v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейДошкольная педагогикаАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Сборник статей, БПГУ имени В.М. Шукшина, г.Бийск)В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Становление экоцентрической личности дошкольника в процессе ознакомления с народными традициями (Романюк Е.А.)В наши дни экологическая проблема является одной из актуальных проблем современности, и особенно в то время когда мир находится на грани экологической катастрофы. Большинство исследователей (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.) приходят к выводу, что решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения экологического сознания, культуры. По мнению С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина решение данных проблем возможно в случае развития у населения экоцентрического типа экологического сознания, развивать которое нужно в условиях непрерывного экологического образования. Целью экологического экологического сознания. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин считают, образования является развитие экоцентрической личности обладающей экоцентрическим типом что экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: 1. Ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы. 2. Восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. 3. Баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Многие педагоги (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.) считают, что наиболее благоприятным периодом для решения данных задач является дошкольный возраст. С.Н. Николаева указывает на то, что именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Одним из условий успешного воспитания экоцентрической личности является возрождение народных традиций. Идея народности находит свое отражение в трудах К. Д. Ушинского, Д.С. Лихачева, В.А. Сухомлинского и др. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что "воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Многие отечественные современные программы также указывают на необходимость приобщения детей к истокам русской народной культуры ("Истоки", "Весточка", "Приобщения детей к истокам русской народной культуры" и др.). Следует отметить педагогическое значение народных традиций, которые всегда были связаны с природными явлениями и воздействовали непосредственно на каждого ребенка. Мир живой природы открывал перед ним свои законы, вызывал радостные и печальные чувства, учил правилам поведения в природе. Люди существовали в гармонии с природой, и человек с детских лет познавал закономерности природных явлений, видел их взаимосвязь и взаимозависимость, учился бережному обращению с природой. Поэтому исследование было направлено на ознакомление дошкольников с народными традициями. Для определения особенностей экоцентрической личности дошкольника были использованы критерии выделенные С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным. 1. Представление детей о технологии взаимодействия с природными объектами. 2. Стремление детей к взаимодействию с природными объектами. 3. Взаимодействие детей с природными объектами. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей обеих групп недостаточно выражено стремление к взаимодействию с природными объектами. У детей низкий уровень представлений о технологии взаимодействия с природными объектами. Большинство детей взаимодействуют с природными объектами только по предложению взрослого. Для формирования начал экоцентрической личности дошкольника был разработан комплекс мероприятий, включающий содержание народных традиций. Народные традиции были отобраны в соответствии с сезоном и распределены по следующим темам: Спасовки, Сентябрь-рябинник, Октябрь-капустник, Зиновий-синичник, Спиридон-Солнцеворот. Данные традиции были включены в занятия, игры, наблюдения, праздники. Анализ формирующего эксперимента позволил проследить изменения, происходящие у детей в процессе ознакомления с народными традициями. О воспитательном воздействии эксперимента можно судить по тому, как дети вели себя по отношению к природным объектам. Проследим это на примере двух тем: "Сентябрь-рябинник" и "Спиридон-Солнцеворот", ознакомление с которыми происходило в разное время года. Пример. В сентябре ознакомление детей с народными традициями происходило под темой: "Сентябрь-рябинник". На протяжении всего месяца дети знакомились с произведениями устного народного творчества. С детьми были разучены потешки о рябине, заклички, с помощью которых у детей сложилось представление об условиях необходимых для роста и развития растения. С помощью изученных потешек, закличек дети проявляли заботливое, бережное отношение к природным объектам. Во время хоровода "Ты, рябинушка, моя" в голосе большинства детей слышался доброжелательный тон, дети произносили слова, обращенные к рябинке с особой интонацией. С детьми проводилось наблюдение за рябиной, в ходе которого дети проявляли заботу и сочувствие к дереву, наблюдали и любовались осенним нарядом рябины. По прошествии времени, в декабре, который проходил под темой: "Спиридон-Солнцеворот", с детьми проводилось другое наблюдение за деревьями. Дети ходили вокруг деревьев и выполняли ряд действий, связанных с днем Спиридона-Солнцеворота, которые по народному календарю были направлены на подготовку будущего урожая. Когда все дети подошли к рябине, Настя Ш. сказала: "Вот видишь, рябина, мы про тебя не забыли, помним о тебе. Мы пришли к тебе в гости". Некоторые дети стали обнимать дерево, выражая тем самым любовь к природному объекту. Алеша К. вспомнил потешку о рябине и рассказал ее всем детям. Ира С. предложила детям с помощью закличек позвать для всех деревьев "солнышко", снег. Она сказала: "Мы позовем, и деревьям будет намного веселее и теплее". Из данного примера видно, что народные традиции несут в себе большое воспитательное значение, учат детей взаимодействовать с природой на равных отношениях. Сопоставляя результаты, полученные при анализе данных контрольного и констатирующего экспериментов, было выявлено значительное повышение уровня отобранных критериев у детей экспериментальной группы. У большинства детей экспериментальной группы повысился уровень критериев – стремление к взаимодействию с природными объектами, и у детей наблюдается повышенный и устойчивый интерес к объектам природы. Уровень критерия – представление о технологии взаимодействия с природными объектами также значительно возрос, и большая часть детей экспериментальной группы знает, как нужно ухаживать за природными объектами и понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью объектов природы. После проведенного эксперимента большинство детей стали взаимодействовать с природными объектами по собственной инициативе. Результаты в контрольной группе существенно не изменились. Итоги проведенного эксперимента дают основание считать, что ознакомление детей с народными традициями способствует становлению экоцентрической личности дошкольника. Очень важно, чтобы идея воспитания экоцентрической личности дошкольника в процессе ознакомления с народными традициями стала одной из актуальных в настоящее время. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |