v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Термины, справочники, словариПсихологияГрупповая психокоррекцияВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Лидерство и руководство в психокоррекционной группеТермины «лидер», «руководитель» обозначают человека, руководящего группой и обладающего авторитетом для влияния на нее. В частности, в психокоррекционных группах предполагается, что квалификация, тренировка и опыт руководителя выше, чем других участников. В группе назначенный руководитель имеет большое влияние. Профессиональная обязанность руководителя — гарантировать благополучие каждого члена группы. Особенности руководства психокоррекционной группы: В любой эффективно взаимодействующей группе назначенный руководитель — не единственный человек, осуществляющий руководство. Руководство могут осуществлять активные члены группы, влияющие на других ради целей группы или личных целей участников. Когда среди членов группы выдвигаются лидеры, некоторые участники частично отказываются от личной автономии и прерогативы принятия решений, позволяя другим принимать решения за себя. Некоторые виды групп с самого начала осуществляют самоуправление и не имеют руководителя. Примером групп без руководителя, основанных на прочных ритуализированных традициях, являются «Анонимные алкоголики». Многие группы встреч организовывались без присутствия руководителя, которого иногда заменяли записанные упражнения и инструкции. В большинстве групп, начинающихся без назначенного руководителя, в ходе их развития появляется один или больше лидеров. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя руководство, решается с учетом ролевых потребностей группы, индивидуальных качеств кандидата в лидеры и восприятия другими участниками его соответствия групповым ролевым требованиям. Лидеры по сравнению с другими членами группы стремятся к проявлению большей активности. Стиль работы руководителя группы Необходимо подчеркнуть, что классификации стилей работы руководителя психокоррекционной группы выделяется достаточно много. Одни из них можно назвать универсальными (например «классическая» классификация К. Левина используется прежде всего в психологии малых групп, организационной психологии и психологии менеджмента), другие создаются применительно к специфике психокоррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них. К. Левин, Липпитт и Уайт (1939) провели классические исследования стилей руководства в малых группах. Они выделили авторитарный, демократичный и попустительский стили руководства и связали их с продуктивностью решения групповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом. Авторитарный руководитель определяет и направляет групповое поведение; дает задания, побуждает к действию, руководит дискуссией, является самым активным участникам группы. Демократичный руководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию; деятельность группы определяется коллективным разумом. Попустительствующий руководитель устраняется от руководства, отдает всю власть членам группы, занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора.
Таблица 3 Различия между тремя стилями руководства
Авторитарный Демократичный Попустительский
Все виды поведения определяются руководителем Поведение определяется групповой дискуссией при содействии руководителя Полная свобода индивидуальных и групповых решений при минимальном участии руководителя
Каждый шаг в деятельности группы директивно продиктован руководителем Групповые цели намечаются в ходе групповой дискуссии. Две (или более) альтернативные процедуры группового занятия часто предлагаются руководителем Материалы для групповых занятий предоставляются руководителем, хотя информация предлагается им только в ответ на запрос
Руководитель определяет индивидуальные задачи и партнеров для работы Определение задачи и выбор партнеров для ее решения — дело группы Руководитель устраняется от руководства
Руководитель «субъективно» хвалит или критикует отдельных участников, оставаясь в стороне от участия в групповом процессе Руководитель «объективно» хвалит и критикует участников, постоянно стараясь быть участником группы. Руководитель редко комментирует действия участников и не пытается оценивать или регулировать ход событий
Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, и чем попустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стиль руководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе. Большинство руководителей групп осуществляют стиль руководства, занимающий промежуточное между авторитарным и попустительским стилями место. В различных исследованиях было показано, что группы как жестко структурированные, контролируемые руководителем, так и слабо структурированные были по измеренным результатам малоэффективны. Однако авторитарное руководство может быть более необходимым, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс, динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит . При этом необходимо подчеркнуть, что в гибких эффективных группах стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и различных ситуаций, возникающих в группах. К. Рудестам, ссылаясь на исследования И. Ялома и М. Либермана, отмечает, что можно выделить различные типы лидеров психокоррекционной группы. 1. «Агрессивный лидер». Это руководитель, навязывающийсвое мнение, склонный к конфронтации, требовательный, но в то же время проявляющий заботу об участниках группы. Своипсихотерапевтические усилия он сосредоточивает на решениипроблем отдельных участников, а не группы в целом. Участнику предоставляется определенная схема для понимания себя имира. Руководитель этого типа является авторитарным, едино- - властным. Вместе с тем он не избегает открываться перед участниками группы. Это лидер харизматического типа. К этому типу были отнесены руководители групп гештальттерапии, психодрамы, роста личности. 2. «Любящий лидер». Это заботливый руководитель, принимающий во внимание потребности участников группы. Он дает участникам не только свою любовь, но и нужную информацию о том, как изменить себя, решить свои проблемы. Это «мудрый и заботливый отец». К этому типу были отнесены руководители Т-групп, марафонов, трансактного анализа. 3. «Социальный инженер». Он больше руководит работойгруппы как целого. Индивидуальные потребности участников,их межличностные отношения у него на втором плане. Руководитель этого типа редко противостоит группе, не слишком требователен; участниками оценивается как неавторитарный лидер. К этой категории были отнесены руководители Т-групп,групп «встреч» и психодрамы. «Невмешивающийся лидер». Он малоактивен, никогда не бывает в состоянии конфронтации с группой, ничего не требует от участников, не помогает им, вообще склонен держаться на большом расстоянии от участников. Руководитель этого типа участвует в действиях группы номинально. К этой категории были отнесены руководители психоаналитических групп и трансактного анализа. «Холодный и агрессивный лидер». Он менее агрессивен, чем руководитель первого типа, и отличается от него тем, что старается не оказывать влияния на ход работы группы, участникам оказывает минимальную помощь. В центре внимания руководителя этого типа — групповой процесс как целое. К этой категории были отнесены руководители групп роста личности. «Техник». Он предлагает группе множество разнообразных групповых упражнений и игр, постоянно контролирует ход работы группы и является авторитарным. К этой категории были отнесены руководители групп роста личности. Большинство исследований показало, что руководители групп различного типа неодинаково оцениваются с точки зрения потенциальной вредности их стиля для участников. Наибольший процент участников, отрицательно оценивших свой групповой опыт, был в группах, руководимых «агрессивными лидерами». Самыми «безопасными» оказались «любящие лидеры». А.А. Осипова отмечает, что наблюдение за работой групповых руководителей позволили исследователям классифицировать стили руководства группой и выделить четыре основных стиля: Эмоциональная стимуляция. Опека. Познавательная ориентация. Исполнительная функция. Эмоциональная стимуляция. Руководитель группы стимулирует проявление различных чувств, конфронтацию отдельных членов группы. Он участвует в происходящем как равноправный член группы: возбуждает остальных, проявляет нетерпение, раздражительность или теплоту и любовь. Опека. Руководитель поддерживает членов группы заботой и вниманием, обеспечивает эмоциональную поддержку. Он открыто выражает теплоту, вступает в специфические личные отношения с отдельными участниками группы. Познавательная ориентация. Руководитель вербализует чувства, которые испытывает клиент, объясняет смысл поведения конкретного человека или всей группы, интерпретирует переживания. Руководитель переводит чувства и поведение на обыкновенный язык. Исполнительная функция. Руководитель группы устанавливает правила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за временем, расспрашивает, предлагает, советует, решает. Он действует как режиссер, который по необходимости останавливает действие и сосредоточивает внимание на определенном поведении члена группы или всей группы. Руководитель держит группу в полном повиновении и использует собственное положение для достижения целей. В связи с тем, что стили поведения у разных тренеров по-разному комбинируются, в разной степени проявляются, исследователи создали следующую типологию руководителей групп: Опекуны заботятся о клиентах, обеспечивают познавательную ориентацию, советуют, как себя изменить. Стимуляторы осуществляют высокий уровень эмоционального стимулирования и средний или высокий уровень исполнительной функции. Социальные инженеры ориентированы на группу и занимаются отношением членов группы к ней самой, в своем поведении мало индивидуальны, проявляют умеренный уровень заботы и поддержки, интересуются скорее группой, чем индивидом. Личностно-нейтральные руководители постоянно сохраняют дистанцию, возбуждают агрессивным способом, эмоциональное стимулирование средней силы, слабая забота. Либеральные руководители — преобладает познавательная ориентация, достаточно низкий уровень проявления остальных трех стилей. Командиры — высшая степень проявления исполнительной функции, авторитарность, частое использование различных упражнений. Описанные типы руководителей групп приведены в порядке их эффективности для коррекционной работы. Первые три типа считаются эффективными, последние три — малоэффективными. Как подчеркивает А.А. Осипова, иногда руководитель группы постоянно придерживается выбранной им роли, иногда он меняет ее в процессе эволюции группы, например на начальном этапе руководитель занимает позицию комментатора и аналитика, а в дальнейшем, по мере созревания группы, переходит в позицию эксперта или аутентичной личности. Функции руководителя. К основным функциям руководителя можно отнести следующие: • . побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению информации и обратной связи, анализу групповых ситуаций и проблем отдельных клиентов и пр.; создание в группе атмосферы взаимного принятия, доверия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, способствующей самораскрытию участников; разработка и поддержание групповых норм, гибкость в выборе директивных или недирективных техник. При этом лучших результатов в коррекции достигают руководители, которые в большей степени ориентированы на опеку и эмоциональную поддержку, а затем уже на стимулирование и руководство. Средства воздействия, используемые руководителем. Условно средства воздействия можно разделить на две категории: вербальные и невербальные. Первые относительно легко поддаются регистрации и анализу; что же касается вторых, то их гораздо труднее выделить и классифицировать, хотя именно они во многом определяют климат и атмосферу занятия: к ним принадлежит мимика руководителя, его жестикуляция, интонации и т.д. Обозначенные средства воздействия предполагают определенный тип активности руководителя, который, в свою очередь, предполагает стимулирование клиентов к активности данного типа. Можно выделить основные аспекты деятельности руководителя, в рамках которых осуществляется воздействие на клиента (группу). Структурирование хода занятий. Сюда относятся все высказывания, которые вначале определяют его ход и программу, высказывания, направленные на ограничение непродуктивной активности, на ориентирование обсуждения в соответствующем направлении и пр. Сбор информации. Руководитель задает вопросы, поощряет высказывания пациентов и их вопросы. Интерпретация. Интерпретация может относиться как к актуальной ситуации, так и к прошлому пациента. Внутри этой категории можно выделить следующее: отражение эмоции (повторение высказываний пациентов, не выходя за пределы их явного содержания), классификация (извлечение из высказывания пациента того, что имеет существенное значение и содержится в высказывании неявным образом), конфронтация (сопоставление -отдельных высказываний с целью показать сходства, различия, противоречия), собственно интерпретация (постановка гипотез, которые могут прояснить причинно-следственные связи и истинный смысл того или иного события или поведения). Убеждение и переубеждение, которое может осуществляться как непосредственно, так и опосредованно. Предоставление информации. Постановка определенных заданий. Речь здесь может идти об использовании вспомогательных техник. Последовательное применение указанных приемов позволяет руководителю оптимально использовать психотерапевтический потенциал групповой динамики. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |