v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Психология: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности - 7.4. Методики изучения внутригрупповых межличностных отношений -"Электив"

Книги, главы из книг

Психология

Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

7.4. Методики изучения внутригрупповых межличностных отношений

Психологические (социально-психологические) факторы, характерные для трудовых групп (коллективов), в значительной степени определяют полноту и качество выполнения функций и задач совместной деятельности, в том числе и в результате влияния на психические состояния, уровень функционирования профессионально важных психологических качеств членов этих групп. Поэтому оценка психологического климата в группе (в формальной и неформальной структуре), психологической совместимости и сплоченности членов группы, форм межличностных отношений, предрасположенности к конфликтному поведению, особенностей личности руководителя, а также профессионально важных индивидуально-психологических качеств для совместной деятельности является необходимым условием для психологической экспертизы состояния трудовых коллективов, выявления причин развития в них конфликтов, нарушений в деятельности и в управлении, а также для решения задач комплектования рабочих групп, профессионального психологического отбора специалистов и т. д.

Методические приемы оценки внутригрупповых межличностных отношений, их подбор и использование должны соответствовать ряду принципиальных теоретических положений. Основным из них является, во-первых, принцип деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), который отражает положение о том, что трудовой коллектив реализует свою активность в совместной деятельности:

она имеет определенные формы организации (субординационно-координационные связи), уровни развития, содержание, то есть вид деятельности и тип групповой задачи;

деятельность группы рассматривается в конкретных социально-экономических условиях, в которых реализуются ее профессиональные, экономические, морально-правовые и другие функции и отношения;

группа рассматривается как совместный (коллективный) субъект деятельности, побуждаемый групповыми потребностями, мотивами, активность которого регулируется групповыми целями, ценностями, ролевыми ожиданиями и т. д.;

совместная деятельность понимается как главный, системообразующий, причинный фактор групповой динамики - развития групповой структуры, интеграции, дифференциации межличностных отношений.

Во-вторых, существует принцип системного подхода (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков, А.Л. Журавлев, Д.Н. За-валишина), в соответствии с которым:

- имеются специфические групповые образования (нормы, групповое мнение, групповое настроение и т. п.);

индивидуально-психологические и социальные особенности членов группы должны быть соотнесены с групповыми характеристиками деятельности;

особую роль выполняют интегрирующие группу факторы — руководство и лидерство;

социально-психологические явления в группе многомерны и многоуровенны (изучаются, как минимум, деятельностно-деловая и эмоциональная межличностная формы активности);

группа представляет собой открытую систему, на которую оказывают влияние факторы, характерные для общества, экологии, идеологии и т. д.;

все внутригрупповые социально-психологические феномены взаимозависимы и образуют систему регуляторов существования группы, процесс взаимодействия которых обеспечивает ее относительную устойчивость;

системный характер описания группы требует использования многих разнородных, но взаимосвязанных показателей (например, эффективность и надежность совместной деятельности, социально-психологическая устойчивость коллектива, организованность, мотивированность и структурированность группы, сверхнормативная активность коллектива и т. п.).

В-третьих, используется принцип развития группы, коллектива (Н.Н. Обозов, В.А. Петровский, Е.В. Шорохова) отражается в положениях о том, что:

развитие малой группы определяется развитием ее совместной деятельности, разрешением противоречий, возникающих в ее психологической структуре;

существует неравномерность развития основных сфер жизнедеятельности группы — межличностные отношения могут отставать, не соответствовать изменениям в содержании деятельности и наоборот;

развитие группы определяется наличием и отражением ее членами перспективных направлений изменения группы;

имеются специфические внедеятельностные детерминанты группового развития — внутригрупповое общение, межгрупповое взаимодействие, внешняя среда и т. п.;

проявляются регрессивные тенденции в развитии любой группы.

В соответствии с указанными принципами при изучении внутригрупповых межличностных отношений выделяется поуровневый и многомерный подход к анализу их структуры и содержания. Особенность поуровневого анализа состоит в выделении подсистем межличностных отношений, иерархически располагающихся в «пространстве» внутригруппового взаимодействия и общения (диады, микрогруппы, малые группы, исполнитель-руководитель и т. п.). Многомерный анализ предусматривает выделение и анализ таких групповых феноменов, как социометрические индексы, коммуникативные качества, структуры социальной власти и т. д.

Использование конкретных методических приемов изучения и оценки межличностных отношений и групповых феноменов основывается на данных об особенностях целей, задач, содержания совместной трудовой деятельности, профессиональных и социально-психологических требований к личности членов группы, а также на сведениях о диагностической ценности методик определения особенностей групповых процессов и индивидуально-психологических характеристик субъекта труда. Для этих целей возможно использование ряда методических приемов, изложенных в настоящем Практикуме, а также в ряде методических пособий, руководств, справочников [9, 10, 11, 13, 15, 17, 18идр.].

В частности, для изучения особенностей взаимодействия и межличностных отношений рекомендуется использовать методику «Диагностика межличностных отношений Т. Лири» (13.1.), предрасположенности к конфликтному поведению — «Тип поведения в конфликтной ситуации» (13.2.), социальное поведение людей в условиях групповой деятельности и социально-психологическая совместимость членов группы - «Социометрия» (13.9.). Для определения состояния психологического климата и уровня сплоченности в группе — «Изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе» (13.10.), «Определение индекса групповой сплоченности Сишора»(13.6.). Оценка поведения в реальной группе проводится с помощью методики «Q-сортировка» (13.5.). Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей; особенностей поведения и межличностного общения - «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей -КОС» (13.4.). Для изучения личности руководителя и стиля Руководства целесообразно использовать методику «Оценка психологических характеристик личности руководителя» (13.7.) и «Определение стиля руководства трудовым коллективом» (13.8.).

Для указанных целей можно также рекомендовать представленные в названных выше изданиях следующие методики, получившие широкую экспериментальную проверку: «Референтометрия» (исследование значимости, мнений и суждений членов группы, выявление референтных микрогрупп и их лидеров), «Попарные сравнения» (оценка уровня развития деловых и личностных качеств членов группы на основе взаимооценок), «Методика Дюке—Новицкого» (модельная психометрическая методика изучения межличностных отношений — группа оценивает личность, и личность оценивает группу), «Цветовой тест отношений» (изучение эмоциональных отношений человека к значимым для него объектам), а также изложенные в работах [9] и [10]: «Методика совместимости личности и группы» (СЕ. Поддубный), «Методика экспертной оценки эффективности руководства коллективом» (А.Л. Журавлев), «Методика функционального моделирования совместной деятельности» (В.П. Казмиренко), «Методика диагностики ролевого конфликта в деятельности руководителя первичного производственного коллектива» (СИ. Ерина), «Методика оценки социально-психологического климата в бригаде» (Е.Н. Резников), «Методика прогнозирования межличностных конфликтов в условиях совместной деятельности» (А.Н. Лебедев).

Высокое значение индивидуально-психологических особенностей личности членов трудовых групп в формировании внутригрупповых отношений и взаимодействий, психологической совместимости и других групповых процессов определяет необходимость использования комплекса методов психодиагностики личности. Для этой цели могут быть рекомендованы личностные опросники «Стандартизированный метод исследования личности - СМИЛ» (7.12.), «Опросник Кэттелла» (7.П.), «Личностный дифференциал» (7.1.), «Шкала оценки уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (7.5.), «Опросник К.Леонгарда—Г. Шмишека» (7.3.), «Диагностика агрессии» (7.8.), «Измерение ригидности» (7.6.), «Тест Люшера» (7.9.), «Шкала самооценки личностной тревожности» Д. Тэйлора» (7.4.), «Тест-опросник Г Айзенка - Eysencu Personality Inventory (EPI)» (8.1.), «Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова», «Ориентационная анкета» (9.1.), «Оценка уровня притязаний (структура мотивации)» (9.7.), «Незаконченные предложения» (9.12.), «Свойства характера - опросник самооценки Т. Лири» (10.1.), Анкета «Прогноз» (12.3.).


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы