v2
Термины, справочники, словари для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Психология: Групповая психокоррекция - Генезис психокоррекционной группы -"Электив"

Термины, справочники, словари

Психология

Групповая психокоррекция

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Генезис психокоррекционной группы

В групповом процессе существуют определенные факторы, помогающие достижению целей терапии. Фактически все группы стремятся к продуцированию в групповых условиях эмоциональных конфликтов клиентов и к увеличению степени их открытости новому опыту.

Важными для развития любой группы оказываются три процесса: податливость, идентификация и присвоение.

Во-первых, члены группы податливы (подвержены) влиянию руководителя и других участников и включению в психокоррекционную работу.

Во-вторых, участники идентифицируются друг с другом и с руководителем группы. Идентификация происходит, когда участники стремятся к установлению желательных взаимоотношений в группе.

В-третьих, участники присваивают групповой опыт. Присвоение осуществляется через «корригирующие эмоциональные переживания», вытекающие из работы с эмоциональными проблемами участников и их решения.

В процессе достижения участниками индивидуальных и групповых целей психокоррекционная группа последовательно проходит определенные стадии развития.

Большинство соглашается с тем, что групповой процесс начинается со стадии зависимого и исследующего поведения и через разрешение внутригрупповых конфликтов приходит к сплоченности и эффективному решению проблем.

Такое описание группового процесса вытекает из теории межличностных отношений Уильяма Шутца. 1) На ранних стадиях развития группы участники испытывают стремление к включению в ситуацию: начинает формироваться чувство принадлежности к группе и возникает желание устанавливать отношения с другими участниками. 2) Позднее вперед выдвигается потребность в контроле: проявляется соперничество и стремление к власти, участники ведут борьбу за лидерство. 3) Наконец, на стадиях зрелости группы доминирует потребность в привязанности: участники устанавливают более тесную эмоциональную связь друг с другом, на первый план выступают вопросы привлекательности, партнерства, близости.

У. Беннис и Г. Шепард рассматривали влияние внутренней неопределенности, переживаемой участниками, на развитие психокорреционных групп.

• На ранних стадиях группового процесса участники склонны испытывать тревогу и стараются с помощью устанавливаемых правил добиться чувства большей психологической безопасности. Участники могут, испытав силу воздействия руководителей, или искать их одобрения, или ожидать от них советов, как себя вести. Чувства тревоги и зависимости особенно проявляются в неструктурированных группах, где руководитель не дает ясного определения целей и норм. Этот период в групповом процессе может быть преодолен путем принятия на себя лидерства участниками, наименее конфликтными в вопросах власти.

Следующий период характеризуется созданием в группе атмосферы непринужденного общения. Общительность маскирует тот факт, что основные проблемы и разногласия еще не нашли адекватного решения. На этой стадии наиболее важны потребности участников в близости. Одни участники ищут большей близости для понимания и решения групповых целей, другие устраняются от таких межличностных обязательств. Группа снова распадается на подгруппы — на этот раз из-за складывающейся зависимости друг от друга.

Финальную стадию группового процесса проходят те группы, участники которых близки, но способны сознавать свои отличия друг от друга; взаимоотношения в них полны значения, но не подавляют активности, разрешение конфликтов и достижение соглашения происходит на прочной разумной основе. Группа становится зрелой социальной системой.

С. Кратохвил выделяет 4 фазы группового развития.

Первая фаза (ориентация и зависимость). Происходит адаптация к новым людям и ориентация «Что мы будем делать?», «Как мне это поможет?» Группа встревоженна, неуверенна, зависима. Одни замыкаются на себе, другие рассказывают про свои заболевания, при этом все ждут информации и указаний от руководителя.

Вторая фаза (конфликты и протест). Появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределение ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угнетенные», «любимчики» и «нелюбимчики». Возникает недовольство как друг другом, так и руководителем. Недовольство руководителем группы может усиливаться если он отказывается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоционально-стрессовый накал достигает апогея: обсуждение участника превращается в «товарищеский суд», беседа с руководителем — в конфликт. (Если руководитель недостаточно опытен, группа может распасться.)

Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижается эмоциональная напряженность, уменьшается число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Появляется потребность в принадлежности к группе. Между членами зарождается взаимопонимание, искренность, интимность. Диалоги становятся откровенными и доверительными. У участников появляется чувство безопасности, уверенность в поддержке группы. Нормализуются отношения с руководителем группы.

Четвертая фаза (целенаправленная деятельность). Труп-' па становится рабочим коллективом, зрелой социальной системой. Она размышляет, советуется, принимает решения. Налаживается положительная обратная связь.

С точки зрения Г.В. Старшенбаума, течение группового процесса проходит через следующие фазы:

Фаза социализации: участники склонны говорить о погоде и т.п., сообразно испытываемым чувствам. Ведущий побуждает их к обсуждению более личных вопросов.

Недоверие к авторитетам: по мере повышения доверия участников друг к другу они начинают все эмоциональнее выражать свой гнев по отношению к внешним авторитетам, а затем и в адрес руководителя группы. Ведущий поощряет открытое и искреннее выражение отрицательных эмоций, испытываемых по отношению к нему.

Самораскрытие: убедившись, что в группе можно свободно выражать сильные эмоции, некоторые участники начинают раскрывать личные проблемы. Ведущий стимулирует обсуждение сходных проблем и у других членов группы.

Новые способы отношения друг к другу: большинство участников проявляют озабоченность благополучием других членов группы, начинают давать друг другу больше обратной связи. Ведущий помогает участникам учиться тому, как нужно адекватно давать и получать обратную связь.

Заключительная фаза: когда один из членов покидает группу или она завершает свою работу, многие участники, а также ведущий испытывают чувство потери и нуждаются в открытом выражении грусти. В этой ситуации важно также подытожить то, чему клиент научился в группе и что он может сделать за ее пределами.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы