v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Специальная (коррекционная) педагогика: Формирование разных видов деятельности у детей с проблемами интеллектуального развития (Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л.Б.Баряева, А.П.Зарин, Е.Л.Ложко. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1999) - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА О СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (М.А.Егорова) -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Специальная (коррекционная) педагогика

Формирование разных видов деятельности у детей с проблемами интеллектуального развития (Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л.Б.Баряева, А.П.Зарин, Е.Л.Ложко. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1999)

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА О СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (М.А.Егорова)

Психосоциальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей, складывается весьма своеобразно (Л.И. Божович, Л.Н. Галигузова, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Н.Н. Толстых и др.). Исследователи объясняют деструктивные тенденции в обшем развитии социальных сирот в первую очередь особой социальной ситуацией, отягощенной материнской, эмоциональной, сенсорной, коммуникативной депривацией.

Невротические и психологические комплексы, коммуникативные барьеры в значительной мере затрудняют социальную адаптацию выпускников интернатных учреждений.

С целью изучения состояния и выявления особенностей представлений о социальных отношениях у детей был проведен сравнительный констатирующий эксперимент на детях, воспитывающихся в семье и в детском доме,

Предметом изучения стало социальное развитие дошкольников, приобретенный ими к моменту исследования социальный опыт, который актуализируется в основных видах деятельности детей этого возраста - игровой, изобразительной и речевом общении. Экспериментальная методика включала в себя три серии.

Первая серия была направлена на выявление структуры и характера социальных представлений детей на основании изучения уровня развития игровой деятельности как особой формы усвоения и воссоздания общественного опыта в воображаемой ситуации.

Изучались индивидуальные и коллективные игры, а также игры в паре.

Во второй серии анализировалась изобразительная деятельность, которая по праву считается одной из форм усвоения социального опыта.

В эксперименте были использованы проективные диагностические тесты "Автопортрет" и "Портрет друга", которые отражают субъективную оценку ребенком своего места в человеческом и предметном пространстве, личные привязанности и степень развития самосознания. Для конкретизации общего развития детям также предлагалось выполнить рисунок на свободную тему,

В третьей серии констатирующего эксперимента изучались особенности речевого общения детей с точки зрения его социального содержания. В рамках поставленной проблемы особый интерес представляли коммуникативные высказывания в процессе свободного общения, поскольку именно они несут информацию о степени осознания дошкольником своего места в системе "взрослый - ребенок" и "ребенок - ребенок".

Данные, полученные в эксперименте, послужили основой построения иерархической структуры мотивационно-потребностной сферы детей-сирот, в которой были выделены три группы ведущих мотивов.

В первую группу были отнесены ориентировочные мотивы, направленные на удовлетворение чувства новизны и познавательной ориентировки: "Что это?" и "Зачем это?"

Полученные в работе данные показывают, что у воспитанников детского дома механизм развития познавательных мотивов оказывается недостаточно сформированным: потребность в новизне, которая в норме является движущей силой психического развития, приобретает у них форму сиюминутных импульсивных желаний и интересов, ограниченных окружающей социально-бытовой ситуацией.

Во вторую группу были включены мотивы, отвечающие невостребованной и неопредмеченной в младенчестве потребности социальных сирот в непосредственно-эмоциональном общении со взрослым. У воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста ярко выражено желание установить непосредственный (тактильный) личностный контакт со взрослым. Отталкивая друг Друга, дети пытаются прижаться к нему, подержать за руку, притом мало интересуются содержанием беседы. У старших воспитанников этой потребности отвечает мотив заслужить похвалу взрослого. Возникающая при этом психологическая гиперзависимость от мнения и даже настроения педагога приводит, как правило, к снижению самостоятельности и инициативности детей.

Третью группу составили мотивы преодоления так называемой территориальной депривации, которые побуждают воспитанников самозабвенно охранять от сверстников свои крохотные владения:

кроватку с любимой игрушкой, ящик в парте со спрятанными безделушками, полочку с личными вещами в шкафу. Отсутствие личной территории, личного жизненного пространства, по мнению многих исследователей, приводит человека к социальной пассивности, неумению самостоятельно принимать решения и отвечать за них.

По нашим данным, аналогичный уровень развития мотивов и потребностей характерен для семейных детей более младшей возрастной группы. Центральный фактор дошкольного возраста - возникновение личного сознания - идет у воспитанников со своеобразной задержкой и искажением.

Таким образом, экспериментальные данные, а также материалы психолого-педагогических исследований создают картину неблагополучного развития личностной сферы воспитанников общеобразовательного детского дома на протяжении нескольких возрастных периодов - от дошкольного до юношеского.

Итак, результаты исследования представлений о социальных отношениях свидетельствуют о том, что социальное развитие дошкольников, оставшихся без попечения родителей, протекает с осложнениями. Своеобразие их представлений о себе и окружающих людях, о социальных явлениях состоит в том, что эти представления недостаточно обобщены и содержательны, жестко привязаны к конкретной ситуации. Социальная перцепция направлена преимущественно на предметные действия людей, а не на отражение их взаимоотношений.

Для воспитанника детского дома сверстники остаются вне зоны социальных взаимодействий, на них не направлено социальное восприятие.

Самым неблагоприятным фактором социального развития воспитанников детского дома является их личная пассивность в познании мира.

Отдельные жизненные эпизоды не входят в личный психологический опыт дошкольников (социальных сирот). Значимые мотивы не приобретают побудительной силы, в реально действующие мотивы обусловливают дисгармоничное психосоциальное и личностное развитие воспитанников детского дома.

Учитывая особенности развития детей в детском доме, необходимы новые педагогические технологии, которые бы предусматривай коррекцию последствий неблагоприятной социальной ситуации развития. Обучение должно носить коррекционно-развивающую направленность и опираться на сохранные компоненты деятельности, возможности самоконтроля, эмоционально окрашенный пусковой познавательный интерес, а также положительные качества дошкольников детского дома - отзывчивость и доброту.

Егорова М.А. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА О СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ // Дефектология. - 1997. - №5. - С.63-69.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы