v2
Термины, справочники, словари для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Психология: Групповая психокоррекция - Классификация психокоррекционных групп -"Электив"

Термины, справочники, словари

Психология

Групповая психокоррекция

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Классификация психокоррекционных групп

Диапазон классификаций групп очень широк:

от ориентированных на информацию или на задачу до ориентированных на личность или понимание;

от центрированных на руководителе до центрированных на участнике;

от рациональных до аффективно спонтанных;

от жестко структурированных до неструктурированных;

от кратковременных до существующих длительное время.

Таблица 1 Классификация групп по К. Рудестаму

Центрированные на руководителе

Центрированные на участнике

Рациональные

Группы тренинга умений Группы встреч

Т-группы

Аффективные

Гештальтгруппы

Группы телесной терапии

Психодрама

Группы танцевальной

терапии

Группы терапии искусством

Т-группы Группы встреч

Р. Кочюнас предлагает выделять 3 критерия классификации групп:

с точки зрения целей группы; ;

с точки зрения способов реализации целей;

с точки зрения теоретического основания группы. С точки зрения целей:

Группы совершенствования личности и обучающие группы (группы встреч и Т-группы).

Группы решения проблем (группы, помогающие в решении трудностей в личной или профессиональной жизни, в кризисных ситуациях).

Лечебные группы (основная их цель — изменения личности клиентов. Они делятся на стационарные и лабораторные).

С точки зрения способов реализации целей:

Группы самопомощи (анонимные группы, группы развития самосознания).

Группы поддержки (клубы, дискуссионные группы).

Группы психологического просвещения (тематические группы, семинары, группы обсуждения проблем).

Группы, ориентированные на процесс (группы встреч, Т-группы, группы психодрамы, учебные группы студентов).

Клинические группы.

С точки зрения теоретического основания группы:

Психоаналитические группы.

Группы психодрамы.

Гештальтгруппы.

Экзестенциальны группы.

Группы терапии поведения.

Группы трансакционного анализа.

Группы, ориентированные на личность.

Существуют также классификации, основанные на психологических характеристиках групп и групповых процессов. В частности, группы делятся исходя их композиционного состава и открытости своих границ (константность состава группы).

1. По композиции группы делятся на гетерогенные и гомогенные.

Гетерогенность — различие между характеристиками и свойствами объектов или субъектов (вплоть до диаметральной противоположности). Гомогенность — однородность, сходство, совпадение каких-то характеристик и свойств.

В основе определения однородности или неоднородности обычно лежат три критерия:

демографические различия — возраст, пол и образование;

личностные (психологические) проблемы — цели участия в группе, испытываемые затруднения, симптомы, жалобы, синдромы;

личностные особенности и образцы поведения — интеллект, характер, интересы, убеждения и ценностные ориентации, коммуникативная компетентность, тип межличностных отношений, социальный статус.

Сочетание этих компонентов зависит от целей и времени занятий. Группы с коротким курсом занятий, а также те, чьей функцией является эмоциональная поддержка людей, стремятся к большему сходству среди участников (гомогенны по составу). Группам с более длительным курсом занятий, цель которых — выработать межличностное понимание, полезна большая гетерогенность.

Большинство, специалистов склоняется в пользу гетерогенных групп в отношении психологических особенностей и межличностных стилей участников. В ряде исследований подчеркивается, что высокая степень продуктивности в разрешении личностных конфликтов участников и способов их преодоления фиксируется в рамках гетерогенных групп. Расхождения между участниками при включении в группу людей с разными типами личности и способами действия ведут к напряженности и конфронтации, преодолением которых достигается успех в оптимальном научении и росте личности. Людям с эмоциональным, экспрессивным стилем, например, могут быть полезны взаимоотношения с людьми более рационального, сдержанного склада, и наоборот. Таким образом, различия, обнаруживающиеся в гетерогенной группе, открывают более широкие возможности для конфронтации и изменения.

Отмечается, что в идеальной группе должно поощряться потенциальное выражение всего диапазона человеческих эмоций, включая чувства вины, депрессии, надежды, сексуальности, ненависти и гнева. Для достижения идеальной базовой эмоциональной структуры рекомендуется стремиться к. гетерогенным группам в отношении как проблем, имеющихся у участников, так и функций, выполняемых участниками в группе.

Наиболее общепринятое рациональное обоснование гетерогенности — желание создать репрезентативную модель общества в группе. Как считают Беннис и Шепард, «чем более гетерогенны участники, тем больше группа соответствует микрокосму остального их межличностного опыта». Однако недостатком гетерогенности является то, что она может приводить к возникновению изоляции отдельных участников. Более того, формальное смешение полов, профессий и рас может быть хуже, чем полное отсутствие различий.

Что касается гомогенных групп, то важно подчеркнуть следующее. Большая однородность необходима группам с коротким курсом занятий или имеющим целью помочь людям в преодолении узкой, специфической проблемы. Гомогенность в группе обычно предполагает высокую степень взаимной привлекательности и поддержки. Однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. Они менее конфликтны, имеют лучшую посещаемость, чем гетерогенные.

Главный недостаток гомогенных групп состоит в недостаточной почве для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.

Эмпирические исследования показывают, что особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. «Чисто женские» и «чисто мужские» группы также имеют свою специфику, связанную с по-лоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом.

2. По постоянству состава группы подразделяются на открытые и закрытые.

Открытые группы не имеют постоянного состава участников: по мере окончания психокоррекции одни клиенты уходят из группы, и на их место в состав уже работающей группы включаются новые участники. В открытых группах, как правило, нет заранее фиксированной длительности работы. В качестве преимуществ открытых психокоррекционных групп называют более легкое усвоение пациентом, вступающим в уже работающую группу, групповых норм, целей, ценностей, всего того, что называется групповой культурой или групповой идеологией. Также отмечается большая эффективность при выполнении различных заданий тренингового и обучающего характера (в частности, научение более эффективным социальным контактам).

Закрытые группы отличаются постоянством состава участников, новые члены в группу не включаются даже в том случае, если из нее по какой-то причине выбывает участник до окончания срока психокоррекции. Закрытые группы обычно имеют фиксированную продолжительность работы. Можно указать такие особенности закрытых групп, как их большую эффективность, совместное и одновременное прохождение всеми пациентами фаз психокоррекционного процесса, значительная глубина и сила групповых переживаний, высокая степень идентификации руководителя с группой, его большая эмоциональная вовлеченность и ответственность, большая сплоченность и эффективность углубленной работы по достижению инсайта, наличие более благоприятных условий для проведения эксперимента по использованию различных методов психотерапии и их сравнению.

В целом, большинство исследователей и практиков склоняются к тому, что закрытые психокоррекционные группы при ориентации на глубинную личностно-ориентированную психотерапию являются более эффективными, так как в них формируется более выраженная групповая сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, более теплая эмоциональная атмосфера, а также более глубокое понимание целей и задач психотерапии, друг друга и себя самого.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы