v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейДошкольная педагогикаСоциально-педагогическая деятельность по защите дошкольного детства: Сборник научных статей. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 112 с.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Экологическое сознание студентов как показатель их готовности к формированию экологической культуры младших школьников (В. М. Шейн )Одним из важнейших принципов системы экологического образования является его непрерывность на протяжении всей жизни человека, а непременным условием успешности такого образования служит как можно более раннее его начало, поэтому весь процесс обучения в начальной школе должен быть направлен на формирование основ экологической культуры. Руководить этим процессом может только экологически образованный педагог, подлинный носитель экологической культуры. Подготовить будущего учителя к такой миссии — задача системы специальной подготовки студентов педагогических факультетов. Данная система построена из ряда предметных блоков. Первый блок составляют предметы естественно-научного содержания, к ним относится в первую очередь "Естествознание", которое представлено в виде трех составляющих его частей — "Землеведения и краеведения", "Ботаники" и "Зоологии". Второй блок имеет психолого-педагогическую направленность и осуществляет профессиональную подготовку студентов в отношении знаний психологии младших школьников, возрастной педагогики, теории воспитания и дидактики, а также частных методик преподавания, из которых задачи системы экологического образования наиболее полно решает "Методика преподавания естествознания". Следующий блок предметов системы представляют предметы общенаучного плана, среди которых особое место занимают "Философия" и "Концепции современного естествознания". И, наконец, заключительный блок системы экологического образования состоит из специальных дисциплин, направленных на ее завершение и совершенствование — "Экология", "Актуальные проблемы методики преподавания естествознания", "Методика экологического образования и воспитания младших школьников". Значительную роль в подготовке студентов к формированию экологической культуры младших школьников играет их научно-исследовательская деятельность в составе проблемных групп, участие в реализации экологических проектов, прохождение учебных и педагогических практик, исследования по темам курсовых и выпускных квалификационных работ. Так как главной целью экологического образования является экологическая культура, то необходимо добиваться сформированности ее у будущих педагогов. Кроме того, профессиональная готовность студентов к работе по формированию основ экологической культуры младших школьников выражается в способности осуществлять эту деятельность в рамках педагогического процесса начальной школы. Многие исследователи рассматривают экологическую культуру как сложное многогранное понятие, включающее в себя и знание основных законов природы, и понимание необходимости считаться с ними и руководствоваться ими во всех видах человеческой деятельности, и стремление к оптимальности в процессе природопользования, и выработку чувства ответственного отношения к природе. Экологическая культура охватывает все аспекты человеческой жизни, весь комплекс навыков человеческого бытия в контакте с природой. Главная идея экологической культуры достаточно проста — гармоничное развитие природы и человека и отношение к природе как к величайшей ценности, как материальной, так и духовной, нравственной. Исходя из этого, многие ученые считают, что формирование экологической культуры обязательно сопровождается перестройкой экологического сознания, изменением образа жизни человека, его нравственности, то есть экологическая культура напрямую и неразрывно связана с экологическим сознанием. Поэтому одним из самых ярких и точных показателей готовности студентов к формированию экологической культуры является наличие у них самих экологического сознания. Экологическое сознание — отношение к окружающей природе со знанием прямых и косвенных последствий для среды и себя, собственных поступков и образа жизни. Преобладающим, к сожалению, в настоящее время типом общественного экологического сознания, приведшим планету на грань экологической катастрофы, является антропоцентрический. Однако в последние десятилетия все больше заявляет о себе новый тип экологического сознания — экоцентрический. Именно на основе экоцентризма разрабатывается свод основных экологических положений и принципов, которые должны соблюдаться на всех уровнях жизни человека. Исследуя особенности экологической подготовки студентов педагогического факультета с помощью опросов, анкетирования и тестов, в качестве главного показателя такой готовности мы взяли сформированность именно экоцентрического сознания студентов. Это позволило выявить различные уровни сформированности экологического сознания студентов на разных этапах их обучения: нулевой, низкий, средний, достаточный и высокий. Нулевой уровень характеризуется тем, что студенты имеют слабое представление об экологии, не могут дать определения этой науки, считают, что существуют "вредные" и "полезные" животные и растения, причем "вредные" нужно обязательно уничтожать, что "природа нужна для хозяйства человека". Низкий уровень определяется тем, что студенты не могут дать правильного определения понятия "экология", часто путая его с понятием о природоохранной деятельности, отмечая необходимость охраны некоторых видов живых организмов, не могут перечислить конкретные виды, "вредные" животные должны уничтожаться, природоохранные мероприятия сводятся к требованию соблюдать чистоту в природе. Эти два уровня наиболее характерны на первом этапе обучения, причем низкий уровень составляет практически половину (48 %). Средний уровень сформированности выражается в том, что студенты в общем-то правильно определяют экологию, знают основные ее проблемы, но по отношению к природе их отличает прагматический характер, они считают, что природа дает человеку природные богатства, что он имеет право изменять ее ради своего блага, что существуют не только "вредные", но и "неприятные" живые организмы. Такой уровень преобладает на 3—4 год обучения студентов, но отмечается и на первом этапе у незначительного числа студентов и, к сожалению, имеет место у некоторых выпускников (до 3 %). Достаточный уровень характеризуется тем, что студенты дают достаточно правильное определение понятию "экология", считают себя экологически грамотными людьми, не только знают об основных экологических проблемах, но и могут указывать практические пути разрешения этих проблем, понимают необходимость совершенствовать свою подготовку к процессу формирования экологической культуры школьников, но не могут полностью отказаться от стереотипов антропоцентризма — "природа — источник благ", "существуют животные, приносящие вред человеку" и т. д. Данный уровень сформированности экологического сознания является основным для выпускников (около 80 %); отмечен у студентов 3—4 курсов (17 %), практически не встречается у студентов 1—2 курсов. Высокий уровень сформированности экологического сознания характеризуется тем, что студенты не только имеют четкое понятие о экологии, ее проблемах и путях их решения, но и считают, что высшую планетарную ценность представляет гармоническое развитие человека и природы, человек — лишь один из членов природного сообщества; целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей как человека, так и всего природного сообщества; нельзя нарушать существующее в природе экологическое равновесие, причем этические нормы и правила распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы, а развитие природы и человека должно строиться как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства. Соответственно, по мнению этих студентов, в природе нет "вредных" и "полезных" организмов, то есть можно говорить о наличии у них экоцентрического сознания. К сожалению, высокий уровень сформированности экологического сознания отмечается, главным образом, лишь у выпускников (17 %) и студентов 3—4 курсов (4 %). Такие показатели свидетельствуют о том, что необходимо совершенствовать экологическую подготовку студентов через систему специальных курсов и дисциплин и экологизацию всего педагогического процесса. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |