v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейСпециальная (коррекционная) педагогикаФормирование разных видов деятельности у детей с проблемами интеллектуального развития (Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л.Б.Баряева, А.П.Зарин, Е.Л.Ложко. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1999)В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Н.Д. Соколова)По нашим данным, в деятельности, моделирующей реальные жизненные ситуации, возможно формирование у умственно отсталого ребенка элементарных нравственных чувств, а затем и предпосылок нравственных представлений. Особо значима в этом плане игровая деятельность, так как именно в игре содержатся необходимые условия для развития личности дошкольника, моделируются все его возможности. Однако, анализируя результаты исследования, мы отметили существенное продвижение детей в плане овладения интеллектуальной стороной игровой деятельности, в то время как ее эмоциональная сторона получила довольно слабое развитие. Это проявилось в неумении передать характер взаимоотношений между персонажами, их чувства, переживания. Отсутствие собственного эмоционального опыта и нехватка педагогического воздействия препятствуют полноценному проникновению ребенка в роль, обедняют создаваемый им игровой образ. Наш подход обусловлен генетическим принципом обучения, в соответствии с которым у детей постепенно формируются нравственные качества, начиная с предпосылок первых эмоционально-нравственных чувств и эмоциональных мотивов деятельности вплоть до их закрепления не только в игровых, но и реальных жизненных ситуациях. Чтобы организовать игровую деятельность, требуется не просто обучение игровым навыкам или операциям, но и эмоциональный толчок. Для налаживания взаимоотношений детей со взрослыми и одновременной демонстрации им эмоционально-нравственных качеств мы проводили с умственно отсталыми дошкольниками младшего возраста специальные экспериментальные игры-занятия с куклами. Следует отметить, что игры-занятия с куклами весьма способствовали повышению авторитета взрослого, появлению особой доверительности, уважения, основанного на новом для ребенка чувстве близости, желании понравиться. Кроме того, игры с куклами улучшили и детские взаимоотношения: испытуемые стали высказывать друг другу чувства доброты, нежности, жалости. Сравнивая поведение детей до и после подобных игр-занятий, мы констатировали явную положительную динамику. Игры, моделирующие отношения людей, насыщенные эмоциями, помогали детям усваивать эмоционально-нравственные отношения. Воспитанию у умственно отсталых детей младшего возраста доброты, гуманности, человечности способствовали также занятия с игрушками-животными. Результаты срезовых экспериментов убедительно свидетельствуют, что у младших умственно отсталых дошкольников возникает стойкий интерес к игрушкам-животным, способность развертывать с ними хотя и не сложные по содержанию, но эмоциональные игры. Особое значение приобретает такая коррекционная работа среди дошкольников, воспитывающихся в детских домах. Психическая депривация, наблюдающаяся у воспитанников детских домов, состоит не столько в недоразвитии всех сторон познавательной деятельности, сколько в ущербности эмоционального опыта. Следующее направление нашей работы - формирование у умственно отсталых дошкольников потребность в общении, в отражении близких им жизненных взаимоотношений. С детьми из бедней группы специального детского сада мы провели серию Игр-занятий в семью и детский сад, в которых, кроме того, преследовалась цель сближения детей, сплочения их в играющий коллектив. Накопленные нами экспериментальные данные свидетельствовали, что у аномальных дошкольников часто искажено представление о добре и зле, порой отсутствует самая примитивная этическая оценка своих поступков с позиции справедливости, правды. Характерно, что в словаре даже старших дошкольников-олигофренов (7-8 лет) почти нет слов, обозначающих морально-этические категории. Мы провели эксперимент по модифицированной методике Е.В. Субботовского (1981); в качестве модели использовалась ситуация "Честность". Ребенку рассказывалось о мальчике, которому' предложили перенести 'шарики лопаткой из коробочки в корзину и обещали награду за это. Оставшись один, мальчик решил перенести шарики не лопаткой, а руками, поскольку так выполнить задание легче. Затем мальчику вручили награду, чему он был рад. После прослушивания рассказа ребенка просили повторить его содержание, оценить поступок героя и сказать, что он сделал бы на месте мальчика. Далее испытуемого реально ставили в аналогичную ситуацию. Среди испытуемых не нашлось никого, кому была бы непонятна ситуация рассказа. Все дети искренне и эмоционально заявили, что на месте Саши не обманули бы тетю. Анализируя ответы детей, мы отметили отсутствие в их лексиконе слов "честно", "ложь", "нечестно", создавалось впечатление, что эти слова не знакомы детям. Исходя из реального поведения детей, мы считаем, что вербальное знание моральной нормы в большинстве случаев не оказывает на них должного воздействия. Только б испытуемых из 24 поступили в соответствии с высказанной моральной нормой. Поведение остальных 18 детей было достаточно однообразным. Испытуемые как бы забывали, упускали из виду моральное правило, которому намеревались следовать. Нисколько не смущаясь, эти дети брали игрушку и уходили с ней в группу. Наблюдая за поведением в группе, мы не обнаруживали признаков переживания. Увлеченные полученной игрушкой, дети быстро и легко переходили к новым играм, Реальное поведение детей подтверждает их формальное отношение к моральной норме. Не перенося ее на себя, дошкольники-олигофрены не испытывают при этом чувства неудовлетворения. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников эти дети "не доросли" до обмана, они не умеют чувствовать безнравственность своего поступка и не испытывают угрызений совести... Требуется большое количество подобных игр-занятий, необходимо многократное их варьирование со специальным обсуждением реального и вербального поведения детей. Следует особо вычленять моральное правило из речевого и игрового контекста. Наши экспериментальные данные свидетельствуют, что умственно отсталые дети могут в результате специального обучения ориентироваться в своих поступках на конкретные морально-этические эталоны. Большой интерес представляла проблема переноса усвоенных в игре представлений в реальную жизненную практику... Дело в том, что в игре проявляются тенденции нравственного развития детей, их этические представления, в то время как в реальной действительности поведение умственно отсталых дошкольников далеко не всегда регулируется ими. В многочисленных экспериментах получены достоверные данные о том, что благодаря систематическим нравственно-развивающим играм-занятиям у умственно отсталых дошкольников появляются и закрепляются навыки гуманного поведения, лучше осознаются и прививаются этические эталоны.
Соколова Н.Д. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Д.П. Носковой. - М.: Педагогика, 1989. - С.120-137. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |