v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгПсихологияПрактикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодностиВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
5.3. Методики психологического обследования при профконсультированииРазработка процедуры психологического консультирования в целях профессиональной ориентации направлена прежде всего на обоснование комплекса методических приемов изучения состояния устойчивых свойств личности, профессиональных способностей и мотивационной направленности, а также на определение круга интересов и склонностей конкретного человека, которые являются основой для выработки решения о предпочтительной сфере профессиональной деятельности. Каждая профессия (группа профессий) или вид трудовой деятельности предъявляют к психике человека своеобразные, подчас специфические требования, которые, в частности, обусловливают необходимый для успешного обучения или реальной деятельности набор профессионально важных качеств, их устойчивость к воздействию факторов деятельности, адаптивность и компенсируемость в этих условиях, характера взаимосвязи свойств личности и специальных способностей, особенно по мере развития личности профессионала и изменения профессиональных требований [2]. Определенный склад личности, степень развития компонентов ее структуры предопределяют предпочтительную сферу будущей деятельности. В частности, результат применения интеллектуальных тестов в значительной степени влияет на выбор профессии, если отмечается явное преобладание того или иного стиля интеллектуальной деятельности, особенно при средних и заниженных результатах [18]. Высокий интеллект расширяет сферу выбора, и тогда проф-консультант должен больше ориентироваться на эмоционально-динамические характеристики, преобладающие личностные тенденции. При невысоком интеллекте спектр предпочтительного вида деятельности в большей степени направляется на выбор рабочего места, должности, соответствующей личностным возможностям и опыту, чем на профессию, требующую специальных знаний и способностей. Эмоционально-лабильная личность, обладающая артистичностью, высокой коммуникабельностью, легкой вживаемостью в разные социальные роли, при достаточно высоком интеллекте может выбирать себе профессию среди таких, как журналистика, а также дипломатическую, театрально-артистическую, педагогическую деятельность и другие; если же интеллект недостаточно высок, но с преобладанием наглядно-образного мышления, то человеку следует рекомендовать работу воспитателя в детском саду или в начальных классах школы, секретарскую работу, сферу обслуживания и т. п. Сильный тип личности, акцентуированный по спонтанному, экспансивному, неконформному и эксплозивному («взрывному») варианту, при высоком интеллекте практически в любом виде профессиональной занятости стремится к независимой позиции, к лидерству, к реализации организаторских функций. Высокая двигательная и поисковая активность часто определяет тягу человека к путешествиям, перемене мест, к вождению разных видов транспорта, к видам деятельности с избеганием однообразия. Зависимая позиция, вынужденное подчинение для личностей данного типа опасна — их лучше адаптировать к работам, не связанным с жесткой иерархией. Лица с преобладанием формально-логического мышления при высоком интеллекте имеют возможность широкого выбора профессий, связанных с преобразованием информации, практичностью целей, устойчивостью интересов (инженеры, экономисты, статистика). Сенситивные, тревожно-мнительные, пессимистичные и интровертирован-ные личности с преобладанием вербального интеллекта при хороших интеллектуальных возможностях могут выбирать из широкого спектра профессий преимущественно гуманитарной направленности (история, литература, философия и т.д.). При невысоком интеллекте, преобладании вербального стиля мышления и тех же индивидуально-типологических свойствах можно рекомендовать трудоустройство в сфере канцелярской, служебно-исполнительской деятельности — их терпимость, деликатность, совестливость, исполнительность, честность являются необходимыми чертами личности в работе по уходу за больными, выдаче книг и т. д. В каждом конкретном случае данные психодиагностического обследования должны рассматриваться в совокупности всех имеющихся сведений о человеке (успехи в учебе, интересы и увлечения, семейная ситуация и т. д.). Для получения психодиагностической информации в целях решения задачи профессиональной ориентации используется комплекс методов, включающий профконсультацион-ную беседу, анкетирование, методики (тесты, опросники) психологического обследования, активизирующие (в том числе игровые) методы. Основным методом индивидуальной профконсультации является беседа, цель которой заключается в оказании помощи оптанту в формировании осознанного решения о профессиональном выборе и определении путей его достижения. Один из вариантов методики конструирования вопросов и проведения профконсультационной беседы изложен И.А. Волошиным с соавт. в Справочнике начинающего профконсультанта [4]. Предложенный авторами сценарий беседы включает следующие этапы: 1) знакомство с оптантами — установление контакта с клиентом, создание атмосферы доверия и взаимопонимания; 2) вступление в профессиональное общение — определение продолжительности встречи, ожидаемых результатов, принципов общения; 3) выявление потребностей и запроса оптанта — выявление обстоятельств жизни, содержания и причин постановки проблемы обращения к проконсультанту. Для проведения профконсультационной беседы особенно важно правильно сформулировать вопросы, что позволит получить необходимую информацию от клиента, направлять ход беседы в нужное «русло», удерживать инициативу в диалоге, активизировать клиента, позволить ему выговориться и раскрыться. Вопросы должны быть понятны клиенту, иметь ясную формулировку, не нести чрезмерной эмоциональной нагрузки, не отражать мнение, установки, пристрастия консультанта, не определять своей конструкцией очевидный ответ и т. д. В зависимости от цели постановки они подразделяются на содержательные, раскрывающие сущность проблемы клиента, и функциональные, позволяющие профконсультанту управлять процессом беседы, — это вопросы «контактные» (для установления контакта с собеседником), «психологические» (для снятия напряжения, облегчения перехода от одной темы к другой), «контрольные» (для проверки достоверности ответов), «уточняющие» (типа «Почему?»...). По форме конструирования выделяют закрытые и открытые вопросы. В первом случае клиенту предлагается один или несколько возможных ответов, во втором — на вопрос не предусматриваются возможные варианты ответов. Кроме того, вопросы разделяются на прямые (непосредственная постановка) и косвенные (опосредованное выяснение личных, интимных сторон жизни, форм поведения клиента). Для выявления запроса оптанта следует учитывать, что любое обращение к профконсультанту, как правило, имеет две стороны. Одна, «внешняя» сторона запроса, отражает, как сам клиент формулирует свою проблему и свои ожидания от консультации. Запрос обычно определяется в виде мотивов профессионального самоопределения, выбора направления обучения, получения помощи в реализации профессиональных планов и преодолении затруднений. «Внутренняя» сторона запроса отражает психологическое содержание, стоящее за обращением к профконсультанту, причем она может не осознаваться самим клиентом, и ее выявление является задачей консультанта, а формулируется она в виде мотивов эмоциональной поддержки и сочувствия, преодоления повышенной тревоги, преодоления пониженной самооценки, подтверждения принятого решения и т. д. В соответствии с интересами и склонностями оптанта, выявленными в процессе беседы, производится предварительное определение предпочтительной сферы профессиональной деятельности и профессии, которое уточняется в ходе его психодиагностического обследования. Цель психологического обследования — определение уровня интеллектуального развития оптанта, его мотивационной и эмоционально-волевой сферы, специальных способностей, свойств характера, темперамента. Применяя психодиагностические методы, профконсультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности в получении психологической информации. В профконсультировании основным предметом диагностики являются индивидуально-психологические особенности оптанта, обеспечивающие его профессиональную пригодность. Путем сравнения результатов оценки этих особенностей с требованиями конкретной профессиональной деятельности профконсультант может обосновать рекомендации по выбору профессии, скорректировать профессиональный выбор (в случае явного расхождения индивидуальных особенностей и требований профессии) или дать рекомендации по развитию и коррекции необходимых для конкретной профессии психологических качеств. Для изучения склонностей, профессиональных интересов, мотивов выбора профессии рекомендуется использовать следующие методики, изложенные в разделе III настоящего Практикума: «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова (9.4)', «Определение предпочтительного типа будущей профессии» (9.3), «Сфера профессиональных предпочтений учащихся - опросник Йовайши» (9.5), «Ориентационная анкета» (9.1), «Профессиональная мотивация учащихся» (9.6), «Оценка уровня притязаний (структура мотивации)» (9.7), «Анкета интересов» (9.10), «Опросник Дж. Холланда» (9.11), «Определение профессиональной готовности ОПГ» (9.15), «Исследование уровня субъективного контроля - УСК» (9.14). Целесообразно также применение анкеты «Ваша будущая профессия» (Л.Н.Лучко), опросника «Направленность личности» (В. Смекала, М. Кучера), изложенных в Справочнике начинающего профконсультанта [4]. Изучение свойств личности, темперамента, характера, интеллектуальных способностей и психических состояний может проводиться с помощью методик: «Тест Кэттелла -(16 PF-опросник)» (7.11), «Опросник К. Леонгарда— Г. Шмишека» (7.3), «Шкала оценки уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина (7.5), «Индивидуально-типологический опросник - ИТО» (7.10), «Диагностика агрессии» (7.8), «Стандартизированный метод исследования личности — СМИЛ» (7.12), «Тест-опросник Г. Айзенка — Eysencu Personality Inventory (EPI)» (8.1), «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)» (8.4), «Свойства характера — опросник самооценки Т. Лири» (10.1), «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (TSI)» (11.1), «Школьный тест умственного развития - ШТУР» (11.3), «Анкета «Прогноз» (12.3). Для оценки общих и специальных (профессиональных) способностей используются как некоторые из перечисленных выше, так и тесты на изучение познавательных процессов — «Шкалы приборов» (1.1), «Память на числа» (3.1), «Заучивание пятнадцати слов» (3.3), «Выявление слов» (4.2), «Отыскивание чисел с переключением» (4.3), «Корректурная проба» (4.5), «Сложение чисел с переключением» (5.1), «Установление закономерностей» (5.2), «Сложные аналогии» (5.4), «Числовые ряды» (5.5), «Ассоциативный эксперимент» (5.7) и другие. Методы активизирующего воздействия на клиента в целях преодоления трудностей его личностного и профессионального самоопределения, решение внутриличностных проблем в процессе подготовки к выбору профессии получили признание в системе профориентации относительно недавно. К настоящему времени накоплен положительный опыт их использования, разработан комплекс специализированных упражнений и игровых программ. Н.С. Пряжниковым [13—16] предложены: 1) игровые профориентационные упражнения («Спящий город», «Подарок», «Человек-профессия» и др.), направленные на создание непринужденной и доброжелательной атмосферы работы со старшеклассниками (и взрослыми) и моделирование отдельных элементов профессионального и личностного самоопределения; 2) активизирующие опросники («Личная профессиональная перспектива», «За и против», «Будь готов!», «Схема альтернативного выбора»), позволяющие стимулировать размышления клиента о собственных перспективах самоопределения, о мотивах выбора тех или иных профессий, а также повысить уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда; 3) ценностно-нравственные активизирующие опросники («Сейчас и потом», «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия», «Самооценка нравственности, гражданственность» и др.), предназначенные помочь осознать необходимость начала реализации своих замыслов, понять ценность честного труда и справедливого распределения благ между коллегами, составить свои представления о порядочности, о престижности тех или иных профессий, а также сформировать умения соотносить свои возможности с определенными целями и достижениями; 4) бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения («Комплимент», «Болван», «Торг», «Такой-сякой» и др.), направленные на формирование умения соотносить различные качества человека с разными профессиями, осуществлять выбор ценностей, определяющих смысл жизни и счастья человека, моделировать особенности предпринимательской деятельности и взаимоотношения между компаньонами и т. д. Получили также развитие технологии групповой работы с оптантами, психологический тренинг по развитию самосознания старшеклассников. Анализ тренинговых технологий и примеры различных упражнений приведены в научно-методическом пособии «Психологическое сопровождение выбора профессии» под редакцией Л.М. Митиной [17]. Конкретный объем методов психодиагностики, рекомендованных для целей профессиональной консультации, определяется организационными возможностями процедуры, индивидуальными показаниями для обследования, методическим обеспечением профконсультанта и степенью его профессиональной подготовленности. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |