v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгПсихологияПрактикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодностиВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава 9 Методы психологической экспертизы причин ошибочных действий и аварий 9.1. Ошибочное действие как показатель уровня профессиональной пригодностиОдной из наиболее частых причин несчастных случаев, аварий и катастроф в промышленности, на транспорте и в других сферах деятельности человека являются ошибочные действия специалиста. Их роль стала особенно очевидной в последние десятилетия, когда сложность и ответственность многих видов деятельности существенно возросли. Достаточно вспомнить такие трагедии, как взрыв на Чернобыльской АЭС, столкновения морских судов, поездов, катастрофы самолетов. Все они в той или иной степени обусловлены ошибками персонала. Как свидетельствует мировая статистика, 50—80% аварий и катастроф в промышленности, на транспорте и в энергосистемах связаны с ошибочными действиями человека. Поэтому установление истинных причин ошибочных действий и разработка на этой основе эффективных профилактических мероприятий — важное направление в предотвращении несчастных случаев, аварий и катастроф в различных сферах человеческой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что только констатация факта ошибки или обвинение персонала в его причастности к происшествию без выявления всех причин случившегося ничего не дает для предупреждения подобных инцидентов в будущем. Однако такой взгляд на ошибку существует и обусловлен тем, что человек (специалист, профессионал) является последним звеном в цепи событий, и именно его действия, в конечном счете, определяют надежность любой профессиональной деятельности. По своей природе ошибочное действие — био-социотехническое явление, отражающее нарушение взаимодействия субъекта и объекта профессиональной деятельности и обусловленное, с одной стороны, низкой профессиональной пригодностью специалиста, а с другой — эргономическим несовершенством средств труда, недостатками в организации, содержании и условиях деятельности. С позиции данного подхода ошибочное действие следует рассматривать как результат нарушения взаимодействия в системе «субъект - объект труда», проявившийся таким действием или бездействием человека, которое привело к отклонению трудового процесса за допустимые пределы. Такое понимание природы ошибочного действия человека нацеливает на поиск его причин во всех компонентах системы «субъект — объект труда». Системным свойством человека, обеспечивающим безошибочность его работы, выступает профессиональная надежность. Под профессиональной надежностью понимается безотказность, безошибочность и своевременность действий человека по достижению конкретной цели в заданных условиях при взаимодействии с объектом труда и другими специалистами [1]. Надежность является высшим критерием профессиональной пригодности специалиста. По мнению В.Д. Небылицына [10], надежность определяется тремя группами факторов: степенью инженерно-психологической согласованности техники с психофизиологическими возможностями человека для решения трудовых задач; уровнем обученности и тренированности человека для выполнения этих задач; психофизиологическими данными человека, в частности, особенностями нервной системы, порогами чувствительности, состоянием здоровья, а также психологическими особенностями его личности. Профессиональная надежность как системное свойство субъекта труда обусловлено совокупностью как его внутренних, так и внешних факторов. Среди внутренних факторов приоритетными являются не только профессиональные характеристики, состояние здоровья, но и особенности мотивационно-потребностной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, темпераментальной и характерологической сфер личности. Внешние факторы включают эргономические характеристики средств труда, особенности организации, содержания и условий деятельности. Важно подчеркнуть, что любые попытки свести к нулю вероятность проявления ошибок человека путем внедрения новейших достижений психологии, эргономики и других наук при проектировании, изготовлении отдельных компонентов системы «субъект — объект труда» обречены на неудачу. Это объясняется тем, что эргономичность отдельных компонентов системы не в полной мере гарантирует надежность системы в целом. Только эргономичность всей системы обеспечивает ее надежное функционирование. Зарождение теоретических и методических подходов и принципов проведения анализа и профилактики ошибочных действий человека связано с исследованиями, которые были выполнены еще в XIX веке, когда началась эксплуатация железнодорожного, а затем и воздушного транспорта и возникли первые антропогенные аварии и катастрофы. Расследуя их, ученые пытались понять причины случившегося и разработать рекомендации, направленные на повышение безопасности движения. Первые научные исследования по данной проблеме были выполнены М.М. Фон Вебером из Германии и И.И. Рихтером в России. Уже в этих, по праву считающимися пионерскими, работах, посвященных безопасности функционирования систем «человек—машина», был поставлен вопрос о необходимости Уделять более пристальное внимание психологическому аспекту происшествий, то есть индивидуальным качествам Работников, которые, по мнению авторов, подчас лежат в основе возникновения ошибок, и, воздействуя на них, предупреждать аварии и катастрофы. Существенных результатов в данном направлении достиг американский психотехник Г. Мюнстерберг, один из первых (1910 г.) установивший зависимость надежности человека, управляющего технической системой, от его психологических качеств и предложивший методику для оценки способности к водительскому труду. Указанная методика была применена им для профессионального отбора вагоновожатых. Полученные результаты и их анализ позволили автору ранее других сформулировать и использовать в научной литературе понятие «личный фактор». Однако, несмотря на быстро выросшую популярность и широкое использование «личного фактора» как научного понятия, единого толкования его не было. Одни исследователи видели в личном факторе ошибки суждения, утомление, «физическую болезнь», другие — отклонения в нервно-психической сфере и т. д. Особое толкование понятие «личный фактор» получило в исследованиях К. Марбе. Занимаясь изучением несчастных случаев, он пришел к выводу, что при возникновении непредвиденных задач особенно нужны быстрые «переключения установок». Люди с хорошей переключаемостью установок имеют малую подверженность опасности, а люди с плохой переключаемостью отстают в своем приспособлении к изменениям окружающего мира и поэтому подвержены несчастным случаям. Наиболее обоснованное определение личного фактора дал С.Г. Геллерштейн. По его мнению, личный фактор — это совокупность всех врожденных и приобретенных физических и психических свойств личности, которые могут быть поставлены в связь с причинами возникновения, характером течения и исходом летного происшествия. В соответствии с данным определением личный фактор охватывает сферу эмоциональных и волевых качеств, черты характера и темперамент, задатки и способности, склонности и интересы, вкусы и привычки, моральный облик, здоровье и физическое развитие, общую и специальную подготовленность. Благодаря своей конкретности, легкости понимания и доступности практического использования концепция личного фактора на многие годы стала базовой методологией анализа ошибочных действий и аварий, нацеливая экспертов на поиск причин случившегося в несовершенстве качеств и свойств личности конкретного человека. Однако такой подход страдает определенной ограниченностью взглядов на причины антропогенных аварий и катастроф, не позволяет увидеть их в тех случаях, когда они скрываются в недостатках техники, несовершенстве организации, содержания и условий деятельности, связанных с тем, что в них не нашли отражения особенности, возможности человека выполнять эффективно и надежно конкретную деятельность. Более того, личный фактор отличает монопричинность в понимании развития аварийной ситуации. С позиций данного подхода достаточно выявить при расследовании ошибочное действие, чтобы его принять за единственную причину аварии, а профессионала считать конкретным виновником случившегося. Становится очевидным, что методология личного фактора не позволяет установить при экспертизе всю цепочку причинно-следственных связей возникновения, развития и исхода аварийной ситуации, в силу чего не могут быть разработаны эффективные профилактические мероприятия, исключающие появление подобных аварий и катастроф в будущем. Принципиально новые возможности при анализе ошибочных действий и аварий раскрываются в случае использования методологии человеческого фактора, основы которой начали закладываться в 1920-1930 гг. Была высказана мысль, что предрасположенность к несчастным случаям не только обусловлена индивидуально-психологическими качествами человека, но выступает и как результат соединения этих качеств с определенными характеристиками техники и производственных условий. Наиболее остро вопрос о зависимости ошибочных действий от несовершенства техники был поставлен в нашей стране в 1930 г. физиологом Н.А. Бернштейном и врачом-летчиком Н.М. Добротворским. Отмечая недостаточность профессионального отбора в обеспечении согласованности характеристики человека и техники, Н.А. Бернштейн одновременно подчеркивал целесообразность использования в решении данного вопроса эргономического подхода, направленного на согласование характеристик техники с психофизиологическими возможностями человека. При этом он считал, что необходимо разрабатывать объективные методы расчета и учета человеческого фактора при создании человеко-машинных систем. Как личный, так и человеческий фактор в 40-50-е годы прошлого столетия получили достаточно широкое развитие применительно к обеспечению эффективности и безопасности полетов в нашей стране и за рубежом. Однако следует заметить, что если на Западе в методологии анализа ошибочных действий и аварий стала доминировать концепция человеческого фактора, то у нас — концепция личного фактора, причем в форме, когда всякая ошибка человека отождествлялась с его виной. Большая заслуга в возрождении и развитии концепции человеческого фактора в нашей стране принадлежит Н.Д. Заваловой и В.А. Пономаренко, В.А. Бодрову, Г.М. Зараковскому и другим психологам и медикам. Под человеческим фактором стали понимать совокупность профессиональных, физиологических, антропометрических, психологических и социальных возможностей и ограничений человека, характерных для данного контингента в целом, не учет которых в конструкции техники, организации, содержании и условиях деятельности может приводить к ошибочным действиям [3J. Практическое применение данной концепции в 60— 80-е гг. прошлого столетия позволило достичь высоких результатов при инженерно-психологическом сопровождении разработки новых воздушных судов, совершенствовании системы профессионального психологического отбора и обучения летного состава, объективизации расследования авиационных происшествий. Было научно доказано, что причиной ошибочных действий человека-оператора могут выступать как его индивидуально-психологические особенности, так и эргономические недостатки техники, несовершенство организации, содержания и условий деятельности. Благодаря выполненным исследованиям, выделена категория систематических ошибочных действий, в основе которых лежит не учет человеческого фактора при создании средств деятельности и организации труда. Тем самым представилось возможным разделить «вину» и «беду» человека в авариях и катастрофах. Более того, выявление ошибки рассматривалось не как конечная цель расследования, а как исходная точка для установления причинно-следственных связей возникновения, развития и исхода аварийной ситуации. Такой подход предполагает установление не только непосредственной причины, породившей нештатную ситуацию, но и главной, следствием которой является непосредственная причина. Считается, что эффективность профилактических мероприятий по предупреждению аварий и катастроф достигается только в том случае, когда они нацелены на устранение главной причины. Необходимо подчеркнуть, что возрождение в 60-е годы и дальнейшее развитие концепции человеческого фактора внесло заметный вклад в повышение безопасности. И тем не менее, надо признать, что наиболее продуктивно Данная концепция используется при инженерно-психологическом сопровождении разработки новых поколений техники, в системе профессионального психологического отбора и обучения, и, к сожалению, менее заметна ее эффективность при анализе причин ошибочных действий и аварий [5]. Таким образом, современные взгляды на профессиональную надежность человека и на подходы к психологическому анализу причин ошибочных действий и аварий основываются на следующих представлениях: основным звеном системы «субъект — объект труда» является человек, осуществляющий управляющую, регулирующую функцию в деятельности; высокая эффективность и надежность системы деятельности достигаются только при условии разработки, создания ее компонентов (средств, процессов, условий) с учетом психологических особенностей субъектов конкретной деятельности; ошибочное действие в деятельности субъекта определяет его роль прежде всего как исполнителя, а не как виновника ошибки (это еще надо изучить и установить); причины ошибочного действия могут быть обусловлены как индивидуальными особенностями, недостатками и ограничениями личности специалиста, так и несоответствием компонентов системы деятельности профессиональным, психологическим, физиологическим и другим характеристикам человека; несоответствие индивидуальных качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности может быть причиной как недостаточного их развития и проявления у конкретного субъекта труда, так и следствием несовершенства системы профессионального отбора и подготовки специалистов, несовершенства режима труда и отдыха, неблагоприятных условий деятельности, низкой эргономичности орудий труда и т. д.; установление факта ошибочного действия есть не конечный этап расследования, а начальный этап анализа причинно-следственных связей возникновения, развития и завершения нештатной ситуации. Психологическое обеспечение профессиональной надежности человека в конкретной деятельности в значительной степени должно быть основано на результатах изучения, анализа причин возникновения, характера развития, особенностей проявления и последствий ошибочных действий. Важным звеном в этом процессе является организация и проведение психологической экспертизы субъекта труда, допускающего ошибки в деятельности и являющегося активным участником развития аварийной ситуации. Основной целью подобной экспертизы является выявление тех индивидуально-психологических особенностей профессионально важных качеств, психических состояний, черт личности, которые могут рассматриваться как прямые или косвенные предпосылки нарушений профессиональной надежности. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |