v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейДошкольная педагогикаСоциально-педагогическая деятельность по защите дошкольного детства: Сборник научных статей. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 112 с.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Сущность познавательной самостоятельности личности в истории педагогической мысли (И.В. Назарова)Осмысление роли и места познавательной самостоятельности как эффективного пути освоения знаний имеет долгую историю и осуществляется с позиций различных наук, вместе с тем можно констатировать, что в современной педагогической теории и практике еще не разработаны полностью проблемы, раскрывающие научно-теоретические основы процесса формирования познавательной самостоятельности личности. Ретроспективный анализ проблемы познавательной самостоятельности позволяет выделить в самом общем виде три основных направления, по которым вопрос о познавательной самостоятельности рассматривался представителями философской, педагогической и психологической мысли в течение многих веков. Вопрос о познавательной самостоятельности учащихся уходит своими корнями в глубь античности. Еще Сократ подчеркивал важность специального руководства познавательной самостоятельностью учеников в процессе обучения. Мышление успешно развивается только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности происходит путем самопознания. Придя к мысли о необходимости специального руководства познавательной деятельностью учеников, он впервые разработал специальный метод обучения, формирующий познавательную самостоятельность учащихся, — метод эвристической беседы. Задачей учителя является создание условий для развития душевных сил ученика с учетом его склонностей и способностей, не передача знаний, а развитие мышления и сообразительности. Аристотель в своей работе "О душе" утверждал, что деятельность по усвоению необходимых для жизни норм и правил должна осуществляться не путем пассивного заучивания, а в ходе активной практики человека, в ходе самостоятельной работы (1). В период Средневековья, когда в школах процветали схоластика, догматизм и зубрежка, в защиту познавательной самостоятельности выступали М. Монтень (5), Т. Мор (6), Т. Кампанелла (4). В своих произведениях они требовали обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека, для чего ему необходимо самостоятельно добывать знания, чтобы "испробовать вкус вещей" (5). Как средство активизации обучения, повышения его эффективности, развития умственной способности ребенка познавательная самостоятельность получила свое осмысление в трудах представителей другого направления: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега. В частности, И.Г. Песталоцци писал, что лишь то обучение высоко эффективно, при котором учащиеся обогащают запас своих знаний и "интенсивно повышают силы ума" (9, с. 174). А. Дистервег, введя в дидактику понятие развивающего обучения, считал, что развитие духовных сил и способностей человека невозможно без усилий с его стороны, самодеятельности, которая является основой развития ума, воли, памяти, мышления и других качеств. "То, чего человек не приобрел путем своей самодеятельности, — не его" (2, с. 119). В России проблема познавательной самостоятельности связана с именами А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева и др. А.И. Герцен требовал, чтобы образование всемерно способствовало развитию самостоятельного мышления учащихся, а не вдалбливало в головы готовые истины. Н.А. Добролюбов осмысленное усвоение нового материала считал важнейшим принципом разумной организации процесса обучения, проявление активности и самостоятельности он видел в умении "правильно оценить результаты своих действий" (3, с. 178). Д.И. Писарев говорил о необходимости развития у учащихся умственной самостоятельности и критического мышления, под которым понимается умение понять сущность изучаемого, его истоки и причины. Основным средством для этого служит самостоятельная работа и приобретение навыков самоконтроля, чтобы ученик "сам замечал свои ошибки" (7, с. 382). Таким образом, до 60-х годов XIX века вопрос о познавательной самостоятельности возникал многократно, становясь причиной выдвижения разного рода идей, но системного подхода к данному феномену осуществлено не было. Следующее направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность учащихся рассматривается не только в рамках арсенала педагогических средств и методов преподавателя, но и сама избирается в качестве предмета глубокого обсуждения и исследования, благодаря чему наметилась тенденция к всестороннему рассмотрению понятия познавательной самостоятельности. Согласно учению К.Д. Ушинского, обучение должно предусматривать самостоятельный труд ребенка по усвоению знаний, так как "самостоятельные мысли …вытекают из самостоятельно …приобретаемых знаний" (8). В развитии самостоятельности играют роль организация труда, формирование навыков самоконтроля. Прогрессивная русская педагогика предреволюционного периода отстаивала идеи саморазвивающегося обучения, когда учащийся является не только объектом воспитания, но и субъектом учебно-воспитательного процесса. Таким образом, вопрос о познавательной самостоятельности личности привлекал внимание ученых различных эпох и находил различное осмысление. В одном ученые были единодушны: необходимо с детства развивать в человеке познавательную самостоятельность, от которой во многом зависит степень усвоения учебного материала и успешность в дальнейшей жизни. Согласно исследованиям ученых последних десятилетий, познавательную самостоятельность следует рассматривать в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристику деятельности обучающегося в конкретной учебной ситуации и как черту личности. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Познавательная самостоятельность как черта личности обучаемого выражается в том, что она всегда требует активности и тем самым неизбежно выражает отношение процесса познания к познанию (его цели, предмету, процессу, средствам и условиям учебной деятельности в их единстве). Познавательную самостоятельность нельзя раскрыть, находясь в одной плоскости (деятельности, готовности, способности и т. д.). В существующей литературе в основном понятие самостоятельности осмысливается лишь в связи с одним из его аспектов, при этом многое, не менее важное находится за рамками этого осмысления. Мы склонны рассматривать самостоятельность личности как систему, поскольку самостоятельность личности обладает признаками системных процессов самоосуществления в определенном контексте: того или иного вида деятельности, круга общения школьника, того и другого одновременно. Отсюда и познавательная самостоятельность — сложное понятие, интегративное свойство личности, требующее системного подхода к своему анализу. Другими словами, познавательная самостоятельность может быть рассмотрена с нескольких сторон: с точки зрения деятельностного подхода, с потребностно-мотивационной стороны, а также с позиции эмоционально-волевого, активного и устойчивого отношения к познанию. На наш взгляд, развитию познавательной самостоятельности способствуют соответствующие система организации и способы осуществления учебной деятельности, если они реализуются с учетом индивидных, индивидуальных и личностных особенностей каждого.
Список литературы 1. Аристотель. О душе. — М., 1937. 2. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А.Дистервег. — М., 1956. 3. Добролюбов, Н.А. Избранные педагогические произведения / Н.А. Добролюбов. — М., 1952. 4. Кампанелла, Т. Город Солнца / Т. Кампанелла. — М., 1954. 5. Монтень, М. Избранное / М. Монтень. — М., 1988. 6. Мор, Т. Утопия / Т. Мор. — М., 1978. 7. Писарев, Д.И. Избр. пед. соч. / Д.И. Писарев. — М., 1951. 8. Ушинский, К.Д. Избранные произведения / К.Д. Ушинский; Под ред. В.Я. Струминского. — М.;Л., 1946. 9. Хрестоматия по истории педагогики. Т. 2. — М., 1940. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |