v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгПсихологияПрактикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодностиВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
4.2. Принципы профессиографииПроцесс изучения профессиональной деятельности должен проводиться на основе учета ряда принципов (правил) профессиографии [1, 6, 8]. Принцип дифференцированности изучения и описания Деятельности, отражающий необходимость учета в этом процессе особенностей ее содержания, условий, целей, продуктов деятельности и т. п., характерных для конкретных форм ее реализации с точки зрения решения конкретных практических задач. Характер профессиографической информации должен различаться в зависимости от того, Проводится ли изучение деятельности для обоснования профессиональных требований к личности, что необходимо для психологического отбора, выявления условий и задач формирования профессиональных навыков и умений (профподготовка), определения структурных и функциональных возможностей выполнения человеком трудовых задач (анализ аварийности, требования к организации и средствам деятельности) и т. д. Эти особенности определяют не только программу профессиографии, но и подбор методических приемов ее проведения, степень детализации в изучении специфических особенностей конкретной деятельности и т. д. Принцип специфичности (конкретности, целенаправленности), который означает, что профессиография должна быть направлена на получение информации о характерных особенностях конкретного вида профессиональной деятельности. В этой связи специфика изучаемой деятельности должна предопределять объем необходимой информации, глубину ее проработки, форму обобщения и представления. Данный принцип обусловливает необходимость выбора вопросов, требующих изучения, разные глубину, детальность и уровни рассмотрения характеристик субъектно-объектных взаимосвязей, а также набор адекватных задачам и целям профессиографии методов, приемов, схем и форм изучения и представления материала. Принцип динамичности профессиографии, определяющий необходимость прогноизрования особенностей развития профессии, учета изменений самой деятельности, то есть как содержания трудового процесса (появление новых задач, совершенствование нормативных способов выполнения операций и т. д.), так и средств, условий и организации деятельности в связи с научно-техническим прогрессом (обновлением технической базы, внедрением перспективных программ научной организации труда и т. п.) и периодической корректировкой профиля трудовых задач. Этот принцип означает необходимость совершенствования ранее разработанных профессиограмм с учетом изменения профессиональных и психологических особенностей конкретной деятельности, а также отражения в профессиограмме возможных изменений характеристик деятельности, включая их психологические особенности. Принцип комплексности методов профессиографии, то есть использования совокупности приемов изучения деятельности (анализ рабочих документов, опрос, наблюдение, трудовой метод, изучение внешней среды и т. д. - см. ниже), каждый из которых позволяет получить специфические сведения о деятельности, а по их совокупности создать наиболее полную и объективную ее характеристику. Своеобразие комплексного подхода к изучению профессиональной деятельности заключается в возможности и необходимости использования методических приемов получения и анализа как количественной, так и качественной информации. Принцип идентичности методов изучения деятельности, что означает необходимость использования единообразного (по составу и содержанию) комплекса методических приемов профессиографии для получения сопоставимых ее результатов, что является обязательным условием для сравнительной оценки различных видов профессиональной деятельности, проведения их классификации и т. д. Принцип поэтапности профессиографического описания деятельности: а) сбор информации; б) анализ информации; в) построение гипотезы (или о профессионально важных качествах, или о причинах, осложняющих деятельность, или о способах усовершенствования профессионального обучения и др.); г) экспериментальная проверка гипотезы; д) разработка рекомендаций соответственно поставленной задаче. Принцип селективности (избирательности) объекта изучения. Он определяет направленность профессиографии именно на ту «зону» труда, в которой наиболее ярко выражена и как бы сконцентрирована основная специфика субъектно-объектных взаимосвязей данной профессиональной деятельности, то есть на задачи (штатные, аварийные и т- п.), которые должен решать или исполнять человек в процессе работы, объективно наиболее сложные и ответственные по точностным, скоростным, пространственно-временным, социальным и другим параметрам. Принцип системности изучения профессиональной деятельности, отражающий необходимость учета взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов (субъекта, содержания, средств, условий и организации труда), наличия системообразующего фактора в виде конкретной цели (результата) деятельности, формирования ее системных свойств в результате взаимовлияния различных характеристик субъекта и особенностей других компонентов деятельности, определенной иерархии значимости отдельных форм взаимосвязи компонентов системы деятельности на различных этапах, в разных условиях ее реализации. Профессиографирование с позиций системного подхода всегда должно начинаться с изучения объекта труда (то есть трудового поста: предмета, задач, средств труда и профессиональной среды) как нормативно организованного «заданного» фактора для функционирования субъекта труда. В качестве объекта труда рассматривается конкретная профессия. «Профессия как социально фиксированная область возможного существования определенных трудовых функций существует в виде множества трудовых постов, распределенных в обществе. Каждый такой трудовой пост может быть и вакантен, то есть может существовать как бы «без человека» но даже в этом случае он потенциально предъявляет некоторый комплекс требований к тому человеку, который намеревается этот пост занять...» [11, с. 182]. Изучение и описание профессиональной деятельности с позиций системного подхода означает необходимость рассматривать ее как многоуровневую, полимодальную систему, в которой субъект и объект труда имеют разные строение и функционирование. Именно поэтому они могут рассматриваться каждая в отдельности на нормативно-параметрическом, морфологическом (структурном) и функциональном уровне анализа, но использование его результатов в интересах решения практических задач требует сопоставления, синтеза профессионально значимых (с позиций субъекта и объекта труда) связей и зависимостей. Рассматривая профессиональную деятельность с позиций системного подхода как сложный многопризнаковый объект, очень важно учитывать следующие положения профессиографии: каждый элемент системного объекта описывается с учетом его «места» в целом; исследование системы неотделимо от условий ее существования; для системного объекта характерна целесообразность поведения, поэтому причинно-следственный анализ не всегда оказывается достаточным. В целом системная методология обеспечивает определенную ориентацию в изучении системного объекта, так как направляет на исследование разнообразных характеристик профессиональной деятельности в их взаимосвязях с учетом условий их функционирования. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |