v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгДошкольная педагогикаМетоды исследования в детской психологии Особенности исследования в детской психологии // Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. /УрунтаеВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
НаблюдениеОсновными методами в детской психологии являются наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности. Дадим их краткую характеристику.
Наблюдение — это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Так, изучая культуру общения дошкольника со сверстниками, исследователь наблюдает за ним в играх, на прогулке, в процессе еды и т.д. При наблюдении необходимо соблюдать определенные условия. 1. Перед любым наблюдением формулируется цель: какое психическое проявление будет изучаться, например сформированность культурно-гигиенических навыков. 2. В зависимости от цели исследования выбирается объект (ребенок соответствующего пола и возраста) и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение: например, в режимных процессах — при приеме пищи, умывании, одевании и раздевании. 3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни дошкольников. Для этого предварительно следует познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда дети ведут себя раскованно и естественно. 4. С той же целью сохранить естественные условия исследователь не вмешивается в деятельность ребенка, который не знает, что за ним наблюдают. В этом случае не искажаются естественные проявления психики школьника. 5. Нужно помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Если в отношении ребенка сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то скорее всего объяснит как случайные. И наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать свое внимание на отрицательных психических фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные. Поэтому для получения дополнительной информации о ребенке важно побеседовать с родителями и воспитателями после того, как будет проведено наблюдение и сделана первичная обработка полученного материала. 6. Наблюдение дает объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за ребенком наблюдают не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений. Важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайное от закономерного. 7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных. Следует производить «фотографическую» запись всех психологических фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их. Такая запись дословно фиксирует все высказывания ребенка в прямой (не косвенной!) речи без исправления ошибок, указывается также интонация, сила голоса. В протоколе отмечают высказывания взрослых и сверстников, контактирующих с ребенком. Кроме речи, направленной к ребенку, в протоколе отражают действия и эмоции окружающих, вызывающие его реакции. Таким образом, при наблюдении фиксируют целостную ситуацию, в которую включен испытуемый. Психологические проявления делятся на такие группы: речь, эмоциональные реакции, поведение и деятельность.
Метод наблюдения имеет следующие положительные черты: • не зная о том, что он — объект исследования, ребенок ведет себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются; • исследователь может увидеть личность ребенка в целом, каждый факт воспринимает как ее часть; • наблюдение не ограничено возрастом: ведется за всеми видами деятельности и поведением ребенка любого возраста. Одновременно с этим наблюдение имеет ряд недостатков: • наблюдаемые факты слиты со множеством попутныхявлений; • исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность детей. Психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация; • исследователь может пропустить психологические факты, если не знает об их существовании; • при наблюдении и обработке данных возможно нарушение объективности. Наблюдение может быть пристрастным, субъективным, когда исследователь приписывает ребенку несвойственные ему мысли и чувства; • с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним ребенком нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно появится; • в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные; • без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты; • производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных. Поэтому выявление закономерностей и психологических механизмов на основе только данных наблюдения зачастую оказывается трудным. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |