v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейДошкольная педагогикаСоциально-педагогическая деятельность по защите дошкольного детства: Сборник научных статей. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 112 с.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Использование книг К.Д. Ушинского "Родное слово" и "Хрестоматия или Детский мир в картинках" в работе по развитию художественного слова ребенка (Т.Ю.Купач, О.В.Белова, Е.А.Князева)В настоящее время в практике дошкольных учреждений широко используются книги К.Д. Ушинского "Родное слово" и "Хрестоматия или Детский мир в картинках". Особенно эта работа интенсивно проводится по развитию у детей художественно-выразительной речи. В учебной книге "Родное слово" материал книги подобран так, что ее чтение обеспечивает освоение духовного богатства, отраженного в языке, освоение лучших форм родного языка и формирование нравственных и эстетических чувств ребенка. Язык книги отличается образностью, конкретностью, лаконичностью и точностью в выражении мысли, поражает богатством словаря. Если весь этот материал использовать в работе с детьми дошкольного возраста, то он обогащает язык детей новыми словами и выражениями, развивает "живой" язык ребенка. "Родное слово" является не только энциклопедией знаний, но и художественной энциклопедией. Это видно хотя бы из простого перечисления того материала, который помещен в ее первой части: 19 сказок, 30 загадок, 123 пословицы и поговорки, 13 прибауток и скороговорок, 14 песенок и потешек, 14 стихов разных поэтов, 43 рассказа и статьи, написанных и переработанных К.Д. Ушинским. Каждое произведение характеризуется высокой художест-венностью, и вместе с тем в каждом из них заключены важные этически-нравственные и познавательные идеи, для освещения которых ребенок должен почувствовать произведение и мысленно увидеть отгадку (загадки, прибаутки), логичность, эстетику внутреннего голоса (пословицы, поговорки, рассказы), представить художественный образ произведения, почувствовать его красоту (сказки, стихи). Для того, чтобы ребенку представить каждую тему целиком, материал в книге расположен последовательно и целенаправленно, причем на каждом последующем занятии закрепляется, развивается, систематизируется и обогащается содержание предыдущих, усложняются требования к упражнениям. По соответствию же своего содержания и структуры поставленных задач эта книга является образцом книг для детского чтения, которая в полной мере помогает развитию у детей художественно-выразительной речи, что является особенно актуальным в наше время в работе по художественно-речевой деятельности как в детских садах, так и в семье. Свою методику Ушинский разрабатывал применительно к детям начальных классов школы, но большинство ее положений являются значимыми для работы с детьми дошкольного возраста, ибо он не раз подчеркивал, что овладение родным языком должно начинаться задолго до школьного обучения. "Для малолетних детей, — писал Ушинский относительно своей книги, — тогда, только тогда хороша, когда она вполне проникнута семейным характером и более похожа на семью, чем на школу" (1, с. 53). Но для того чтобы дети охватили предложенный материал одной из тем в полном объеме, Ушинский предлагал использовать дополнительный материал. Так, в методических указаниях к "Детскому миру" ученый указывал на то, что между статьями естественнонаучного содержания и "Хрестоматией" он стремился установить некоторую связь с тем, чтобы воспитатель мог сопровождать чтение статей "детского мира" чтением, связанных с ними по содержанию статей "Хрестоматии". Все темы, предложенные педагогом, пересекаются при прочтении и воспринимаются ребенком в комплексе. Такую же взаимосвязь между статьями, предназначенными для чтения, с одной стороны, и литературно-художественным материалом, с другой, предусматривалась Ушинским и в "Родном слове". Здесь эта взаимосвязь отражена в самом расположении материала. Почти возле каждой деловой статьи есть стихотворение, рассказ, пословицы или загадки, в которых говорится о том же предмете, что помогает ребенку видеть произведение целиком, возбуждать в нем единый художественный образ. Оценивая значение такой связи между статьями для художественно-речевого развития ребенка, Ушинский писал: "Всякий преподаватель легко оценит пользу таких обдуманно совместных чтений, соединяемых связывающими объяснениями учителя. В душе дитяти с логической мыслью будет срастаться прекрасный поэтический образ, развитие ума будет идти дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыщет себе поэтическое выражение" (2, с. 32). Однако следует сказать, что этим не ограничивается значение использования художественного слова-образа в плане развития художественно-выразительной речи. Этот образ-представление может иметь в качестве своего источника либо чувственный образ, созданный непосредственным восприятием, либо образ, созданный образной речью или художественным словом. Сама природа художественного словесного образа отлична от образа, создаваемого в результате непосредственного восприятия. Кроме того, нередко в обучении словесный образ является единственным средством, способным воспроизвести у детей представления о предмете, недоступном непосредственному созерцанию. Все это делает художественный словесный образ чрезвычайно ценным и эффективным средством создания у детей необходимых чувственных представлений. Следовательно, использование словесного художественного образа Ушинским, наряду и в связи с чтением деловых статей, обеспечивает не только единство логического, но и эмоционального развития детей. Вместе с образами, создаваемыми непосредственным восприятием, художественный словесный образ обеспечивает развитие художественно-выразительной речи. Однако создаваемые художественным словесным образом представления только тогда будут осмыслены и осознаны, когда дети уже обладают известным запасом чувственного опыта. Таким образом, использование художественных произведений и предложений К.Д. Ушинским в плане воспитания в процессе художественно-речевой деятельности состоит в том, что при методически правильном их использовании художественное слово может стать эффективным и многообъемлющим средством формирования чувственных представлений и образов воображения. Сам процесс понимания художественного произведения в целом может являться и мыслительным, и чувственным процессом, а следовательно, может быть использован в целях развития как мышления, так и эстетического чувственного восприятия художественного произведения, что и является основой для художественно-выразительного развития дошкольника.
Список литературы 1. Ушинский, К.Д. Родной язык в начальной школе / К.Д. Ушинский. — М.: Сов. Педагогика, 1945. 2. Ушинский, К.Д. Детский мир и хрестоматия / К.Д. Ушинский. — СПб., 1811. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |