v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгПсихологияПрактикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодностиВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава 5 Методы профессиональной ориентации 5.1. Профессиональная ориентация в системе формирования субъекта трудаЗначение профессиональной ориентации молодежи и периодической переориентации людей зрелого возраста на этапах профессионального пути определяется ее ролью в научно-практическом управлении социальными процессами в обществе и, в частности, необходимостью соотнесения и удовлетворения потребности государства в трудовых ресурсах, в подготовке специалистов определенного профиля и индивидуальных интересов, профессиональной направленности и способностей конкретного человека. Кроме того, возможное несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами человека создает неудовлетворенность трудом, препятствует развитию личности, вызывает текучесть рабочей силы и ряд других нежелательных эффектов. На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие уточнения дальнейшего направления его самоопределения, выбора новых профессиональных целей. Огромное количество профессий и специальностей, исчисляемое многими десятками тысяч, отсутствие необходимых знаний о содержании труда в этом необозримом мире профессий, трудности самооценки каждым человеком своих личных качеств и тем более сопоставление их с требованиями профессий к человеку делают задачу правильного выбора профессии, разумного построения своего трудового пути для подавляющего большинства фактически непосильной, а во многих случаях личные профессиональные планы становятся недостаточно обоснованными. Хорошо известны последствия такого положения — отсутствие интереса к труду, смена профессии, утрата веры в свои силы. Многообразие и неопределенность возможных исходов из нестандартных ситуаций жизненного и профессионального пути обусловливают желательность или даже необходимость заранее предвосхитить всю трудовую жизнь человека. Именно этим обстоятельством определяется личная значимость правильного выбора профессии. Часто употребляемое выражение «выбор профессии», как бы указывающий на некий одномоментный акт, маскирует два важных обстоятельства. Первое — каждый отдельный выбор на профессиональном пути является обязательно процессом, то есть цепочкой взаимосвязанных этапов (ориентировка в обстановке, перебор и оценка возможных вариантов дальнейших действий и их последствий, формулировка и обоснование того или иного решения и т. д.). Второе - неизбежность многих выборов на многолетнем жизненном и профессиональном пути, и именно поэтому данная ситуация характерна не только для молодежи, но и для людей в зрелом возрасте. Как отмечает С.А. Боровикова [3], психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения - первый этап — с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ним поведения. Второй этап — подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями. Третий этап — подростковый и большая часть юношеского возраста — предварительный выбор профессии, когда разные виды профессиональной деятельности «сортируются» и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей подростка. И наконец, четвертый этап — практическое принятие решения, включающее определение уровня квалификации, объема и уровня подготовки и, в конечном итоге, выбора профессии или специальности. Выбор профессии является одним из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека, которое зависит от индивидуально значимой совокупности факторов. Среди объективно существующих факторов можно выделить потребности общества в тех или иных специалистах, характер социального окружения (родители, учителя, сверстники и т. п.), информация о мире профессий и т. д. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины [5]. Среди основных, личностных факторов, определяющих процесс выбора профессии, обычно выделяют следующие: а) познавательные, профессиональные интересы и склонности; б) общие и профессиональные способности как психологические механизмы, определяющие уровень успешности в какой-либо деятельности; в) темпераментальные (нейродинамические) особенности; г) характерологические черты; д) общетрудовая и профессиональная мотивация; е) эмоционально-волевые особенности. Кроме того, на выбор профессии могут оказывать влияние и такие объективные факторы, как уровень общеобразовательной подготовленности, состояние здоровья, информированность о мире профессий, социальное окружение и т. д. Интересы считаются одним из самых значимых мотивов выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других. Интересы по своему содержанию и степени выраженности являются довольно динамичной характеристикой личности, подвержены частой смене. На базе познавательных интересов формируются интересы к профессии, к определенному виду труда, которые, однако, требуют проверки в конкретной деятельности, что на практике подчас затруднено. Способности являются психологической основой определения пригодности к профессиональной деятельности, к конкретному ее виду или к определенному типу профессий. Уровень требований к состоянию тех или иных способностей для освоения и реализации конкретной деятельности различается в зависимости от ее особенностей. К.М. Гуревич выделил три типа профессий: I тип, когда каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективной деятельности; II тип, когда далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности; III тип, когда требуется достижение высшего мастерства за счет мобилизации и проявления высокого уровня личностных качеств. Среди психологических характеристик, оказывающих существенное влияние на выбор профессии, существенную роль играет уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей, сформированность механизмов психической саморегуляции, степень общей активности личности и т. д. [3]. В процессе развития человека как субъекта труда формируются и проявляются его способности к построению жизненных планов, которые являются психическими регуляторами поведения. Одной из форм таких планов выступают личные профессиональные планы, которые, по мнению Е.А. Климова, у молодежи можно рассматривать как субъективный регулятор профессионализации личности. Необходимость в оказании помощи молодежи в реализации этих планов, в управлении процессом профессионального самоопределения личности привела к созданию системы профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация представляет собой систему мероприятий по содействию человеку в выборе профессии и построению профессиональной карьеры на основе учета его желаний, интересов и склонностей, возможностей и способностей работать в избранном виде деятельности. Она обеспечивает научно-обоснованное управление процессом ознакомления с миром профессий, сознательное профессиональное самоопределение человека в целях удовлетворения его личных потребностей, самореализации в труде и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов с учетом социально-экономической и демографической ситуации в стране. Целями функционирования системы профессиональной ориентации являются: 1) формирование у молодежи социально-значимых внутренних регуляторов активности (поведения) в связи с выбором профессии и планированием перспектив профессионального пути; 2) создание условий для социальноценной активности в профессиональном самоопределении; 3) оказание помощи молодежи в адекватном выборе профессии; 4) распределение молодежи по профессиям, наиболее соответствующим интересам, склонностям, способностям, первичной трудовой и социальной подготовленности каждого человека; 5) психологическая подготовка и адаптация молодежи к профессиональному обучению и последующей трудовой деятельности. Профессиональная ориентация реализует ряд личных и общественных функций: социальную — усвоение человеком (прежде всего детьми и молодежью) определенной системы социальных норм и ценностей (общественных, профессиональных, межличностных), знаний, навыков и умений, необходимых для успешного обучения и выполнения профессиональной деятельности; психолого-педагогическую — выявление и формирование интересов, склонностей, способностей, личностных особенностей человека в интересах адекватного выбора профессии, оценки уровня профессиональной пригодности к конкретной деятельности, психологического обеспечения профессиональной подготовки, адаптации к труду и т. д.; экономическую — улучшение качественного состава работников (по критериям профессионального, психологического, социального характера), повышение удовлетворенности трудом, снижение текучести кадров, увеличение профессиональной активности работников, их заинтересованности в содержании и результатах труда; медико-физиологическую — выявление ограничений в состоянии здоровья и развитии физиологических и психофизиологических функций и качеств, важных для обеспечения определенной деятельности, и коррекция профессиональных планов в соответствии с функциональными возможностями конкретного человека. Профессиональная ориентация основана на системе мероприятий по разработке научно-методических рекомендаций по выбору профессии и их осуществлению в практической работе. Структура этих мероприятий включает ряд компонентов или направлений, по которым развивается и реализуется эта система. Исходным направлением является психологическое (физиологическое, гигиеническое) изучение профессий, анализ особенностей различных видов профессиональной деятельности в целях составления их профессиограмм и психограмм, определения требований профессий к состоянию значимых для деятельности функций и качеств человека, классификации профессий и создания справочника профессий для психолога-консультанта и практического психолога учебных заведений и предприятий. Существенное влияние на профориентационную работу на ее действенность, эффективность оказывают результаты работы с детьми и подростками по их трудовому воспитанию и обучению, направленной на выявление и развитие интереса и способностей к труду, формирование общетрудовой мотивации, системы трудовых ценностей и ориентации и многих других качеств и знаний, которые позволяют наилучшим образом подготовиться к принятию решения о выборе профессии. Для ориентации в мире профессий существенное значение имеют мероприятия по профессиональному просвещению. Это направление, включающее в себя профессиональную информацию, пропаганду и агитацию, предусматривает формирование знаний о мире профессий, о социально-экономических, психологических, медико-физиологических, санитарно-гигиенических и других особенностях конкретных видов деятельности и способах и условиях овладения профессией и т. п. с целью зарождения и становления профессионального интереса и пробуждения склонности к той или иной сфере деятельности. Особую важность приобретают достоверность и полнота профессиональной информации. Кроме этого в задачи профессионального просвещения должно входить формирование у субъекта выбора умения оперировать информацией о мире профессий, учитывать условия правильного выбора профессии и осознавать различные аспекты ситуации выбора. Результатом деятельности системы профессионального просвещения должны стать мотивированные профессиональные намерения субъекта, отражающие как социально-экономические потребности общества, так и его индивидуальные склонности. Наиболее активное психологическое обеспечение профориентационной работы проводится на этапе профессиональной консультации. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |