v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейДошкольная педагогикаСоциально-педагогическая деятельность по защите дошкольного детства: Сборник научных статей. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 112 с.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Социально-педагогическая поддержка детей в процессе социализации (Л.С. Бурова, А.А.Караванский)В настоящее время в стране происходит усиление социальной отчужденности среди молодежи и рост наркомании, наблюдается детский алкоголизм. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей. Большая проблема для России — неумеренное употребление алкоголя в семьях. Особо следует отметить о телесных наказаниях, от которых страдают многие современные дети. Такое положение создалось из-за того, что на семью обращается слишком мало внимания. В зависимости от того, как живут, развиваются и обучаются дети зависит будущее страны. Семья — ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Состояние детства в первую очередь определяется состоянием семьи как основного института воспитания и социализации ребенка. Положение же семьи определяется прежде всего уровнем жизни, который она может обеспечить. Как показывают данные статистики, за последние годы в среднем 28% населения страны имели реальные денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Если до 1994 г. этот показатель имел тенденцию к снижению, то с 1995 г. вновь наблюдается рост числа семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Финансово-экономический кризис августа 1998 г. привел к тому, что ниже черты бедности оказалось уже 70% населения страны. Произошедший перевод системы дошкольных образовательных учреждений на частично или полностью платное содержание в них, ударил прежде всего по малообеспеченной семье, а практически малообеспеченные семьи в нашем обществе растят сегодня основную часть нового поколения. Это привело к тому, что количество детей, которые могут посещать детские сады, значительно уменьшилось вследствие того, что дошкольные образовательные услуги для определенной категории людей стали недоступными. Это противоречит нормам законодательства Российской Федерации, закрепляющим за государством обязанность оказывать финансовую и материальную поддержку семье в воспитании детей дошкольного возраста и обеспечивать доступность дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения (п. 2 ст. 43 Конституция Российской Федерации; п. 3 ст. 5; п. 2, 3, 5 ст. 18 Закона Российской Федерации "Об образовании") (2, с.4). Нехватка средств в семьях приводит к тому, что у детей возникает зависть, происходит падение авторитета родителей, но она же может способствовать формированию у ребенка активной жизненной позиции, бережливости и т.д. Все эти негативные социальные факторы оказывают влияние на такие явления, как безнадзорность и беспризорность детей, а также на рост детской преступности. Негативным фактором для российского общества является возрастающее число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и то, что состояние семьи имеет выраженные черты кризиса. Таким образом, можно говорить о том, что положение детей в стране за последний период значительно ухудшилось и имеет тенденцию дальнейшего ухудшения. Это, в свою очередь, ставит требующую безотлагательного решения проблему оказания комплексной социально-педагогической помощи и поддержки практически всем категориям детей. Важная задача, которая стоит сегодня перед учеными, практиками, — создать эффективную систему социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки различным категориям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По мнению М.А. Галагузовой, социально-педагогическая поддержка "является "адресной", всегда направленной на конкретного ребенка и на решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума, поиска адекватных ситуаций способов общения с ребенком, выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему" (1). Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. Многие ученые отмечают, что на период детства приходится основной этап процесса социализации человека. Прежде всего социализация осуществляется в семье. Семья, даже самая маленькая, является основным источником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев, присущих данному обществу. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие детей, является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта детей с родителями, позиция ребенка в семье, благоприятный психологический климат. Эмоциональный комфорт в семье, поддержка, забота, разумная помощь взрослых являются важными условиями полноценного его развития. В свою очередь семья, в которой царит неблагоприятный психологический климат, влечет за собой необратимые негативные последствия. Неблагоприятный психологический климат вызывает у ребенка различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности (3). Социализация — процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личностью, способной функционировать в данном обществе. Но это же означает, что ребенок — это индивид, процесс социализации которого не завершился, то есть у него еще не сформировались устойчивые социальные установки и система ценностей, он не приобрел достаточного социального опыта и других качеств, важных для успешного включения в жизнь общества. И эта социальная незрелость, несформированность личности существенно осложняют процесс социальной адаптации ребенка в каждой конкретной проблемной ситуации. Поэтому дети в отличие от многих других категорий людей, как правило, не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. Причем эта помощь должна быть направлена не просто на социальную адаптацию ребенка, а в целом на успешную социализацию. Многие дети в силу причин различного характера, от них не зависящих, оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, — право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети не только испытывают воздействие негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью. Однако оказание такого рода помощи — очень сложный и длительный процесс. Изменить ребенка любого возраста, который имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, испытывал недостаток любви и заботы со стороны родителей, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства, — чрезвычайно трудно. Данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особым видом социально-педагогической деятельности, направленной на оказание такого рода социально-педагогической помощи детям, является социально-педагогическая поддержка детства. В настоящее время назрела острая потребность в скорейшем решении социально-педагогических проблем — это потребность не только каждого города, региона или субъекта федерации, но и государства в целом. Необходимо, чтобы рычаги управления деятельностью всех служб и учреждений социально-педагогической поддержки детства находились в руках местных органов исполнительной власти, поскольку система муниципального подчинения позволит более оперативно и гибко реагировать на изменение социальной ситуации, перераспределять средства и силы в рамках муниципального образования, быстро использовать вновь появившиеся финансовые, материально-технические, кадровые и другие возможности (5).
Список литературы 1. Галагузова, М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики / М.А.Галагузова // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.А. Галагузова. Вып. 3. — Екатеринбург, 1998. 2. Закон Российской Федерации "Об образовании". — М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2003. 3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. — М., 1999. 4. Конституция Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2004. 5. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Уч. пособие для студ. пед. вузов / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. — М.: Изд. Центр "Академия", 2002. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |