v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
МетодичкиПедагогикаМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДИКАМ ОБУЧЕНИЯВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Характеристика отдельных методов научно-педагогического исследованияI. Наблюдение
Наблюдение - один из методов психолого-педагогического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. (Российская педагогическая энциклопедия.-М,1999.-Т.2 -С.13). Наблюдение в исследованиях по педагогике имеет две основные функции: 1) обеспечение теоретического исследования эмпирической информацией; 2) проверка адекватности и истинности теории в практике. Метод наблюдения - метод познания педагогического процесса, который основан на длительном целенаправленном и планомерном их восприятии. Основная задача наблюдения - правильное определение проблемы научного исследования, отвечающего насущным проблемам практики.
Классификация наблюдений
Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, классифицируют по различным признакам. Рассмотрим эти классификации. 1. По частоте наблюдения делятся на постоянные, повторные и однократные. Постоянным наблюдением охватывают, например, уроки по какому-либо предмету непрерывно в течение известного времени; повторным - через определенные промежутки времени (например, через неделю), при однократном же наблюдении регистрируется виденное лишь на одном уроке. 2. По объему охвата объекта различают сплошные и несплошные (или частичные) наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором - часть из них. Несплошные наблюдения можно подразделить еще на ряд групп. При монографическом наблюдении исследуется деятельность лишь одного относящегося к объекту наблюдения элемента и на основе этого делается вывод о деятельности всего объекта. Например: деятельность средне успевающего учащегося при усвоении какого-либо навыка пристально наблюдается, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков всей учебной группой. Этот вид наблюдения редко используется в педагогике, так как таким способом трудно получить достоверные данные о деятельности всей учебной группы. В сопоставительно-монографическом наблюдении из объекта наблюдения извлекают два или несколько различных, в большинстве случаев два крайних элемента, и в результате их наблюдения делается обобщение об объекте в целом. Например: из учебной группы отбираются самый сильный и самый слабый ученик, наблюдается некий вид их деятельности, на основе этого характеризуется вся группа. При наблюдении основного массива исследуется основной состав объекта, а та часть, которая имеет второстепенное (побочное) значение, исключается. Наблюдением должно быть охвачено не менее 80% обследуемых. Так, например, не подвергаются наблюдению отстающие по всем предметам и очень сильные учащиеся, поскольку включение их в изучаемый комплекс может довести до весьма противоположных крайностей в результатах наблюдения. Этот вид наблюдения применим в том случае, если в классном коллективе имеются учащиеся, сильно отличающиеся от других по своим способностям. Выборочным наблюдением охватывается лишь сравнительно малая, но репрезентативная главная часть объекта. Из общего комплекса с помощью разнообразных методов отбирается так называемый извлеченный комплекс. Отбор последнего происходит путем математических вычислений, основывающихся на теории вероятности. 3. По способу получения сведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные. При непосредственном или прямом наблюдении, исследователь регистрирует увиденные во время наблюдения факты. Косвенным, или опосредованным, называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат. Так, например, мы не можем непосредственно видеть процесс мышления учащихся, но на основе хода решения задач можно сделать вывод о последовательности шагов мышления. 4. В зависимости от того, проводит ли наблюдение постороннее лицо или лицо, участвующее в учебном процессе, мы имеем дело с внешним, или объективным наблюдением, и самонаблюдением. Тот и другой вид наблюдения имеют свои положительные и отрицательные стороны. В первом случае постороннее лицо объективно оценивает происходящее на уроке, у него достаточно времени подробно записывать результаты наблюдения, и внимание его сосредоточено лишь на одном-двух действиях. Главным же недостатком объективного наблюдения является то, что присутствие постороннего человека в какой-то мере мешает нормальному ходу урока. Но если такие уроки проводятся часто, учащиеся вскоре привыкают к постороннему наблюдателю, и учебная работа протекает совершенно нормально. Положительной стороной самонаблюдения является то, что урок проходит в нормальных условиях без присутствия постороннего лица, к тому же учитель часто способен лучше, чем посторонний наблюдатель, анализи ровать свою деятельность. Недостаток такого наблюдения состоит в том, что субъективное отношение наблюдателя к тому или другому явлению может оказать влияние на результаты наблюдения. Кроме того, поскольку наблюдатель-учитель одновременно с наблюдением ведет урок, то он не в состоянии все время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями.
Организация проведения
Для обеспечения научности педагогического наблюдения нужно исходить из следующих требований. 1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты наблюдения и выводить достоверные заключения. 2. Наблюдение должно проходить по заранее выбранному плану. В плане детализируются отдельные вопросы, по которым хотят получить нужные сведения. Если, например, наблюдатель изучает деятельность преподавателя или ученика, то он заранее составляет подробный вопросник о том, что его интересует в этой деятельности и в ходе наблюдения подробно регистрирует все относящееся к поставленным им вопросам. 3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, а они должны быть точно определены. Чем точнее и детальнее зафиксированы вопросы об исследуемых признаках и чем яснее сформулированы критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения. Если вопросы нечетки и исследуемые явления невозможно измерять точно, то анализировать и интерпретировать результаты наблюдения гораздо труднее. 4. Явления следует наблюдать в реальных естественных условиях. Если объектом исследования является самостоятельная работа учащихся на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий или четвертый уроки, так как на последних уроках дает себя чувствовать усталость, а во время первого урока - еще некоторая сонливость и в связи с этим вялое участие в учебной работе. Нежелательно наблюдать уроки в конце учебной четверти - в наиболее напряженной поре учебного процесса, когда начинают проявляться признаки переутомления учащихся. Наблюдение уроков в различных классах следует проводить по возможности в одинаковых условиях (расположение урока в расписании и т.д.). 5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми. Большую важность в наблюдениях имеет применение одинаковых критериев при оценке исследуемых явлений. Немыслимо, например, что в одном классе ответы учащихся фиксируются по трехбальной системе (4-полный ответ; 0-неполный ответ; - неправильный ответ), а в другом классе - в пятибальной системе (5 - отличный; 4 - хороший ответ и т.д.). 6. Повторение наблюдения следует проводить через равные промежутки времени. Если, например, исследуется развитие трудовых навыков у учащихся, то наблюдения приходится проводить каждую четверть или полугодие. Неправильно поступает исследователь, проверяя усвоение навыков учащихся на первом курсе через каждую учебную неделю, а на втором курсе - через четверть. 7. Наблюдатель должен знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении и предупреждать их. Неточные и неправильные наблюдения возникают по весьма разным причинам. Отклонения (аберрация) между данными, соответствующими действительности, и данными, полученными путем наблюдений, называются ошибками наблюдения. Эти ошибки можно подразделить на методологические и регистрационные. Первые обусловлены применением неправильных методов наблюдения, другие же - неточной записью данных.
Наблюдения, проводимые в учебно-воспитательных учреждениях, имеют четыре основные задачи: 1) определение условий, в которых протекает наблюдаемое явление; 2) обстоятельное описание наблюдаемого явления; 3) научный анализ и объяснение изучаемого явления, т.е. установление причинно-следственных связей и отношений явлений и условий их протекания; 4) оказание методической помощи учителям и работникам других учреждений образования. Решение этих задач возможно только на основе предварительно разработанной программы исследования. Посещая уроки, необходимо главным образом выяснить следующие факты: 1) действия учителя, направленные на разрешение определенной учебно-воспитательной задачи; 2) ответные действия учащихся, вызванные воздействиями учителя, отношение учащихся к этой деятельности; 3) достигнутый педагогический результат. В заключении важно дать педагогическую оценку данных результатов, сделать обобщающий вывод и отразить их в научной работе. Для того, чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и позволяло делать выводы, его результаты необходимо строго фиксировать в протоколах. По вопросу о том, как вести протокол наблюдений уроков имеются два подхода: выборочный и сплошной. Первый подход состоит в выборочном наблюдении и записи и дает значительно больше результатов, так как целенаправленное выборочное наблюдение и избирательная запись более экономны и более результативны. Таким образом, предлагается фиксировать не все, что происходит на уроке, как это делается во втором подходе - “сплошное фотографирование”, а сосредоточить свое внимание только на тех моментах, которые относятся к программе наблюдения. Программа наблюдения по каждому учебному предмету может быть специфичной. Поэтому в зависимости от специфики дисциплины и исследования следует продумать каждый шаг своего своевременного действия по выявлению проверяемого факта. В этом отношении большую пользу могут принести целенаправленно сформулированный перечень вопросов. Целенаправленное наблюдение дает возможность собрать большое количество как позитивных, так и негативных факторов, отражающих явление.
Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения
Целесообразно выделить следующие этапы подготовки педагогического наблюдения: выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения; получение разрешения на проведение наблюдения; составление плана наблюдения; подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура); сбор данных наблюдений (записи, протоколы, таблицы и т.д.); оформление результатов наблюдения; анализ результатов наблюдения; теоретические и практические выводы наблюдателя.
II. Изучение документов
Документ - деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-нибудь (С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведов, Толковый словарь русского языка.-М.,1977.-172). По форме фиксации информации встречаются: письменные документы (содержат в основном буквенный текст); статистические данные (информация в основном цифровая); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки); Технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).
Организация проведения
Для педагогики представляют особый интерес такие письменные документы, как классные журналы, дневники учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, медицинские карты учащихся, протоколы собраний, программы, тетради учащихся, контрольные работы и различные архивные материалы (документы, касающиеся истории учебных заведений. Среди письменной документации определенное значение имеет и косвенная документация (справочные издания, литературно-художественные произведения учащихся, составленная учащимися технологическая документация и т.д.). Особое значение для исследовательской работы по педагогике имеет анализ продуктов деятельности учащихся. Различают пять основных видов анализа педагогических документов: психологический, целью которого является выяснение отношения учащихся к какому-либо педагогическому явлению; педагогический, при котором на основе анализа программ стараются выяснить преемственность в обучении; анализ развития учащихся (например, по содержанию сочинения анализируется развитие интеллекта; по составлению технологических карт - развитие технического мышления); формализованный, план контент-анализ, при котором стараются найти легко подсчитываемые количественные признаки, черты и свойства документов (например, частота одинаковых слов в технологическом инструктаже), отражающие определенные стороны изучаемого документа; технологический, при котором на основе изучения составленных учащимися технологических карт определяются усвоенные учащимися технологические понятия и целесообразность организации технологического процесса. При анализе документов надо относиться к ним критически, так как в документах материал может быть непрезентативный и не всегда объективный. Поэтому надо определить адекватность и достоверность документов. Первое можно выяснить сопоставлением данного документа с какими-либо другими данными. Во втором случае исследователь должен выяснить, каким методом получены фиксированные в документе данные, какие критерии использовались при оценке того или иного педагогического процесса и т.п. Надо обратить еще внимание на то, что выставленные преподавателем или мастером оценки в классном журнале надо воспринимать критически. При документальном наблюдении, как при работе над литературными источниками, следует также тщательно записывать получаемые сведения. Эти сведения рекомендуется наносить на отдельные листы, причем на каждый лист одну выписку или выписки лишь одного вида, связанные общей проблемой. Если для исследования используется документация, хранимая в архивах, следует обязательно отметить название архива, перечень фонда, номер документа и страницы (места). Любая неточность в работе с архивными документами влечет за собой множество лишней работы, а иногда полученные данные вообще невозможно использовать в научном исследовании из-за их неточности. К информации, полученной из сочинений учащихся, студентов надо относиться особенно осторожно и деликатно. Искренне написанное сочинение содержит много таких мыслей, которые учащийся доверяет только учителю. Злоупотребление доверием может дискредитировать этот метод.
Изучение творческих работ
В процессе изучения творческих работ студентов, школьников важно обратить внимание на следующие компоненты: содержание работы, использованную литературу, эстетическое оформление, выполнение рекомендаций к написанию работ. Это дает возможность определить отношение к изучаемой проблеме, глубину исследования, умение определять объект и предмет исследования, работать с литературными источниками; аналитические и творческие способности автора, эстетическую культуру, умение обобщать, сравнивать; конструировать и прогнозировать ситуации, моделировать образовательный процесс; оформлять результаты поиска в виде отчета, доклада, статьи.
III. Изучение педагогического опыта
Передовой опыт - это высокое мастерство учителя, т.е. такая практика, которая дает высокий педагогический результат. Педагогический опыт - результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач. (Психолого-педагогический словарь Автор-составитель: В.А.Мижериков,-Ростов-на-Дону: “Феникс”,-С.332. Передовым является тот опыт, (М.Н.Скаткин), который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил.
Организация проведения
В процессе планомерного и целенаправленного наблюдения иногда можно обнаружить ценные творческие находки, приемы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения, чтобы эти начинания были лостоянием многих учителей. Опыт учителя может не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но основанный на известном применении установленных наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для тех учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. О качестве любой работы можно судить по ее конечным результатам. Педагогическим результатом являются уровень знаний, умений и навыков сформированности, мировоззрения, развития учащихся, уровень их воспитанности. При определении достоинств передового опыта важно учитывать временные показатели. Нельзя забывать о том, что одни и те же педагогические результаты могут быть достигнуты с большей и меньшей затратой времени и сил. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счет перегрузки учащихся, дополнительными занятиями, большим объемом трудоемких домашних заданий, когда успехи по одному учебному предмету достигаются за счет других предметов. Признаки передового педагогического опыта: высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам; сформированность общественной направленности школьника; образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков - грамотного письма, вычислительных, графических и др.); сформированные у учащихся познавательные интересы и потребности; стремление к самообразованию; наличие общественно-ценных мотивов и ценностных ориентаций в учебной деятельности; воспитанность учащихся; трудовой опыт, т.е. стремление и наличие необходимых умений в различных видах деятельности , практические навыки в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость); умение анализировать процесс и результат конкретного труда; самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой, рационализаторский подход к делу; коррекция в организации труда; оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей,экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач); устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование; возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими; перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна; научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование. При наличии этих признаков данный опыт следует причислять к передовому. Важно измерить, в какой степени каждый признак проявляется. Так, о познавательных интересах учащегося, сформированных в результате особого подхода преподавателя к нему, можно говорить по таким признакам, как активность школьника на конкретном уроке (например, физики), круг внеучебного чтения (литературы по физике), участие в предметных олимпиадах, конкурсах (по физике), регулярное слушание и просмотр радио- и телепередач (на темы физики). Мерой при этом могут быть, в частности, точность и полнота ответов на вопросы преподавателя, число дополнений к ответам товарищей на уроке (по своей инициативе), вопросов к преподавателю, число и качество решенных олимпиадных, конкурсных задач (число и степень трудности нерешенных), число обращений учащегося к преподавателю за консультацией и содержание его вопросов; число и содержание выступлений школьника перед товарищами с информацией, докладами (во внеучебное время) и, наконец, общая эрудиция учащегося по физике, знание материала, далеко выходящего за пределы учебного курса. Основным признаком воспитанности учащегося является его поведение.
Этапы изучения и обобщения ППО
Первый этап изучения и обобщения педагогического опыта - обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения ее эффективности - с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. Второй этап: выявление находок, новинок в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта. Третий этап - составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта: окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (школа, внешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения. Программа изучения: намечаются и конкретизируются методы исследования, какие вопросы будут изучаться тем или иным методом; на основе программы проводится работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно пересказать содержание опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту); описанный опыт осмысливается: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.
IV. Анкетирование (письменный опрос)
Анкетировать - собирать какие-нибудь сведения путем проведения анкет.(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов. Толковый словарь русского языка.-М,1977.-С.25). Анкета-1. Опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет. 2. Сбор сведений путем получения ответов на определенные вопросы.
Применение анкетирования
В педагогическом исследовании анкеты целесообразно использовать, когда необходимо: получить какие-либо фактические данные. Например, преподаватель дает сведения о составе класса (пол, возраст, средние оценки учащихся и пр.). Этот тип анкеты можно заменить изучением документации; выяснить отношение наблюдаемого к какой-либо проблеме или явлению; получить единственно возможные и очень конкретные ответы (наблюдаемый может дать лишь выборочный ответ “да” или “нет”; оценить какие-либо явления или назвать их в порядке предпочтения. Можно использовать и такую анкету, где отвечающий должен подчеркнуть, что он больше или меньше предпочитает, назвать наилучшее или наихудшее из какого-либо вида явлений или оценить какое-либо явление путем балльной системы.
Организация проведения
При составлении анкет, также как и вопросника, нужно выяснить два обстоятельства: способны ли исследуемые лица отвечать на задаваемые вопросы; можно ли предположить, что они ответят искренне. Поскольку в педагогическом исследовании предусматривают анкеты для учителей, родителей, то следует серьезно отнестись к выяснению указанных обстоятельств. При анкетировании ответы заносятся письменно в специально составленный анкетный лист. Анкетное наблюдение очень близко к устному опросу. При анкетном наблюдении отвечающий сам читает заданные ему вопросы и отвечает на них письменно. Во время устного опроса вопросы зачитывает и ответы записывает сам наблюдатель, который ведет беседу. Количество человек, которое должно быть охвачено исследованием, чтобы оно имело научную ценность, зависит от многих обстоятельств: от характера наблюдаемых явлений, от степени варьирования результатов наблюдения, относительных ошибок, от уровня вероятности исследуемого явления. Вопросы, используемые для интервью, следует заблаговременно записывать в вопроснике, где должно быть остановлено место и для записи ответов. При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования: опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным; при этом более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные - позднее; вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих; вопросы, задаваемые как учителем, так и учащимися, не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике; часть вопросов следует составить так, чтобы посредством их можно было бы проверить объективность ответов на предыдущие вопросы; следует учитывать, что при устном опросе различные обстоятельства могут тормозить выразительные способности отвечающего и вызвать необъективные ответы. (Например: чрезмерная взволнованность, невнимательность, усталость, скромность). Правила, которых желательно придерживаться при опросе: каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа (вопросника) дословно; следует точно придерживаться порядка следования вопросов; отвечающий должен иметь возможность прочитать вопросы; анкета должна быть кратковременной (с учащимися не более 15-20 минут, с преподавателями не более 30 минут); интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.); интервьюирующий может в случае надобности, если данный ответ неясен, задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы; если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз; ни в коем случае нельзя разъяснять ответ на вопрос и содержащиеся в нем понятия: если вопрос остается непонятным и после повторного чтения, над ним следует написать: “Вопрос непонятен!”; ответы записываются в вопросник во время опроса. При использовании метода опроса следует строго различать характер ответов: они могут быть фактическими (оценки учащихся, их рост, вес и пр.) или содержать лишь мнение (мнения об учебных предметах, литературных произведениях и т.д.). Ответы анализируются и интерпретируются соответственно их характеру. Преимуществами анкетного метода считают: Быстроту применения (за очень короткое время можно получить много сведений); Получение письменных ответов на такие вопросы, которые по различным субъективным причинам устно остаются без ответа.
V. Графические методы
Основные понятия
График - диаграмма, изображающая при помощи кривых количественные показатели движения, состояния чего-нибудь. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов. Толковый словарь русского языка.- М., 1997.- С.144). При анализе и представлении цифровых данных часто оказываются целесообразными различные цифровые рисунки (графики).
Виды графиков, методика и правила использования
Графики позволяют сжато и наглядно представить результаты исследований, они привлекают больше внимания, чем таблицы. Посредством графиков можно в конкретной и понятной форме представлять выраженные цифрами факты и их взаимосвязи, которые часто абстрактны. При помощи хорошо продуманных графиков можно лучше отобразить закономерности явлений. Важно выбрать способ графического представления и дать его эскиз. Цифры измерения, показывающие динамику каких-либо педагогических исследований (изменения в росте учащихся в связи с их возрастом, изменения в успеваемости, уровне обученности, воспитанности, физических способностях, работоспособности и т.д.) представляют в виде линейных графиков, линейных или столб-диаграмм и сектор-диаграмм. При вычерчивании графиков важно учитывать некоторые общие требования: необходимо представлять графически только основные результаты сводки или анализа, на которые необходимо обратить внимание. График нельзя перегружать лишними линиями и фигурами; каждый график должен иметь рациональные размеры. Они должны быть удобными для вычерчивания и чтения графика. Если с исходных рисунков хотят снять репродукции (фотографии), рекомендуется линейные размеры исходного рисунка брать в 2-8 раз больше линейных размеров репродукции (от 1:2 до 1:8); Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |