v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгПсихологияПрактикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодностиВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
7.1. Межличностные отношения и профессиональная пригодностьОдной из центральных проблем психологии является проблема общения, то есть процесс взаимодействия двух и более лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию совместной деятельности [21]. В общении как в процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, поведенческих актов происходят обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности. От степени успешности реализации указанных функций, способности и умения их сформировать и проявить зависит, в известной степени, и уровень пригодности человека к эффективному общению в профессиональной деятельности. В отечественной психологии положение о связи общения с деятельностью является одним из ведущих методологических принципов раскрытия взаимосвязи между ними [6]. Исходя из этого принципа, общение понимается как реальность человеческих отношений, которая предполагает любые ее виды как специфические формы совместной деятельности людей. Из анализа категории общения следует, что оно является сложным, многоуровневым социальным явлением. Первый уровень — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни и изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на психическое развитие индивида и с учетом его взаимосвязей с другими людьми и социальными группами. Второй уровень — мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения. Третий уровень — микроуровень: главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения участников взаимодействия (не только отдельные акты общения, но и их взаимосвязь между партнерами — содействие или противодействие). Функции общения многообразны в связи с большим диапазоном задач и ролей, которые оно выполняет в социальной жизни человека. Б.Ф. Ломов выделил три функции общения: 1) информационно-коммуникативная — обмен информацией между взаимодействующими индивидами, особенности которого определяются активностью субъектов общения, взаимодействием мыслей, чувств и поведения партнеров, необходимостью единой или сходной системы представления сообщений; 2) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) — регуляция поведения и непосредственная организация совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия, с которыми связаны такие явления, как совместимость людей, подражание, внушение, убеждение, а также превращение группы в совокупного (коллективного) субъекта деятельности; 3) аффективно-коммуникативная — регуляция эмоциональной сферы человека. В других классификациях Функций общения дополнительно выделяются и такие, как организация совместной деятельности, познание людьми ДРУГ друга, формирование и развитие межличностных отношений и другие. Индивидуальные особенности развития и проявления перечисленных функций общения, характер субъективного отражения содержания и значимости предмета общения, их трансформация в процессе профессионализации личности и Другие функциональные детерминанты общения выступают как профессионально важные факторы пригодности субъекта к совместной деятельности. Процесс взаимодействия людей, их общения формирует межличностные отношения, содержание, динамика, направленность которых определяют степень пригодности человека к выполнению задач конкретной совместной деятельности. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности [12]. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными, и в них наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности личности. В проявлениях межличностных отношений выделяют три компонента: а) когнитивный (гностический, информационный) — отражающий осознание того, что нравится или не нравится субъекту в этих отношениях; б) аффективный — выражающийся в различных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними (эмоциональные состояния, конфликтность, чувство удовлетворенности и т. п.), которые изменяются в пределах от позитивных, сближающих до индифферентных и негативных, разделяющих; в) поведенческий — реализующийся в конкретных действиях (при положительных отношениях — поведение доброжелательное, направленное на оказание помощи и продуктивное сотрудничество, при негативных — общение будет затруднено). Межличностные отношения не существуют вне конкретных особенностей (структуры, цели и т. п.) той или иной организации, но регулируются они в большей степени личными особенностями взаимодействующих людей. Их взаимосвязь может быть непосредственной или опосредованной и всегда сопровождается чувством удовлетворенности — неудовлетворенности друг другом. При этом если когнитивная взаимосвязь может не сопровождаться поведенческим взаимодействием, то эмоциональная взаимная зависимость — неотъемлемое условие любой связи (отношений) людей. При официальной организации отношений поведенческий компонент играет ведущую роль в регулировании межличностных отношений; при неофициальной организации основную регулирующую функцию выполняет эмоциональный компонент. Основными условиями (факторами), определяющими содержание межличностных отношений, являются: во-первых, дистанция или степень психологический близости партнеров; во-вторых, валентность или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная); в-третьих, позиция партнеров по взаимодействию (доминирование, зависимость, равенство); в-четвертых, степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, родственные и др.). Важная роль в формировании межличностных отношений принадлежит конкретным условиям, в которых люди общаются. Прежде всего, это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), характером ситуаций (обычная или экстремальная), этнической средой, материальными ресурсами и т. д. Межличностные отношения могут быть оценочными (восхищение и популярность) и действенными (связанными со взаимодействием). Они детерминированы не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и ее удовлетворением. Одним из главных механизмов формирования межличностных отношений является эмпатия — способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей, сочувствовать, сопереживать им. Регулятором устойчивости, глубины, интимности межличностных отношений является взаимная привлекательность партнеров. Восприятие и понимание людьми друг друга, их поведение могут иметь широкий диапазон вариаций, но состояние удовлетворенности—неудовлетворенности является основным критерием оценки межличностных отношений. Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики. В частности, обнаружены взаимосвязи между способностями человека и его поведением в малой группе: лица, имеющие более высокие показатели по тестам интеллекта, обычно наиболее уважаемы сверстниками, имеют более высокий социометрический статус; лидерами в малой группе, как правило, становятся люди, имеющие более высокий интеллект, чем большинство членов группы, но слишком высокая разница (свыше 30 ед. IQ) снижает вероятность доминирующего положения. Черты личности, влияющие на поведение человека в группе, довольно многообразны, — к основным из них относятся социальная чувствительность, добросовестность, межличностная ориентация, социальная и профессиональная надежность, эмоциональная устойчивость и другие [19]. Социометрический статус является одним из самых существенных параметров положения человека в группе. Установлено, что на положение человека в группе влияют, прежде всего, приятный и аккуратный внешний вид, умственная одаренность и успехи в профессиональной деятельности; позитивно влияют такие проявления экстравертированности личности, как эмоциональная экспансивность, общительность, и негативно — интровертированность и явно выраженный нейротизм. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, а также выбирать соответствующий стиль отношений и корректировать его в случае необходимости. Изучение взаимосвязи межличностных отношений и эффективности групповой (совместной) деятельности показало, что ее характер зависит от уровня развития трудового коллектива. В высоко развитом коллективе выявлена положительная связь между коммуникативностью членов коллектива и успешностью их совместной работы, в среднеразвитых коллективах значимая связь между интенсивностью общения и групповой эффективностью отсутствует, а в слаборазвитых коллективах эта связь отрицательная. С позиций теории деятельностного опосредования межличностных отношений, рассматривающей их закономерности в совместной деятельности, определено, что эта деятельность, во-первых, порождает межличностные отношения ее участников; во-вторых, является средством, орудием преобразования межличностных отношений; в-третьих, реализация межличностных отношений в ходе совместной деятельности представляет собой движущую силу развития социальной группы. Межличностные отношения, складывающиеся в трудовом коллективе, влияют на мотивы, цели, особенности планирования, реализации и другие компоненты совместной деятельности и определяют ее важнейшие внутренние факторы, такие как сотрудничество (взаимное содействие), соперничество (соревнование), подражание, внушение, эмоциональное взаимодействие. Таким образом, согласно современным представлениям, социально-психологический феномен межличностных отношений оказывает существенное влияние на индивидуальную и особенно совместную деятельность, их состояние и степень развития определяются психологическими, социальными и профессиональными факторами; и, наконец, профессиональная пригодность субъекта труда обусловливается теми индивидуально-психологическими особенностями его личности, которые формируют и отражаются в характеристиках межличностных отношений. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |