v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Психология: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности - 8.4. Методические приемы психодиагностики психических состояний и акцентуаций личности -"Электив"

Книги, главы из книг

Психология

Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

8.4. Методические приемы психодиагностики психических состояний и акцентуаций личности

При диагностике акцентуаций, психических состояний и оценке их выраженности в настоящее время специалистами (врачами, психологами) используются два основных методических подхода. Первый связан с проведением клинического обследования и наблюдения за пациентом, второй - с тестами.

К. Леонгард считает, что основным методическим приемом в диагностике акцентуаций является клиническое обследование, а тесты, вопросники должны играть вспомогательную роль, так как при тестировании нельзя в полной мере применить индивидуальный подход к обследуемому лицу. Индивидуальный подход заключается не только в своеобразии задаваемых вопросов, но и в проверке правильности понимания их пациентом, в постоянном, пристальном наблюдении психолога за ним и контроле полноценности ответов.

Обследование и наблюдение являются важнейшими средствами диагностики личности пациента.

Если у психолога есть возможность наблюдать обследуемого человека непосредственно, изучать его поведение на работе, в домашней обстановке, в узком кругу и при большом количестве собравшихся, то уже можно сделать некоторые выводы о его личности. Однако многое в этом случае остается скрытым и познается лишь при тесном и длительном контакте с наблюдаемым.

Важнейшим методическим пунктом в анализе личности К. Леонгард считает раскрытие особенностей поведения человека в конкретных ситуациях. На это должно быть направлено основное внимание врача, психолога при проведении беседы. При этом хорошие результаты, как правило, дает рассказ пациента об его отношении к собственному характеру- Обследуемому предлагается набросать свой психологический портрет, рассказать, как он смотрит на жизнь, как справляется с ее сложностями и т. д. В процессе беседы необходимо пристально следить за мимикой, жестами, интонациями голоса. Зачастую невербальная информация бывает более надежной, чем вербальная. По мимике можно определить, соответствует ли то, что говорится, истине. Ничего не выражающее лицо свидетельствует о равнодушии обследуемого, вопреки его утверждениям о том, что он полон печали или надежды. Даже в тех случаях, когда при собеседовании говорят, казалось бы, о давно забытых чувствах, эта тема обязательно находит отражение в мимике. По мимике, интонациям голоса можно судить также о том, насколько глубоко затронуло человека описываемое им чувство.

Для диагностики акцентуаций разработаны специальные тесты. Прежде всего, следует отметить опросник К. Леонгарда-Г. Шмишека (7.3), который позволяет оценивать наличие и выраженность акцентуаций у обследуемого человека. Опросник содержит 10 шкал в соответствии с десятью выделенными К. Леонгардом [4] типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов.

Наиболее известным и широко используемым в практике диагностики и оценки акцентуаций и некоторых неблагоприятных психических состояний является как у нас в стране, так и за рубежом тест MMPI. Тест впервые был разработан в 1942-1949 гг. американскими психологами Маккинли и Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков [7]. Методика была задумана авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии. У нас в стране наиболее широко применяются три варианта теста ММР1.

* В адаптации Л.Н. Собчик— «Стандартизированный метод исследования личности - СМИЛ» (7.12). Данный вариант теста содержит 566 утверждений сформулированных отдельно для мужчин и женщин. Утверждения группируются в 3 оценочных шкалы, 10 базисных шкал и 200 дополнительных. Наличие оценочных шкал является важным достоинством методики. Эти шкалы позволяют судить о достоверности результатов тестирования. Десять базисных шкал позволяют оценить выраженность таких качеств, как сверхконтроль, пессимистичность, эмоциональная лабильность, импульсивность, мужественность-женственность, ригидность, тревожность, индивидуалистичность, оптимистичность и интроверсия.

В адаптации Ф.Б. Березина с соавторами - Методика многостороннего исследования личности - ММИЛ [1]. Эта адаптация представлена опросником, состоящим из 377 утверждений, сформулированных в безличной форме. Утверждения группируются в 3 оценочных шкалы, 10 базисных шкал. Дополнительные шкалы отсутствуют. Шкалы теста имеют названия ближе к американскому оригиналу и обозначены как ипохондрия, депрессия, конверсионная истерия, асоциальная психопатия, мужские и женские черты характера, парано-яльность, психастения, шизоидность, гипомания и социальная интроверсия.

Сокращенный вариант теста, предназначенный для скрининг-анализа «Мини-Мульт» (7.2). Тест содержит 71 утверждение, объединенные в 3 оценочных и 11 базисных шкал. Оценочные шкалы, как в СМИЛ и ММИЛ, измеряют искренность обследуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Базисные шкалы оценивают выраженность ипохондрии, депрессии, конверсионной истерии, асоциальной психопатии, паранояльности, психастении, шизо-идности, гипомании.

«Шкала оценки уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (7.5) разработана Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирована Ю.Л. Ханиным. Тест позволяет количественно (в баллах) оценить уровень тревожности человека. При этом тревожность дифференцируется на ситуативную (реактивную) и стабильную (личностную). Значимость тревожности в диагностике неблагоприятных психических состояний и психосоматических расстройств велика. Довольно часто высокая тревожность, прежде всего личностная, становится пусковым механизмом в развитии патологических процессов в организме человека. При интерпретации результатов по тесту принято считать, что значения ниже 30 баллов по обеим шкалам теста свидетельствуют о низком уровне тревожности; значения, находящиеся в диапазоне 31— 45 баллов — об умеренной тревожности; значения выше 46 баллов — о высокой тревожности.

Тест Розенцвейга [5] относится к классу проективных техник и направлен на изучение реакций человека на фрустрируюющие ситуации и способов выхода его из этих ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Под фрустрацией понимается состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенными потребностями, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

С помощью теста можно изучать и оценивать такие реакции человека на сильный раздражитель, как агрессия, апатия, подавление, фиксация, рационализация и некоторые другие. Знание этих реакций важно для психолога, занимающегося оценкой профессиональной пригодности не только в плане их понимания и прогнозирования на их основе вероятного поведения человека в производственных ситуациях, но и в плане уточнения заключений по типам акцентуацй, психопатий, неблагоприятных психических состояний.

Тест состоит из 24 схематичных контурных рисунков, на каждом из которых изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Эти рисунки предъявляются обследуемому, задача которого — ответить в диалоге за другого человека (изображенного на Рисунке).

Каждый ответ обследуемого человека оценивается, в соответствии с теоретическими представлениями Розенцвей-га, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по ее типу.

Реакции (агрессия) могут быть:

направленными вовне на окружающих или окружающую среду - это экстраагрессия или экстрапунитивная реакция (Е);

направленными внутрь, на самого себя — интраагрессия или интрапунитивная реакция (I);

избегания, то есть фрустрация и другие переживания такого рода отрицаются — имагресии или импунитивные реакции (М).

Реакции подразделяются также на типы:

препятственно-доминанатные (OD), когда обвинения направлены на актуальную ситуацию или препятствие, послужившие причиной фрустрации.

эго-защитные (самозащитные) (Е—D), когда человек фиксирован на своих переживаниях;

необходимо-упорствующие (N—Р) , когда человек фиксируется на удовлетворении потребности.

Тест Розенцвейга относится к немногим проективным техникам, по которым можно довольно легко получить количественные оценки свойств, интересующих психолога. Это положение важно при оценке профессиональной пригодности.

Кроме перечисленных методик для психодиагностики акцентуаций личности могут быть использованы." «Индивидуально-типологический опросник- ИТО» (7.10), «Тест Кэттелла (16 PF-опросник)» (7.11), «Тест-опросник Г. Ай-зенка» (8.1), «Диагностика уровня социальной фрустриро-ванности» (12.8).

Для психодиагностики функциональных расстройств и нарушений психического статуса в результате заболеваний невро-соматической этиологии (происхождения) могут быть рекомендованы методики на оценку профессионально важных качеств личности для конкретных видов деятельности (восприятия, памяти, внимания, мышления, психомоторики), а также «Тест Люшера» (7.9), «Опросник САН» (12.1), «Оценка нервно-психического напряжения» (12.2), «Шкала депрессии» (12.4).


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы