v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгПсихологияПрактикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодностиВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Принципы и методы изучения профессиональной пригодности 3.1. Система определения профессиональной пригодности - принципы и этапы ее создания и примененияНаучная разработка и практическая реализация процедуры определения профессиональной пригодности требуют учета и соблюдения ряда принципиальных положений. Они определяют методологию психологического обследования и организационные формы его проведения, а также связь результатов определения пригодности с другими формами обеспечения успешности обучения и эффективности профессиональной деятельности. Обоснование рекомендаций по психологической диагностике и прогнозированию профессиональной пригодности предусматривает необходимость решения целого ряда вопросов о потребности, целесообразности создания такой системы, ее задачах, составе методического аппарата, критериях оценки пригодности и т. д. [3, 4, 7]. Актуальность разработки мероприятий по определению профессиональной пригодности, как правило, определяется ярко выраженными индивидуальными различиями субъектов труда по уровню профессиональной эффективности, надежности, безопасности труда и по состоянию, степени выраженности у них профессионально важных психических качеств, а также наличием зависимости между этими характеристиками. Потребность в оценке и прогнозировании пригодности особенно актуальна, когда имеет место «отсев» в процессе обучения и практической деятельности лиц, у которых отмечается неудовлетворительное развитие необходимых для конкретной деятельности психологических качеств. Определение профессиональной пригодности необходимо в тех случаях, когда индивидуально-психологические особенности обучающегося или специалиста могут явиться причиной ошибочных действий и аварий, неблагоприятно влиять на межличностные отношения и общение при совместной деятельности, а также определять неблагоприятные признаки и последствия ряда психосоматических заболеваний и т. д. Процедура оценки и прогнозирования профессиональной пригодности и, в частности, ее методический и критериальный аппарат в значительной степени зависят от содержания ее конкретной задачи. Основными задачами определения профессиональной пригодности являются: 1) прогнозирование успешности обучения конкретной профессии, то есть определение наиболее способных к освоению специальных знаний и навыков и выявление наименее пригодных для этой деятельности; 2) отбор специалистов для конкретной деятельности с учетом степени соответствия их профессионально важных качеств требованиям этой деятельности; 3) комплектование учебных и профессиональных групп на основе критериев психологической совместимости и прогноза уровня сплоченности; 4) установление роли индивидуально-психологических особенностей конкретного специалиста в возникновении ошибочных действий и аварий; 5) определение причинно-следственных отношений между состоянием профессионально важных качеств личности и особенностями развития и последствиями ряда заболеваний и функциональных расстройств; 6) оказание помощи в выборе профессии на основе определения соответствия профессиональных требований индивидуальным склонностям и желаниям конкретного субъекта и т. д. В задачах комплектования учебных и производственных групп, оценки уровня психологической совместимости членов этих групп, подбора недостающего члена в уже функционируюшую группу (например, подбор недостающего штурмана в экипаж пассажирского самолета), определение прогноза профессиональной пригодности производятся на основе оценки профессионально значимых качеств личности, не только соответствующих конкретной индивидуальной деятельности, но и определяемых характером взаимодействия членов групп, их социальным статусом в группе, особенностями психологического климата и т. п. Проведение психологической экспертизы профессиональной пригодности лиц с психосоматическими расстройствами, участников профессиональных происшествий (аварий), специалистов с жалобами на хронические профессиональные затруднения, снижение устойчивости к воздействию экстремальных факторов определяет необходимость в каждом конкретном случае, в каждой из перечисленных задач использовать специфический методический комплекс для оценки индивидуально-психологических причин развития, появления перечисленных расстройств и нарушений, уровня развития профессионально важных качеств, наличия возможностей компенсации тех или иных нарушений, степени устойчивости ремиссии, то есть ослабления проявлений отмеченных расстройств и нарушений и т. д. Подбор и разработка психологических методик определения профессиональной пригодности - один из наиболее сложных и ответственных ее этапов. Вопросы разработки, подбора, использования методов психологической оценки и критериев определения профессиональной пригодности достаточно детально изложены в ряде работ по психодиагностике, а также представлены в ряде глав настоящей книги и в монографии В.А. Бодрова «Психология профессиональной пригодности» [3]. Опыт работы в области диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности свидетельствует о том, что научное обоснование и реализацию мероприятий по определению пригодности следует проводить с позиций системного подхода, отражающего законы взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов системы «человек—профессия» [10, 12]. Системный характер свойства профессиональной пригодности соответствует положению Б.Ф. Ломова о «разнопорядковости» свойств человека и о необходимости выделения системных свойств, отражающих принадлежность индивида определенной системе. Научная идеология системного подхода обуславливает необходимость изучения профессиональной пригодности человека как его системного свойства, которое образуется в связи и в результате включения человека в деятельность, появляется и оценивается в процессе выполнения функций организации, контроля, планирования, корректирования, достижения заданного результата деятельности. Данное свойство обеспечивает формирование и реализацию в трудовом процессе таких системных качеств взаимодействия человека с предметом деятельности, как стабильность и устойчивость профессиональных и функциональных процессов и показателей. Системный подход в изучении и обеспечении профессиональной пригодности человека определяет и положение о взаимосвязи путей и методов достижения требуемого уровня этого свойства, о комплексном характере внешних факторов и условий, отражающихся в его значениях, о разнообразии уровней и механизмах психической регуляции пригодности, возможностях взаимной компенсации и стимуляции различных компонентов психологической системы деятельности при поддержании требуемого уровня профессиональной пригодности. Системообразующая роль эффективности деятельности человека при включении его в трудовой процесс отражает особенности тех системных связей, которые существуют между отдельными компонентами конкретной деятельности. Проявления трудовой активности человека зависят от совокупного влияния на нее особенностей субъекта, содержания, средств, условий и организации деятельности, их динамики в трудовом процессе. Это влияние проявляется в характеристиках профессиональной пригодности человека, в их изменении в зависимости от структурно-функциональной основы конкретной деятельности. Деятелъностный подход в изучении профессиональной пригодности основывается на положениях теории деятельности, предложенной А.Н. Леонтьевым [9], и концепции регулирующей роли психического отражения, разработанной Б.Ф. Ломовым [И]: Теория деятельности позволяет установить характер причинно-следственных отношений на разных уровнях макроструктуры трудового процесса и тем самым проникнуть в сущность явлений, определяющих особенности формирования и проявления профессиональной пригодности человека. Закономерности психического отражения предметного мира, соотношения образных конструктов в процессе деятельности, адекватность психических и физиологических ресурсов требованиям деятельности, возможность мобилизации функциональных резервов в экстремальных условиях определяют особенности пригодности человека в связи с конкретным характером его деятельности. Положение о личностном подходе в изучении профессиональной пригодности человека реализует представления об особенностях проявления внутренних факторов деятельности и их роли в регуляции процессов формирования и реализации этого системного свойства субъекта деятельности. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что профессиональная пригодность человека обуславливается не только его профессиональными характеристиками, но также особенностями мотивационной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, темпе -раментальной и характерологической сферой личности [2, 4, И и др.], В большинстве работ рассматривается главным образом связь отдельных личностных особенностей с пригодностью при решении задач психологического отбора и меньше внимания уделяется изучению процессов формирования личности профессионала, механизмов психической регуляции профессиональной пригодности, теоретических основ взаимодействия личности и деятельности в их развитии и т. д. В широком смысле личностный подход к изучению профессиональной пригодности человека предусматривает также оценку влияния на нее и таких структурно-динамических характеристик, как особенности состояния различных систем и Функций организма, обеспечивающих энергетический потенциал субъекта деятельности. Таким образом, личностный подход при психологическом изучении и формировании профессиональной пригодности определяет необходимость ориентации на психические и физиологические ресурсы и функциональные резервы человека. Комплексный подход к определению и формированию профессиональной пригодности определяет необходимость учета и оценки помимо психологических особенностей субъекта также уровня его профессиональной подготовленности и квалификации, состояния здоровья, адаптационных возможностей организма и психики. При данном подходе к оценке субъекта деятельности требуется учитывать особенности компенсации отдельных профессионально важных качеств и функций, их взаимосвязь, изменчивость и динамичность — это их свойство определяет возможности индивидуального приспособления к конкретной трудовой деятельности, в ходе которого вырабатывается ее индивидуальный стиль. Принцип комплексного подхода отражает также положение о том, что для суждения об уровне профессиональной пригодности требуется оценка совокупности профессионально важных качеств личности с помощью набора (комплекса, батареи) валидных и надежных методических приемов. Разработка и использование рекомендаций по определению профессиональной пригодности должны быть обоснованы с учетом ряда научных положений теоретического и методического характера, а также особенностей конкретного вида деятельности (принцип научной обоснованности). Методические рекомендации по определению пригодности, разработанные для конкретной профессии (деятельности), не могут быть использованы для других, даже близких по внешним признакам, профессий без специальной научной проверки и адаптации. Данное положение определяется более или менее существенными психологическими различиями в характере разных видов деятельностей (в их содержании, условиях и т. д.) и соответственно в особенностях профессиональных требований к личности, методах оценки профессионально важных качеств, критериях пригодности и т. д. Принцип динамичности (пролонгированности, этапное -ти) определения профессиональной пригодности предусматривает рациональную последовательность проведения этой процедуры, что обеспечивает не только накопление и уточнение информации об индивидуально-психологических особенностях личности и соответственно повышение надежности прогноза пригодности, но и возможность дифференцированного ее прогнозирования на этапах профессионального пути. Эта цель достигается путем периодического проведения психологического обследования на этапах профессионального пути. Надежность результатов диагностики и особенно прогнозирования уровня профессиональной пригодности во многом определяется степенью учета особенностей развития личности в процессе обучения и трудовой деятельности (процесс становления личности профессионала) и возможностей изменения профессиональных требований к личности (их состава и значимости отдельных требований) в связи с появлением новых характеристик в содержании трудовых задач, условиях их решения и т. д. Процедура определения профессиональной пригодности должна предусматривать возможности изменения значений интегрального показателя пригодности — принцип динамичности (адаптивности, относительности) критериев. Потребность в смещении психологических критериев в сторону их повышения или снижения периодически возникает из-за меняющейся конъюнктуры набора в учебные заведения, степени успешности прохождения других видов профессионального отбора, периодических изменений профессиональных требований к специалистам в связи с развитием техники, постановкой новых профессиональных задач, изменением условий деятельности и т. д. В ряде случаев целесообразно ориентировать значения критериев пригодности в большей степени на выявление наиболее способных к данной деятельности или абсолютно непригодных, если она достаточно сложная, ответственная, опасная. Иногда допускается использование и относительно низких критериев пригодности, если есть методическая и временная возможность компенсировать недостаточно высокий уровень развития профессионально важных качеств за счет их развития или компенсации средствами профессиональной и психологической подготовки, эргономического обеспечения деятельности. Обоснование, разработка и проведение мероприятий по определению уровня профессиональной пригодности должны отвечать требованиям экономической, организационной, технической целесообразности и приемлемости (принцип практичности). Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |