v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Психология: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности - 9.2. Психологические причины ошибочных действий и аварий -"Электив"

Книги, главы из книг

Психология

Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

9.2. Психологические причины ошибочных действий и аварий

Изучение механизмов регуляции надежности деятельности человека и причин ошибочных действий ряд исследователей считает необходимым проводить с ориентацией на специфику различных уровней организации человека как биологической системы и субъекта деятельности. «Мы без труда выделяем, — пишет А.Н. Леонтьев, — разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа; уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс» [8, с. 231].

К биологическому уровню относятся как генетические, так и физиологические регуляторные механизмы обеспечения надежности человека, его устойчивого и стабильного приспособления к окружающей среде, гомеостатической и адаптивной регуляции процессов обеспечения его жизни и деятельности в нормальных и экстремальных условиях.

Психологический уровень обеспечения надежности (безошибочности и своевременности действий) человека исследован еще недостаточно полно. В литературе имеются Данные о роли некоторых психологических феноменов в формировании и проявлении надежности, в частности, о свойствах восприятия, симультанного и сукцессивного опознания, информационного поиска, психического образа, избирательности внимания, личностных особенностях конкретного субъекта и их проявлений в обеспечении активации продуктивных процессов деятельности, компенсации недостаточного развития некоторых процессов, мобилизации операциональных функций, реализации планов и стратегий поведения и т. д.

Социальный уровень регуляции надежности человека отражает особенности совместной деятельности, межличностных отношений и групповых процессов в трудовом коллективе. Психологический климат, совместимость и сплоченность членов группы, стиль руководства, конфликты, лидерство и другие социально-психологические феномены определяют уровень профессиональной пригодности коллективного субъекта деятельности, зависят от ряда индивидуально-психологических особенностей членов группы и отражаются на уровне личной и групповой профессиональной надежности.

В исследованиях профессиональной надежности и безопасности труда обращается внимание на факты различной предрасположенности специалистов к ошибочным действиям, несчастным случаям. На транспорте и производстве, как правило, относительно небольшая часть специалистов совершает основную массу серьезных нарушений в процессе деятельности. Отсюда был сделан вывод, что люди имеют разную степень предрасположенности к ошибочным действиям и нарушению требований безопасности труда, а в основе этих различий лежит целый ряд индивидуальных качеств, характерных для определенной профессиональной совокупности людей. Изучение влияния индивидуальных особенностей человека на возникновение ошибочных действий, нарушений надежности деятельности явилось основным направлением исследований данной проблемы.

В ряде исследований проблема надежности труда, возможности возникновения ошибочных действий рассматривалась в связи с типологическими особенностями высшей нервной деятельности (В.Д. Небылицын, Б.Ф. Ломов, К.М. Гуревич и др.).

Гипотеза о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств человека и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В.Д. Небылицыным в 1964 г. [10]. Эти свойства являются врожденными, неизменными и поэтому выступают в качестве постоянных параметров надежности. Среди рабочих качеств человека-оператора автор выделил: долговременную выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы; выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо с уравновешенностью нервных процессов; помехоустойчивость к воздействию факторов внешней среды, которая тоже должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов; реакцию на непредвиденные раздражители как функцию уравновешенности процессов торможения и возбуждения; скорость и точность переключаемое™ действий, которые находятся в связи с подвижностью нервных процессов. Данная гипотеза получила подтверждение в исследованиях К.М. Гуревича [4] на операторах энергосистем — им установлено, что успешные и надежные действия, сохранение самообладания операторами связаны с их индивидуальными особенностями в соотношении основных свойств нервной системы.

В других исследованиях обнаружены зависимость скорости приема информации и ее устойчивости в ходе работы от относительной слабости или силы процесса возбуждения в нервной системе (О.А. Конопкин), связь развития неблагоприятных эмоциональных состояний и проявления волевых качеств и психомоторных способностей с типологическими особенностями свойств нервной системы (Е.П. Ильин).

Профессиональная пригодность к труду в процессе его реализации проявляется в конечных и промежуточных результатах, которые в значительной мере обусловливаются особенностями мотивационной сферы человека, то есть той побудительной силой, которая направляет его на достижение определенной цели. Основная функция мотивов — это мобилизация способностей, функциональных возможностей, профессионального опыта человека на выполнение поставленной трудовой задачи. Эта функция реализуется в том случае, когда устанавливается прямая, непосредственная или этапная связь желаемых, ожидаемых целей-результатов с функциональными и профессиональными возможностями человека, с необходимыми приемами, способами реализации и развития этих возможностей.

Для мотивации поведения ведущую роль играет характер познавательных, социальных и других потребностей -степень их конкретности, личностной значимости и т. д. В профессиональной деятельности побудительные силы часто выступают в форме принятых решений, при которых потребности преобразуются в намерения как осознанные цели.

Через формирование структуры профессиональных мотивов и их осознания устанавливается личностный смысл деятельности, который находит отражение в характере ее выполнения.

Перечисленные особенности формирования и проявления профессиональной мотивации непосредственным образом отражаются на уровне надежности деятельности человека — снижение активирующей функции мотивов, несоответствия их профессиональной направленности, слабая выраженность побудительных сил приводят к нарушению работоспособности и к возникновению ошибочных действий.

Надежность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой информационной основы деятельности [11]. Структура и функции информационной основы деятельности отражают специфику конкретной профессиональной деятельности — ее содержание, условия, цели и ожидаемые результаты. Она обеспечивается теми свойствами, качествами субъекта труда, которые позволяют точно, своевременно и адекватно воспринимать и обрабатывать информационные признаки, — это прежде всего психические и психофизиологические свойства и качества, способствующие приему и преобразованию информации, установлению их профессиональной значимости, обеспечению процесса когнитивного научения и т. д.

Анализ информационных причин ошибочных действий показал, что объективное отсутствие или искажение регулятивной информации всегда ведет к нарушениям в структуре и в результатах соответствующей деятельности. Довольно часто это связано с подпороговым характером подачи информации, с недостатками в обратной связи для регуляции трудового процесса, со слабой дифференциацией между параметрами различных сигналов и т. д. Широко распространен класс причин, обусловленный не использованием объективно предложенной информации, что может быть связано с маскировкой сигнала, отвлечением внимания, превышением значений пропускной способности приема информации и т. д. Важную группу причин составляют непреднамеренный пропуск предъявляемой информации (причина - нарушение распределения и устойчивости внимания, сохранения необходимой информации в памяти), потеря информации вследствие афферентационной избыточности, ложная идентификация информации (причина -неадекватная избирательность внимания, иллюзия восприятия, ошибочная установка, нарушение антиципации). Ошибки в связи с неправильным построением и реализацией программ действия связаны с пространственными, временными, логическими и другими факторами деятельности.

Прослеживается связь между некоторыми типами ошибочных действий и психическими процессами, нарушение которых может стать причиной ошибок. Так, пропуск полезной информации или неправильное ориентирование в ней обусловливаются недостатками самого процесса формирования психологической основы деятельности. Неправильный выбор исходной информации для формирования программы действий зависит от процессов ее идентификации, систематизации, определения ее значимости и т. д.

Возникновение ошибок на сенсорно-перцептивном уровне регуляции деятельности определяется четырьмя группами факторов: во-первых, уровнем индивидуальной чувствительности соответствующих анализаторов, их адаптационными возможностями, закономерностями взаимодействия различных анализаторов, эффектами маскировки воздействия на них и т. п.; во-вторых, физическими характеристиками сигналов — их интенсивностью, длительностью, периодичностью, характером кумулятивных эффектов воздействий и т. п.; в-третьих, функциональным состоянием субъекта труда, его профессиональной подготовленностью, уровнем мотивации, наличием психологических и физических ограничений к деятельности и т. п.; в-четвертых, степенью учета в объекте деятельности (процессе, средствах) психофизиологических особенностей по восприятию информации.

Характерными для деятельности специалистов многих профессий являются ошибки восприятия времени, особенно его продолжительности. Недооценка значимости, неопределенности сигнала-задачи является одной из главных причин ошибочных действий человека-оператора. На процессы восприятия информации могут влиять субъективные представления о реальности, о сущности тех информационных процессов, которые являются основой конкретной деятельности.

Значение функции памяти в профессиональной деятельности связано, во-первых, с большим, как правило, объемом информации о содержании трудовых задач, режимах работы, ее условиях и ограничениях, сведениях и справочных данных, которые надо запомнить, сохранить в памяти и воспроизвести; во-вторых, особенность памяти обусловливается большой ее уязвимостью — это ее свойство отражает воздействие на память большого количества обстоятельств, которые избирательно подавляют или творчески реконструируют память для того, чтобы удовлетворить мотивы и потребности человека. В памяти существуют два важнейших процесса — реинтеграция и реконструкция. Первый их них означает восстановление или воссоединение в памяти ряда связанных фрагментов информации в единое целое (построение целостной картины состояния объекта, внешней обстановки и т. д.) — искажение содержания этих фрагментов, их «подмена», нарушение последовательности восстановления могут явиться причиной ошибочных суждений и действий. При реконструкции процессы памяти формируются субъектом таким образом, чтобы удовлетворить, наполнить, обогатить свои ожидания, убеждения, знания — это сопровождается изменением фактов, введением новых деталей, «стиранием» деталей и т. п., что, в конечном итоге, может исказить значение информации, сообщения и привести к ошибочным заключениям, утверждениям, поступкам.

Роль памяти в обеспечении надежности деятельности не ограничивается этими процессами. Имеется обширный материал о видах нарушений различных мнемических процессов, которые могут явиться причиной ошибочных действий, об индивидуальных особенностях процессов запоминания, хранения и воспроизведения информации. Ошибочные действия могут быть связаны со «стиранием» в памяти необходимой информации, «фрагментарным забыванием» привычных действий, «консервированием» в памяти ненужной информации и т. д. В экстремальных ситуациях деятельности ошибки памяти могут быть связаны с перегрузкой информацией, высоким темпом ее поступления, необходимостью быстрого извлечения большого объема информации и т. д. Все перечисленные и другие условия функционирования памяти накладываются на широкий диапазон индивидуальных различий в состоянии мнемических процессов, что и определяет разный уровень надежности деятельности, связанный с нагрузкой этих процессов.

Деятельность многих специалистов предъявляет высокие требования к состоянию внимания, которое организует познавательную деятельность и определяет характер рабочего поведения. Нарушения функции внимания (его активности, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемое™, объема) приводят к ухудшению процессов информационного поиска, обнаружения и опознания сигналов, сопоставления информации на этапах подготовки к принятию решения и другим негативным последствиям. Нарушения избирательности внимания влекут за собой ошибки в восприятии релевантной информации, снижение «перцептивной бдительности». Функция внимания обладает свойством защиты человека от чрезмерно интенсивной или нежелательной информации, и нарушение этой функции приводит к ошибкам в процессе преобразования информации. Важными функциями внимания являются ее распределение и переключение, которые зависят от объема информации, скорости ее поступления, вида кодирования и других факторов, что особенно ярко проявляется при выполнении так называемой совмещенной деятельности (решение двух и более задач практически одновременно - например управление движением и контроль за работой оборудования). Нарушение устойчивости, переключения и других функций внимания в подобных видах деятельности неизбежно приведет к снижению ее надежности.

Деятельность представителей многих профессий, особенно управленческого и операторского профиля, характеризуется необходимостью принятия решений при выборе цели и задач трудового процесса, элементов программы деятельности и способов действий и т. д. Процесс подготовки и принятия решений в ситуации неопределенности, возникновения непредвиденных обстоятельств, высокой сложности и ответственности за результат деятельности подчас сопровождается ошибочными решениями. Использование того или иного приема принятия решения в определенной степени индивидуально обусловлено и зависит как от некоторых психологических особенностей личности специалиста, так и от стиля его деятельности.

Особенности влияния процесса принятия решения на надежность деятельности определяются спецификой этих процессов в зависимости от их места в структуре деятельности. В.Д. Шадриковым и А.В. Карповым обоснованы параметры, определяющие эту специфику, а именно: 1) ведущие детерминанты процессов решения (для мотивационной сферы — уровень притязаний, престижность профессии; для формирования программы деятельности — полнота ее информационной основы, знание способов действия и т. д.); 2) содержание решаемых задач, вид их неопределенности (личностно-мотивационная, информационная, операционная); 3) значимость вырабатываемых решений для личности- 4) степень развернутости и преобладания психических процессов, лежащих в основе выбора одной альтернативы из нескольких (преимущественно волевой, интеллектуальный или эмоциональный тип решений); 5) требования к структуре индивидуально-психологических качеств, исходя из содержания задач, решаемых в разных блоках психологической системы деятельности.

На процессы принятия решения в ситуациях, которые обусловливаются не только личным поведением, но и посторонним вмешательством, может оказывать влияние склонность человека приписывать свое состояние, свои намерения другим специалистам, прогнозировать их поведение и реакции, исходя из своих представлений об их намерениях, побуждениях. В таких случаях возможны неверный прогноз, ошибки в принятии решения, которые в психологии рассматриваются как ошибки атрибуции (приписывания).

Снижение надежности деятельности может быть связано с нарушениями, недостаточным развитием психомоторных процессов и рабочих действий. В задачах, связанных с необходимостью выполнения координированных движений, наиболее типичными являются ошибки по точности дифференцировки скорости и направления перемещений парных органов управления, соотнесению результатов управления с перемещением того или другого органа управления, использованию интегрального сигнала для коррекции управляющего воздействия и другие. Для операций слежения за перемещающимся (изменяющимся) объектом типичными ошибками могут являться запаздывание в отслеживании динамики цели, значительная дискретность реакций, нарушение восприятия изменений скорости цели, чрезмерное количество вспомогательных движений, нарушения процесса экстраполяции движений, дискоординация в действиях при необходимости изменить скорость, направление и силу движений и т. д. В основе ошибочных двигательных действий лежат индивидуальные особенности и ограничения по параметрам скорости и точности сенсомоторных реакций, координации движений, темпа, ритма и устойчивости их выполнения.

Профессиональная надежность деятельности существенно зависит от индивидуально-психологических особенностей личности субъекта труда, и чем сложнее, опасней, ответственней эта деятельность, тем существеннее роль личностных характеристик. В исследованиях постоянно ведутся поиски психологических коррелятов предрасположенности человека к ошибочным действиям в сфере личностных свойств и неблагоприятных психических состояний, личностной обусловленности в обеспечении профессиональной надежности специалистов различного профиля деятельности.

В монографии С. Lager «Надежность пилота» высказывается мысль о том, что личность характеризуется совокупностью синдромов (синдром - группа черт личности), и в случае, если высокая или низкая надежность пилота находится в зависимости от изменений этих синдромов, ее можно предсказать на основе изучения совокупности черт личности конкретного пилота.

Для изучения возможности использования некоторых методических приемов оценки особенностей пилотов и курсантов летных училищ в целях выявления психологических причин ошибочных действий и летных происшествий В.А. Бодровым и Н.Ф. Лукьяновой [2] было проведено специальное исследование. Результаты сравнительного анализа свойств личности пилотов и курсантов разных категорий (по успешности и безопасности обучения и летной деятельности) позволяют считать, что они различаются как по качественному составу черт личности, так и по степени их выраженности. Установлено, что более успешному летному обучению и последующей профессиональной деятельности способствуют определенные личностные характеристики, например эмоциональная устойчивость, активность в мобилизации внутренней энергии, умение контролировать эмоции, высокое стремление к достижению цели и другие. Обследование пилотов, часто допускающих ошибочные действия в полете, с помощью стандартизированной методики исследования личности, опросника Кэеттелла, теста тематической апперцепции показало, что они характеризуются эмоциональной неустойчивостью, сниженным чувством тревоги, неудовлетворительной социальной адаптацией пониженной помехоустойчивостью, низким индексом интенсивности мотивации, легкой отвлекаемостью, недостаточной настойчивостью и другими.

В ряде исследований отмечается значение в формировании предрасположенности субъекта к более или менее надежной деятельности таких относительно устойчивых характеристик, как интро-, экстравертированность, интернальность— экстернальность, когнитивные стили и т. д. [6, 7].

Следует, однако, отметить необходимость соблюдения большой осторожности в применении личностных методов для психологического анализа ошибочных действий. Существует довольно большая категория людей, которые, несмотря на неблагоприятные индивидуально-психологические особенности личности, достаточно успешно адаптируются к условиям и характеру профессиональной деятельности за счет как частичной компенсации этих свойств личности, так и их коррекции и развития в благоприятном направлении. Именно поэтому результаты обследования по личностным методам следует всегда анализировать в комплексе со сведениями об особенностях мотивации, успешности в профессиональной подготовке, общественной активности и т.д., на основе глубоких знаний об огромном многообразии личностных черт и при соблюдении этических норм в использовании подчас интимной информации о человеке.

Существенную роль в нарушении профессиональной надежности играют такие характерологические особенности личности, как недисциплинированность, конфликтность, чрезмерная самоуверенность, безответственность, эгоцент-ричность, неаккуратность и другие. Многие из подобных качеств отрицательно влияют на межличностные отношения и групповые процессы в совместной деятельности (психологический климат, совместимость, сработанность, лидерство, конфликты и т. п.), снижая профессиональную пригодность как индивидуального, так и коллективного субъекта труда и создавая предпосылки нарушения надежности деятельности.

Возникновение ошибочных действий в значительной мере зависит от развития неблагоприятных функциональных состояний, которые сопровождаются снижением работоспособности, профессиональной направленности и установки, дисфункцией и дискоординацией профессионально важных психических и физиологических качеств и функций, нарушением организации деятельности, рабочего поведения и, как следствие этого, надежности человека [3]. К числу таких состояний следует отнести утомление (острое, хроническое переутомление), психологический стресс (внутри- и межличностный, рабочий, семейный и т. д.), монотония, десин-хроноз (нарушение привычных биологических ритмов человека), «трудные» психические состояния (доминантные состояния, преждевременная психическая демобилизация, дремотные состояния, эйфория, фобии и др.).

Таким образом, значение конкретных психологических особенностей человека в обеспечении его надежности определяется многими факторами и прежде всего характером профессиональной деятельности, ее требованиями к уровню профессиональной пригодности субъекта труда и, следовательно, к совокупности его черт, качеств, их индивидуальной своеобразности и неповторимости в уровне развития, степени актуализации, взаимной компенсации и т. п. Можно предположить, что некоторые из этих психологических характеристик (темперамент, когнитивные стили, личностная тревожность и др.) выступают как предрасполагающие к проявлению высокой или низкой надежности, другие -как активационные, стимулирующие качества (организация внимания, ответственность, аккуратность, профессиональная направленность, воля и др.), формирующие определенный стиль и организацию деятельности, а третьи качества и процессы (восприятие, память, мышление, преобразование информации, принятие решений, психомоторика, эмоциональная реактивность и др.) непосредственно регулируют, определяют характер конкретных действий, их нормативные или ошибочные проявления.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы