v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгПедагогикаМетоды трудового обучения (Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с.)В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Демонстрационные методы в трудовом обученииДемонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики младшеклассников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные. К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п. К изобразительным - модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия. Каждое пособие - фабричное и самодельное - должно отвечать учебно-воспитательным задачам, быть Научно достоверным, соответствовать возрастным особенностям учащихся. Пособия должны помогать учащимся находить наиболее общее и типичное в объектах. Они должны быть яркими, лаконичными, убедительными. При использовании пособий учитель обычно сочетает его демонстрацию с объяснением, Например, при изготовлении геометрических тел из картона учитель раздает третьеклассникам на парты кубики небольшого размера и демонстрирует большой куб. Рассматривая кубики, дети устанавливают количество граней и ребер. Измеряя ребра и углы с помощью линейки и угольника, учащиеся убеждаются, что каждая грань куба представляет квадрат определенного размера. Опытным путем дети устанавливают равенство граней, подсчитывают их. Учитель предлагает детям пронумеровать грани, а затем, последовательно прикладывая грани к листу рисовальной бумаги, обвести их карандашом и подсчитать. Грани нумеруют для того, чтобы при работе не обвести какую-нибудь грань два раза и не пропустить одну из них. При обводке карандашом контуры граней могут получиться не очень аккуратные, поэтому учитель предлагает детям проверить свои чертежи и с помощью линейки и угольника внести в них исправления. Он спрашивает, что необходимо сделать, чтобы грани куба можно было склеить. (Необходимо начертить клапаны.) Что нужно сделать, чтобы бумага сгибалась строго по намеченным линиям? (Надо провести по линейке тупым концом ножниц вдоль линии сгиба.) После сгибания развертки дети обнаруживают, что у каждой пары склеиваемых ребер оказывается по два клапана, один из которых лишний. Учитель предлагает отрезать лишние клапаны. В какой последовательности следует отрезать лишние клапаны? (Клапаны следует отрезать через один.) Заключительной является операция склеивания. Учитель говорит, что начинать склеивание можно по-разному. Можно сначала склеить боковые грани, а можно начать с соединения боковой грани с нижней или верхней. Подумайте, как и чем можно притирать приклеиваемые клапаны. (Ребром линейки.) Сочетание демонстраций натуральных предметов со словом учителя делает обучение более доходчивым, пробуждает у детей интерес к трудовому заданию, будит у них творческую инициативу. В результате активно направленного наблюдения за образцом изделия дети сами устанавливают, с чего начинать работу, из каких элементов построить развертку, какие приготовить материалы, с помощью каких инструментов и какими приемами осуществить технологические операции. Особенно полезными на уроках труда являются эвристические беседы, сочетаемые с демонстрациями. В этом случае учащиеся не только наблюдают за объектами; учитель побуждает их к самостоятельному поиску рациональных путей проведения трудового процесса. Сочетание демонстраций изображений с письменным словом в настоящее время получает все более широкое распространение при проведении уроков труда. При знакомстве учащихся с трудом взрослых учитель демонстрирует картины, диафильмы, кинофильмы о целлюлозно-бумажной, полиграфической, текстильной, керамической промышленности. При изучении материалов, инструментов, приемов работы, организации трудовой деятельности, изучении техники безопасности использует таблицы. В одних случаях учитель использует их как иллюстрации, в других - как инструкции. Например, таблицы, показывающие процессы сгибания бумаги, при объяснении приемов работы используют как иллюстрацию, а во время практической работы - как инструкцию. По некоторым темам на уроках труда возникает необходимость продемонстрировать учащимся серию карточек выполнения учеником заданных действий с выбором правильных приемов работы. Таким образом, умение следует рассматривать как знание, примененное к решению практической задачи. Знания могут не доводиться до степени умений. Например ученик может знать, как следует резать бумагу ножом, но не умеет выполнять эту операцию. Поэтому для превращения знаний в умения необходимо проводить дополнительные инструктажи и тренировочные упражнения. В процессе обучения ребенок воспринимает чужой опыт, например опыт учителя, но главная роль принадлежит личному опыту учения. При обучении умениям трудовые операции обычно расчленяются на более мелкие элементы - трудовые действия. На первом этапе обучения каждое трудовое действие осуществляется учеником в замедленном темпе с тщательным продумыванием каждого выполняемого элемента. Осмысленные и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы, которые, в свою очередь, требуют дальнейшего осмысления процессе специальных упражнений. Трудовые приемы постепенно объединяются в операции, а затем в трудовые умения. Обычно умения рассматриваются как первоначальная стадия навыка, под которым понимается автоматизированная деятельность ребенка. Однако наиболее сложные умения могут включать все отработанные навыки. Например, умение изготовить из набора "Конструктор-механик" модель предполагает наличие навыка чтения чертежа или технического рисунка, навыка завинчивания болтов и гаек. Таким образом, умения и навыки находятся диалектическом единстве. Они дополняют и обусловливают друг друга. Однако умение всегда отличается от навыка то, что оно постоянно связано с сознательным, не автоматическим выполнением трудовых действий. При формировании умений в коре больших полушарий головного мозга создается масса ассоциаций (связей) между сенсорными, аналитическими, двигательными и другими участками нервных клеток. В начальных классах учитель обычно не ставит цели доводить овладение трудовых операциями до уровня автоматизированных навыков за исключением простейших действий по оперированию графической информацией и овладению простейшими приемами работы инструментами. Поэтому основное внимание на уроках труда учитель сосредоточивает на формировании у детей трудовых умений. В процессе трудовой политехнической подготовки у учащихся начальных классов формируются три основные группы умений. К первой группе относятся политехнические умения: измерительные, вычислительные, графические, технологические; ко второй - общетрудовые умения: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские; к третьей - специальные трудовые умения: обработка бумаги, картона, ткани, разных материалов, сборка, наладка и др. Формирование умений всегда связано с активной практической деятельностью учащихся. Поэтому в основу методов формирования умений можно положить виды деятельности учащихся и разделить эту деятельность на репродуктивную, частично-поисковую, проблемную и исследовательскую. Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать информацию и воспроизводить ее. Рассмотренные выше словесные методы в сочетании с демонстрационными с точки зрения видов деятельности учащихся можно характеризовать как объяснительно-иллюстративные. Эти методы в основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных и графических изображений. Знания, полученные в результате использования объяснительно-иллюстративного метода, как правило, остаются на невысоком уровне знаний-копий, т.е. учащиеся запоминают информацию и точно воспроизводят ее. Для достижения более высокого уровня знаний учитель организует деятельность детей по .воспроизведению знаний и способов деятельности. Способы воспроизведения заданных видов деятельности успешно усваиваются при использовании репродуктивных методов. В данном случае большое внимание следует уделять инструктажу с демонстрациями приемов работы. Под инструктажем понимается объяснение и показ правильных трудовых действий. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж, применяемый обычно в начале обучения, включает в себя описание операции, демонстрацию трудовых действий, указания о способах контроля. После вводного инструктажа учащиеся выполняют тренировочные упражнения по заданной операции. Естественно, при этом дети допускают ошибки. Учитель подмечает допускаемые школьниками ошибки и в зависимости от их количества проводит либо индивидуальный, либо групповой текущий инструктаж, в процессе которого выясняются причины возникновения ошибок и способы их устранения. В конце занятий учитель проводит заключительный инструктаж, в котором дает общую характеристику работы, анализирует ее достоинства и недостатки, оценивает работы учащихся. Количество воспроизведений и упражнений при использовании репродуктивного метода обусловливается сложностью учебного материала. Практика показывает, что, например, для освоения приемов резания бумаги ножницами, достаточно провести до десяти упражнений, а для освоения приемов обрезания блока книги ножом по фальцлинейке необходимо выполнить до ста упражнений. Частично-поисковый метод, называемый иногда эвристическим, включает в себя элементы репродуктивной и поисковой деятельности. Суть этого метода заключается в том, что учащимся не дается окончательное решение задачи. Часть посильных вопросов детям предлагается решить самостоятельно. Для развития самостоятельности и творческой инициативы учитель использует наглядность по какой-нибудь определенной теме. Например, при изготовлении модели кораблика учащимся следует показать различные виды кораблей и их устройство. Для этой цели следует использовать диапозитивы, диафильмы, иллюстрации из книг и журналов. При знакомстве учащихся с отдельными отраслями производства, например изготовлением бумаги, получением ткани, изготовлением посуды, строительством, лучше всего использовать кинофрагменты из кинофильмов на эти темы. На уроках труда наряду с демонстрацией готовых изображений учителю приходится выполнять рисунки, эскизы и чертежи на классной доске. Например, при знакомстве учащихся III класса с чертежом, учитель выполняет на доске графические изображения, строго соблюдая все требования ГОСТ. Учитель сообщает, что на чертеже дано изображение изделия, но не указана последовательность трудовых операций. Графическое изображение, котором даны необходимые чертежи и указана последовательность выполнения работы, называется технологической картой. В начальных классах используются технологические карты, на которых основная масса информации дана в наглядной форме в виде эскизов, рисунков, чертежей. Сверху или в нижнем правом углу карты указывают класс, тему и название изделия. В левом верхнем углу, как правило, помещают рисунок изделия, в правом - сведения о материалах и инструментах. Ниже размещают графы, наглядно показывающие технологические операции, трудовые приемы и действия. Словесные инструкции в технологических картах дают в краткой и лаконичной форме. Значительную помощь детям оказывают стрелки, указывающие либо последовательность операций и приемов, либо направление расположения деталей изделия в пространстве. Таким образом, в технологической карте имеются все необходимые данные для самостоятельной работы учащихся, проведения технологического процесса и самоконтроля. Графический язык технологической карты не имеет национальных ограничений, так как понятен ученику любой национальности. Приведенная технологическая карта является примерной. По мере необходимости в нее можно вводить новые графы, показывающие режим резания, монтажа, отделки, время обработки, чистоту отделки и т.д. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |