v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейСпециальная (коррекционная) педагогикаФормирование разных видов деятельности у детей с проблемами интеллектуального развития (Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л.Б.Баряева, А.П.Зарин, Е.Л.Ложко. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1999)В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ХОДЕ ОВЛАДЕНИЯ МОДЕЛЬНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ (С.В.Летуновская)Овладение ребенком наглядно-образным мышлением в значительной степени связано с формированием модельных представлений, которые наиболее эффективно формируются в процессе различных видов деятельности: игры, рисования, конструирования. Нами была разработана специальная методика обучения умственно отсталых дошкольников, предназначенная для овладения действиями с различными видами наглядных моделей. Обучение проводилось в форме фронтальных и индивидуальных занятий. При этом учитывались: специфика психофизического развития дошкольников с нарушением интеллекта, состояние конструирования, необходимость игровой мотивации деятельности и обеспечение ее двухфазности (фазы подготовки и исполнения), связь с материалом, который изучался на других занятиях. Воспитанников учили воспроизводить конструкции по образцам (объемным и графическим), по определенным условиям, по словесному заданию. Для работы отбирали простые, знакомые детям, доступные для непосредственного восприятия объекты: жилые дома и учреждения (детский сад, магазин, кинотеатр), ворота, мосты, различные машины (автобусы, троллейбусы, грузовики и пр.). После того как испытуемые осваивали конструирование по простому образцу, он усложнялся; увеличивалось количество используемых деталей, усложнялось их пространственное расположение, вводилось конструирование по условиям и словесному заданию. Обучающий эксперимент включал два этапа; первый был направлен на формирование у детей действий с объемными (конкретными и обобщенными) моделями, на втором этапе вводились действия с графическими моделями. Каждое занятие начиналось с постановки перед детьми игровой задачи, для решения которой была необходима та или иная конструкция. Наличие игровой цели, вынесенной за пределы конструирования, обеспечивало двухступенчатость детской деятельности, что эффективно с точки зрения умственного воспитания. Для занятий подбирались такие игровые цели, которые оказывались привлекательными для воспитанников и вызывали интерес до конца работы. Формирование интереса к конструированию было одной из важных задач проводимой работы, поскольку способствовало возникновению у детей эмоционально-когнитивного образа объекта. Большое значение в связи с этим придавалось поведению экспериментатора. Дети постоянно наблюдали, с каким интересом и Сланцем педагог создавал постройки, объединял фрагменты в целое на фланелеграфе, действовал с мозаикой, магнитными фигурами, играл с игрушками, в домино, лото и т.д. Существенно увеличивало интерес к конструированию применение ТСО. Дети работали с гораздо большим удовольствием и более эффективно, когда на занятиях демонстрировались доступные им мультфильмы, диафильмы, звучали любимые пластинки. Использовались и различные виды поощрений. Большое внимание уделялось осуществлению сенсорного воспитания детей. На каждом занятии учили восприятию и воспроизведению различных пространственных свойств предметов. С этой целью... перед работой над каждой новой постройкой проводились экскурсии. Они проходили за день до занятия и включали ряд этапов. Во вводной беседе у дошкольников вызывали интерес к изучаемому предмету, желание его рассматривать, обсуждать, а затем и конструировать. Далее осуществлялось специально организованное наблюдение объекта, которое шло в строгой последовательности: восприятие целостного облика предмета; вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств; определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга; вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета. В ходе экскурсии внимание детей привлекали к многообразию вариативности жилых домов, мостов, магазинов и т.п. Наблюдение обогащалось тем, что педагог вместе с воспитанниками создавал тут же, из подручного материала, модель, отражающую основные конструктивные особенности изучаемого класса объектов. Дети учились понимать связь реального предмета и его объемной модели. На занятиях рассматривались созданные на экскурсии изображения, анализировались различные рисунки, фотографии, макеты Проводились специальные игры, при помощи которых у детей углублялись представления о предметах и их частях; особое внимание при этом уделялось осознанию их функционального назначения. Детей специально учили анализировать объемные и графические модели (образцы). Сначала под руководством взрослого, затем самостоятельно. При этом соблюдалась та же последовательность, что и при анализе объектов на экскурсии. Важным этапом занятия был отбор необходимых строительных материалов. В качестве вспомогательного средства использовалось подкладывание отобранных фигур к образцу я обведение их по контуру. Если дети затруднялись в отборе нужных строительных деталей, вновь обращались к разным изображениям и макетам. Для того чтобы в ходе конструирования воспитанники приобретали определенную культуру труда и для развития словесной регуляции деятельности их постоянно учили намечать и затем соблюдать основные этапы выполнения задания. Чаще всего такая работа проводилась при помощи вопросно-ответной формы речи с опорой на образец. Использовалось также отраженное и сопряженное проговаривание. Помимо планирования предстоящей работы испытуемых учили сопровождать ее речью, а после завершения постройки давать словесный отчет о выполнении... Воспитанников учили действовать двумя руками под визуальным контролем, правильно совмещать детали, заменять одну фигуру другой или несколькими. В конце занятия воспитанники сравнивали свою постройку с образцом (по алгоритму наблюдения объекта на экскурсии и обследования образца). При этом использовались соотносящий жест и словесное объяснение. Затем дети играли с созданной конструкцией. В зависимости от темы занятия игры были индивидуальными или коллективными. В индивидуальные и фронтальные занятия были включены специальные упражнения, в ходе которых дети должны были найти плоскостные варианты различных элементов строительного набора. Далее задания усложнялись: нужно было не только узнать изображение строительных деталей, но затем передать их пространственное расположение. Постепенно увеличивалось количество изображаемых фигур, усложнялось их пространственное расположение. По графическим образцам дошкольников учили создавать как предметные, так и непредметные постройки. Их анализ проводился аналогично обследованию объемных образцов на предыдущем этапе. По мере усвоения воспитанниками действий с простейшими графическими моделями во все образцы вносились усложняющие Ремонты: увеличивалось количество частей, более сложным становилось их пространственное расположение, изменялся масштаб изображений (в начале обучения использовался масштаб 1:1). Следующим шагом было обучение дошкольников выполнению простейших графических моделей по созданным ими постройкам. Сначала детей учили изображать на бумаге отдельные элементы строительного набора: фигуру накладывали на плоскость и обводили ее. Затем учили правильно передавать на бумаге пространственное расположение фигуры. Испытуемые изображали и постройки, которые создавали из объемного материала. Умственно отсталым дошкольникам оказались доступны действия, как с объемными, так и с графическими моделями... Обнадеживающие результаты позволяют сделать вывод о том, что в целях повышения коррекционно-развивающего эффекта обучения целесообразно обогатить традиционные формы и методы работы по развитию моделирующих видов деятельности специальными заданиями, прямо направленными на формирование модельных представлений.
Летуновская С.В. РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ХОДЕ ОВЛАДЕНИЯ МОДЕЛЬНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ // Дефектология. - 1995. - № 5. - С.84-90. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |