v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгПсихологияПрактикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодностиВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Методика 7.12. «Стандартизированный метод исследования личности - СМИЛ»Методика 7.12. «Стандартизированный метод исследования личности - СМИЛ» [22]. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности предназначен для количественно-качественного определения ее структурных компонентов, таких как характерологические особенности, тип реакции на стресс, адаптивные и компенсаторные возможности индивида, особенности поведения в межличностных отношениях, социальная направленность, а также для установления особенностей его психического состояния в момент обследования и в динамике (Л.Н. Соб-чик). Этот метод СМИЛ — адаптированный вариант Миннесотского многопрофильного личностного теста MMPI, созданного в 1941 —1947 гг. американскими психологами I. Mackinley и S. Hathaway, с автоматизированным способом обработки данных, что исключает зависимость получаемых результатов (но не интерпретации) от личностных особенностей и опыта экспериментатора. От других вариантов адаптации теста ММР1 СМИЛ отличается интерпретацией, ориентированной на популяцию психически здоровых лиц, возможностью применения 200 дополнительных шкал и наличием двух форм -карточной и буклетной, каждая из которых имеет мужской и женский варианты, отличающиеся лишь родовыми окончаниями. В процессе обследования испытуемый оценивает 566 утверждений (16 утверждений встречаются повторно) как «верные» или «неверные» по отношению к нему. Содержание утверждений отражает картину самочувствия обследуемого, его привычки и особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону его переживаний, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения и др. В отличие от большинства опросников только часть утверждений методики регистрирует чисто субъективные ответы в процессе самооценки. Большая часть утверждений носит прожективный характер и не прямо, в лоб, а исподволь выявляет реакции испытуемого в различных ситуациях. Фактически 566 утверждений моделируют ситуации, которые в зависимости от ответа испытуемого выявляют специфику его индивидуальных личностных особенностей и поведенческих реакций. В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения большинству базисных шкал методики приданы новые названия, соответствующие их психологической сущности: 1-я шкала— «невротический сверхконтроль», 2-я — «пессимистичность», 3-я — «эмоциональная лабильность», 4-я - «импульсивность», 6-я — «ригидность», 7-я — «тревожность», 8-я — «индивидуалистичность», 9-я — «оптимизм и активность». Не изменились названия двух шкал: 5-й — «шкала женственности—мужественности» и 0-й — «шкала социальной интроверсии». Базисные шкалы формируют целостный личностный профиль, отражающий портрет личности во всей его сложности и разнообразии. Профиль СМ ИЛ — это та ломаная линия, которая соединяет между собой количественные показатели 10 базисных шкал. К нему примыкает профиль шкал достоверности: шкала «?» показывает, сколько утверждений опросника попали в категорию ответов «не знаю». Шкала «лжи» («L») показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования; шкала «достоверности» («F») — уровень надежности полученных данных в зависимости от его откровенности и готовности к сотрудничеству; шкала «коррекции» («К») выявляет степень искажения профиля под влиянием закрытости испытуемого. В зависимости от показателей этих шкал профиль признается как достоверный или недостоверный, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования. Методика предъявляется испытуемому в виде книжечки-буклета, содержащего 566 утверждений (сокращенный вариант, позволяющий получить личностный профиль, но уже без дополнительных шкал, содержит 360 утверждений). В опроснике приводятся не вопросы, а утверждения, потому что человек более искренно отвечает на интересующие психолога вопросы, если они звучат в форме утверждения. В такой ситуации человек чувствует себя анализирующим свое «Я» как бы наедине с самим собой, и это способствует большей откровенности, нежели вопросительная форма, звучащая как допрос. Утверждения носят разный характер в зависимости от того, какая сфера человеческих проблем ими освещается. Большинство из них направлено на выявление черт характера, на стиль общения с окружающими и отражает субъективные пристрастия и вкусы обследуемого человека, его взгляды на разные жизненные ценности, особенности эмоциональных реакций, оценку соответственного самочувствия и ряда физиологических функций, фон настроения и пр. Важна не сама сентенция утверждения. Это всего лишь стандартный набор моделируемых экспериментом ситуаций, на которые разные люди по-разному реагируют. Важна избирательность ответов, обрисовывающая в конечном итоге индивидуально-личностные свойства конкретного человека. Анализ результатов основан не на изучении смысла ответов испытуемого, а на статистической процедуре обсчета данных, в процессе которой выявляется количественная дисперсия разных вариантов ответов по отношению, с одной стороны, к средненормативной усредненности, а с другой — к патологической заостренности психологического фактора, содержащего, по сути дела, ту или иную индивидуально-личностную тенденцию. Большинство утверждений звучит так, что испытуемый, отвечая, далеко не всегда представляет, каким образом это его охарактеризует, - это значительно затрудняет стремление «улучшить» или «ухудшить» результаты обследования. На первый взгляд, методика позволяет обрисовать субъективную внутреннюю картину «Я» обследуемого лица. Реально же благодаря отчасти проективному звучанию многих утверждений в эксперименте выявляются и те психологические аспекты, которые не осознаются человеком или лишь частично поддаются контролю сознания. Поэтому лишь при статистически недостоверных данных профиль личности искажается настолько, что его нет смысла интерпретировать. В рамках же достоверных данных даже при наличии тенденций, влияющих на усиление или сглаживание рисунка профиля, интерпретация отражает истинную картину личности. При этом возможна весьма дифференцированная градация степени выраженности разных личностных свойств в их сложном сочетании, когда принимаются во внимание не только высокие показатели, но и их соотношение с низкими показателями. В то же время отклонение от средненорма-тивных показателей, более чем вдвое превышающее среднеквадратичную ошибку, выявляет избыточную степень выраженности той или иной личностной черты, выводя ее за пределы достаточно широкого (от 30 до 70 стандартных баллов Т) коридора нормативного разброса. Такие данные не обязательно свидетельствуют о патологии. Состояние стресса, объективно сложная ситуация, физическое недомогание — все это может вызвать состояние временной дезадаптации. Поэтому интерпретация полученных данных должна вестись в соответствии со всей имеющейся об испытуемом информации, не говоря уже о том, что для адекватного представления об испытуемом не мешает взглянуть на него самого. «Слепая» интерпретация может использоваться лишь в исследовательских целях, когда проверяется надежность методики, а также при крупномасштабных исследованиях, когда интерпретируются не личность отдельного человека, а некоторые обобщенные тенденции больших по численности групп. Методика, по своей структуре сходная с опросником, по существу близка к проективным личностным методикам. Надежность полученных результатов, с одной стороны, базируется на сравнении каждого индивидуального случая с имеющимися по данной популяции стандартами; с другой — существенным отличием данной методики от всех других является наличие в ее структуре шкал достоверности, выявляющих установку испытуемого показать себя при обследовании в «лучшем свете», уклониться от откровенных ответов или акцентировать дефекты своего характера и тяжесть состояния, или даже симулировать чуждые испытуемому черты характера или симптомы. Определяя степень выраженности той или иной тенденции в количественных оценках, методика дает возможность широко использовать методы математического анализа и статистической обработки данных. Однако количественная оценка не представляется самоцелью, она лишь уточняет структуру качественного анализа, ранжирует представителей изучаемой группы по интенсивности проявления каких-либо личностных особенностей и делает данные исследования определенного контингента сравнимыми как с нормативными, так и с результатами обследования любой другой группы. Методика позволяет выявить изменения в состоянии обследуемого, а поэтому проведенное в динамике исследование наглядно иллюстрирует особенности трансформации состояния. В то же время, являясь схемой личностной структуры индивида, графический профиль СМИЛ с большим постоянством отражает константы личности, которые остаются присущими ей на протяжении всей жизни. Возможность многократного предъявления методики одному и тому же обследуемому выгодно отличает ее от многих других, применение которых возможно лишь однократно. Интерпретация результатов, получаемых с помощью СМИЛ, в теоретическом плане связана с целостным подходом к изучению личности и охватывает три ее уровня. Первый из них отражает врожденные особенности, которые определяют темп психической активности, силу и подвижность психических процессов, преобладающие константные характеристики эмоциональной сферы, сексуальную направленность и другие параметры, имеющие отношение к темпераменту. Второй уровень выявляет совокупность устойчивых признаков, сформировавшихся в процессе накопления индивидуального социального опыта и проявляющихся как в виде автоматизированных компенсаторных и адаптивных механизмов, так и в сознательной деятельности индивида в процессе общения с окружающей средой, в его самооценке и оценке других общающихся с ним лиц, в преобладающем типе социального поведения. Этот уровень ближе всего к тому, что называют характером человека. Третий уровень касается социальной направленности личности, иерархии ценностей индивида, его отношения к морали, вопросам совести, долга и общественно полезной деятельности. Все эти уровни на практике тесно связаны между собой, а в ряде случаев и взаимообусловлены. Что касается интеллектуальной сферы, методика выявляет лишь некоторые ее особенности (ригидность, склонность к абстрагированию, конкретность или аморфность) и, в известной мере, степень снижения (значительное снижение является противопоказанием к применению методики), а также контролируемость эмоций со стороны интеллекта. Опросник делится на мужской, женский и подростковый варианты, которые отличаются лишь формой изложения некоторых утверждений. «Ключи», с помощью которых под-считываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема абсолютно идентичны для всех форм опросника, кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-й шкале в мужском и женском профилях. Как показывает опыт, методика в основном рассчитана на обследование контингента взрослых лиц (от 16 до 80 лет) с образованием не меньше 7—8 классов средней школы, с сохраненным интеллектом. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |