v2
Термины, справочники, словари для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Психология: Групповая психокоррекция - Групповая дискуссия -"Электив"

Термины, справочники, словари

Психология

Групповая психокоррекция

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Групповая дискуссия

Как уже указывалось, групповая дискуссия является основным, опорным методом психокоррекции. Наряду с этим термином употребляются такие понятия, как свободная дискуссия, спонтанная дискуссия, неструктурированная дискуссия и пр. Все эти названия подчеркивают спонтанный, жестко не структурированный характер ведения группы, недирективность поведения психолога. Общая цель дискуссии — раскрытие или решение какой-либо проблемы — в каждом отдельном случае конкретизируется в комплексе более частных целей (задач):

сбор и упорядочение информации по обсуждаемой проблеме;

поиск альтернативных подходов, их обоснование;

выбор оптимальной альтернативы.

Существует большое количество разнообразных классификаций групповых дискуссий. Дискуссии могут быть классифицированы:

по цели: 1) информационные (нацеленные на сбор информации); 2) конфронтационные (нацеленные на формулировку противоположных точек зрения); 3) императивные (нацеленные на достижение общего согласия) (Г.В. Быков);

по результативности: 1) конструктивные и 2) неконструктивные (В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева);

по ведущей детерминанте: 1) вызванные противоречивой природой изучаемого объекта; 2) вызванные несовершенством старых и новых знаний (Б.М. Кедров);

по уровню организации: 1) структурированные (с заранее запланированной темой, фиксированным временем и порядком проведения); 2) неструктурированные (развивающиеся спонтанно и формально не ограниченные по времени).

• по наличию лидера: 1) дискуссии с явным лидером;2) дискуссии без лидера; 3) дискуссии с переменным лидерством.

Существуют различные точки зрения относительно предмета групповой дискуссии.

Так В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева на основании характера решаемых в группах задач выделяют следующие предметы дискуссии:

интеллектуальную задачу или организационно-управленческую проблему;

социальную, межличностную проблему;

личностную проблему.

Кроме этого, предметом могут быть случаи (казусы) из профессиональной практики — «баллинтовские группы», анализ ситуаций морального выбора для диагностики уровня нравственного развития.

В.Д. Карвасарский в качестве предмета групповой дискуссии выделяет:

биографию клиента;

определенную тему;

межличностное взаимодействие в группе (интеракции).

Таким образом, определяется три основных типа ориентации групповой дискуссии: биографическая, тематическая и интеракционная. В разных направлениях групповой психокоррекции эти ориентации имеют различный удельный вес. Однако в качестве ведущей практически всегда рассматривается интеракционная ориентация, поскольку именно она определяет специфику групповой психокоррекции как метода, основанного на использовании в лечебных, психотерапевтических целях групповой динамики, обеспечивая реализацию одного из важнейших факторов лечебного действия в рамках этого метода — обратной связи.

Интеракционная ориентация направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса.

Биографическая ориентация представляет собой обсуждение истории жизни пациента, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения на протяжении жизни.

Тематическая ориентация концентрирует внимание группы на актуальных для большинства участников группы темах.

Однако на практике активность группы бывает различной по своей направленности: в течение одного занятия могут затрагиваться как актуальные проблемы деятельности группы, отношений и взаимодействий в ней, так и темы, связанные либо с историей жизни отдельного клиента, либо с общими для всех проблемами и трудностями. Это означает, что в процессе одного занятия, как правило, можно наблюдать неоднократное изменение ориентации групповой динамики. Так, интеракционно-ориентированное вначале занятие (например обсуждение ролевой структуры группы и конкретных ролей и позиций ее участников) может в дальнейшем принять биографическую направленность с концентрацией внимания на одном из участников группы (например играющем в этой структуре важную роль). Привлечение биографического материала необходимо для того, чтобы показать клиенту повторяемость его реакции, способов поведения, характерных ролей, позиций, установок, конфликтов и помочь ему понять более глубокие причины собственного поведения. Точно ТЭК ЯС6 обсуждение биографии участника группы может привести в дальнейшем как к анализу его актуального поведения в группе, в групповых ситуациях, так и к концентрации внимания на общих темах, актуальных и важных для остальных участников группы. Таким образом, биографическая ориентация изменяется либо на интеракционную, либо на тематическую.

Б.Д. Карвасарский выделяет опорные точки групповой дискуссии, ее основные содержательные моменты. Это:

знакомство членов группы;

обсуждение ожиданий пациентов, их страхов и опасений, их переживаний в связи с началом работы группы и взаимодействия с другими ее участниками;

переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью, поведением психолога и тем, что происходит в группе;

нарастание сопротивления и агрессии в отношении психотерапевта, соотнесение этих переживаний с прошлым жизненным опытом, вскрытие истинных чувств к руководителю группы, их осознание, понимание их причин и переработка, выработка групповых норм в отношении психотерапевта;

вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью, отношения к авторитетам;

формирование адекватного отношения к болезни и лечению, активной мотивации к участию в работе группы;

выработка психотерапевтических групповых норм и групповой культуры, принятие ее'участниками группы;

доминирование интеракционной проблематики, анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельных клиентов — собственно «рабочая фаза» групповой психокоррекции, в ходе которой решаются ее основные задачи (коррекция отношений и установок, неадекватных реакций и форм поведения, закрепление и генерализация позитивных изменений), обсуждение результатов лечения, подведение итогов.

В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева делят групповую дискуссию на конструктивную и неконструктивную. Поведенческие проявления конструктивной дискуссии заключаются в следующем:

равноправие участников в плане высказывания своего мнения;

ощущение каждым демократической атмосферы;

активность каждого участника;

преимущественно альтруистические и аффилиативные реакции участников;

удовлетворенность от совместной работы и общения.

Для успешного и эффективного проведения групповой дискуссии необходимо введение специальных принципов, «норм общения». Задача ведущего дискуссии заключается в объяснении этих принципов и их неуклонном осуществлении.

Для того чтобы дискуссия была достаточно эффективной, необходимо с самого начала четко определить ее цель. Она может быть различной — от простого обмена мнениями по какому-либо вопросу до принятия и реализации сложного решения.

Дискуссия позволяет:

прояснить собственную позицию;

выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу и в результате обмена ими подвести к всестороннему видению предмета;

развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренное, преодолевая приверженность старым образцам, страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох и т.п.

Метод групповой дискуссии для принятия оптимальных решений особенно полезен при обсуждении вопросов, по которым не существует единого мнения и не может быть единственно правильной точки зрения. Смысл коллективного обсуждения таких вопросов состоит не в том, чтобы непременно прийти к их однозначному решению, а в том, чтобы уяснить суть вопроса и его возможные решения, оценить и взвесить их. Главное же в дискуссиях то, что члены группы учатся логически рассуждать, излагать и отстаивать свое мнение, убеждать и слушать других, т.е. обучаются эффективному личному и деловому взаимодействию. В коллективных дискуссиях члены группы начинают лучше понимать друг друга, точнее формулировать свои мысли.

Работа в дискуссионной группе должна строиться на началах взаимного доверия, открытости, проводиться в атмосфере доброжелательности, при которой даже самые экстравагантные, странные мнения не отбрасываются с порога, не вызывают отрицательной реакции, реплик, унижающих человеческое достоинство автора. В дискуссии должны принимать участие все члены группы.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы