. приложение 4). Для составления характеристики используются данные наблюдений за педагогической деятельностью студента, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом и учителем класса, в котором студент проходил практику; 3) характеристика педагогической деятельности, составленная студентом на основе самооценки результатов выполнения заданий (см. приложение 3), оформляется на отдельном листе для хранения на кафедре педагогики. Оценка проводится с использованием уровней развития умений, выбранных и утвержденных на кафедре педагогики, что позволит осуществить мониторинг профессиональной подготовки студентов. Обобщенно организация педагогической практики студентов в школе представлена на с. 20. Модель включает целевой блок (основная цель - саморазвитие студента - подразделяется на три: развитие профессиональной компетентности, индивидуальности и личности студента) и содержательный блок, представленный по трем этапам практики. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |