v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Психология: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности - 7.2. Психологические особенности совместной деятельности -"Электив"

Книги, главы из книг

Психология

Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

7.2. Психологические особенности совместной деятельности

Профессиональная деятельность человека все в большей степени приобретает совместный характер. Основными чертами совместной деятельности является наличие помимо индивидуальных также общих целей и мотивов труда, разделение задач и содержания трудового процесса на функционально связанные, взаимозависимые компоненты единой деятельности (совмещение индивидуальных деятельнос-тей), строгое согласование, координация индивидуальных деятельностей и необходимость управления совместной деятельностью, наличие единого пространственно-временного функционирования участников этой деятельности и т.д. [20,21].

Существует различные виды совместной деятельности. Л.И. Уманский [22] выделяет три ее модели:

Группа имеет общее задание, но каждый член группы делает свою часть общей работы независимо друг от друга. Эта модель контактной группы условно обозначается как совместно-индивидуальная; она характерна как для некоторых видов ручного труда, так и для современных высокотехнологичных производств. Для участников таких групп характерна высокая инициативность, ориентация на результат и индивидуальные достижения.

Общая задача совместной деятельности выполняется последовательно каждым членом группы (совместно-последовательная деятельность), что свойственно для конвейерного, поточного производства. Для членов организации с таким типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, строгое соблюдение инструкций, деловая зависимость производительности и качества труда от результатов деятельности других членов группы.

Общая задача выполняется при непосредственном, одновременном взаимодействии членов группы между собой (совместно-взаимодействующая деятельность). Она характерна для многих видов монтажных работ, при групповом обсуждении, в командных спортивных играх. Для членов подобных групп свойственна высокая ориентация на коллективные цели, нормы и ценности, приверженность группе и авторитету лидера.

Для обозначения различных способов взаимодействия участников совместной деятельности используется понятие типа ее организации, который (тип) отражает особенности руководства- подчинения членов группы, распределение организационной власти, наличие или отсутствие технологической (функциональной) зависимости между исполнителями, отношение к общим средствам производства, характер целей членов группы (их общность или аналогичность), формы оплаты труда и т. д. Выделены два типа организации совместной деятельности — взаимосвязанный и взаимозависимый, которые различаются по характеру взаимодействия и взаимозависимости членов группы и, в свою очередь, определяют особенности такого свойства, как психологическая совместимость членов группы.

Психологический тип совместной деятельности образуется ведущими, доминирующими видами связей членов группы, на основе которых и происходит фактическое формирование коллективного субъекта деятельности. По видам ведущих связей в образовании коллективного субъекта можно выделить следующие типы совместной деятельности:

«технологический» — представляет собой технологическую «цепочку», которая образуется из нескольких функциональных подгрупп по 2-5 человек и характеризуется образованием коллективного субъекта на основе ведущей технологической взаимосвязанности и пространственно-временной зависимости, возникающих в результате пооперационного разделения производства конечного продукта и распределения операций между подгруппами участников совместной деятельности;

«функциональный» — образуется на основе функциональной взаимосвязанности членов группы, возникающей в результате объединения индивидуальных деятельностей и при отсутствии жестко задаваемой технологии производства, что обусловливает возможность использования различных организаций труда (как индивидуальное выполнение, так и совместно-последовательное или совместно-взаимодействующее);

«экономический» — характерен для трудовых групп, члены которых пространственно объединены, но технологически слабо связаны друг с другом, а процессы интеграции группы в коллективный субъект осуществляются вне непосредственного выполнения практической деятельности (взаимодействие при групповой оценке индивидуальных дея-тельностей и распределении материального вознаграждения за труд);

«социально-психологический» — формируется в коллективах, работающих на сложном оборудовании в условиях профессиональной специализации и совместно-параллельной организации деятельности при осознании необходимости сохранения коллективной целостности (экономической и психологической);

«формально-организационный» — возникает только в условиях индивидуальной организации производства продукции, когда каждый работник закреплен за своим рабочим местом и несет ответственность за выполнение своей работы, а объединение в трудовой коллектив происходит на основе внешних организационных связей, идущих через руководителя.

Характер совместной деятельности и, в частности, ее эффективность в значительной степени определяются особенностями соотношения ее индивидуального и коллективного компонентов, которое зависит, главным образом, от уровня взаимосвязанности членов группы. Условно выделяются следующие уровни взаимосвязанности: 1) изолированность (физическая и социальная); 2) «концептуальная» взаимосвязанность (потребность в общении); 3) формальная взаимосвязанность (молчаливое присутствие других людей); 4) «взаимовлияние» (восприятие и поведение с учетом мнения и оценок других членов группы); 5) действенная взаимосвязанность (через средства реализации рабочих действий); 6) коллективистская взаимосвязанность.

О роли различных уровней взаимосвязанности в совместной деятельности свидетельствует, например, тот факт, что в присутствии других людей продуктивность деятельности повышается, примерно, у 40% работников и снижается у 25%. При сравнении групповой и индивидуальной форм работы установлено, что в группе возрастает качество наблюдательности у отдельных лиц, более взвешенно принимаются решения, эффективнее выявляются ошибки и их причины, надежнее осуществляются мнемические и психомоторные функции при групповой «мозговой атаке» решение конструкторских, технических задач более эффективно, но индивидуальное творчество особо одаренных индивидов может превосходить групповое творчество.

Сравнительный анализ индивидуального и группового выполнения деятельности в целом показывает, что преимущества и недостатки той или иной формы работы зависят как от содержания конкретной профессиональной деятельности, показателей и критериев ее оценки, так и от формы совместной деятельности и индивидуальных особенностей работников.

Краткий анализ некоторых социально-психологических характеристик совместной деятельности свидетельствует о том, что эффективность ее выполнения определяется уровнем профессиональной пригодности как отдельных ее исполнителей (специалистов), так и рабочим коллективом в целом. Различные формы и типы совместной деятельности предъявляют специфические требования к личности, к ее индивидуально-психологическим качествам в связи как с особенностями содержания конкретного труда, так и его организацией, характером межличностных отношений и взаимодействий и т. д. Одновременно и психологические особенности личности конкретного субъекта труда отражаются в характере формирования и развития трудовой группы, установлении социальных, эмоциональных, деловых связей между членами группы.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы