v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - Глава III. Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава III. Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования

Статья 12. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации

Комментируемой статьей устанавливаются полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию. Как указывалось в коммент. к ст. 4 Закона об обязательном пенсионном страховании, в силу того, что федеральные органы государственной власти наделяются подобными полномочиями, они включены в состав субъектов обязательного пенсионного страхования.

Следует заметить, что большая часть перечисленных в статье полномочий вытекает из статуса средств обязательного пенсионного страхования как федеральной собственности и соответственно положений ст. 71 Конституции, согласно которой федеральная государственная собственность и управление ею отнесены к предмету исключительного ведения Российской Федерации.

Часть предусмотренных комментируемой статьей полномочий частично предусмотрена также иными актами законодательства РФ. В первую очередь это касается бюджетного процесса в сфере обязательного пенсионного страхования. В частности, положениями БК уже предусмотрена процедура представления, рассмотрения и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, одним из которых в соответствии со ст. 144 БК является ПФР.

Вопросы определения порядка управления системой обязательного пенсионного страхования и хранения средств в соответствии с положениями Закона об основах обязательного социального страхования (где они составляют часть всего обязательного социального страхования в целом) отнесены к компетенции Правительства РФ.

Вопросы обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом ПФР, в некоторой степени уже урегулированы ст. 5 Закона об обязательном пенсионном страховании, предусматривающей субсидиарную ответственность государства по обязательствам ПФР.

Положение о том, что порядок размещения временно свободных средств бюджета ПФР, составляющих резерв бюджета Фонда, определяется Правительством РФ, дополнительно закреплено также ст. 3 Федерального закона от 31.12.02 N 197-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год"*(33).

Что касается государственного надзора в части обеспечения прав граждан на получение накопительной составляющей трудовой пенсии, то, в соответствии со ст. 6 Закона об инвестировании средств государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений должны осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, что также не исключает участия в этом процессе других федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Статья 13. Права, обязанности и ответственность страховщика

1. Рассматриваемая статья является одной из ключевых в Законе об обязательном пенсионном страховании, поскольку определяет сферу компетенции страховщика в сфере обязательного пенсионного страхования - ПФР и определяет круг государственновластных полномочий, которыми данный орган наделяется.

В статье определены права, обязанности и ответственность страховщика.

Необходимо отметить, что описанные в комментируемой статье права ПФР как страховщика частично пересекаются с его полномочиями, установленными Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 (в ред. от 05.08.2000)*(34). В соответствии с п. 1 данного Положения ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и в этих целях был наделен рядом полномочий, свойственных федеральному органу исполнительной власти. В связи с тем, что в ходе проведения пенсионной реформы статус и задачи ПФР изменились, поменялся также и подход к определению сферы его компетенции как страховщика в области обязательного пенсионного страхования, в связи с чем права, которыми он наделяется в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, точно соответствуют тем задачам, которые перед ним стоят в рамках создания и функционирования полноценной системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

2. Первым и основным правом страховщика в связи с осуществлением обязательного пенсионного страхования является право проведения у страхователей проверок документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. При этом в ходе проверки орган ПФР вправе требовать необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке. Данное положение требует особого разъяснения.

В соответствии со ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается на органы МНС России, поэтому полномочия по проведению проверок правильности, своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также возлагаются на налоговые органы. ПФР вправе осуществлять лишь проверку правильности и достоверности тех документов, которые непосредственно связаны с назначением и выплатой страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а также с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона об индивидуальном учете представление сведений об уплачиваемых страховых взносах осуществляется на основании данных бухгалтерского учета, а сведений о трудовом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

С проведением вышеуказанных проверок связано и еще одно право ПФР, а именно право требовать устранения выявленных нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании от руководителей и должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Дополнительно вопрос проведения органами ПФР проверок страхователей отражен в Методических рекомендациях по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденных постановлением Правления ПФР от 30.01.02 N 11п*(35) (в соответствии с письмом Минюста России от 12.04.02 N 07/3522-ЮД данный документ в государственной регистрации не нуждается).

3. Несмотря на то что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы, именно ПФР несет ответственность за исполнение обязательств, возникающих при поступлении страховых взносов, перед застрахованными лицами.

В этой связи ПФР предоставлено право получать у налоговых органов любую информацию, необходимую ему для осуществления обязательного пенсионного страхования, включая налоговую отчетность и информацию, составляющую налоговую тайну. Регулирование информационного обмена в этой сфере между налоговыми органами и органами ПФР в настоящее время осуществляется в соответствии с Порядком обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 04.02.02 N МЗ-16-25/1043/БГ-15-05/65*(36).

При этом следует отметить, что право органов ПФР на получение информации, отнесенной к налоговой тайне, не противоречит режиму налоговой тайны, установленному НК, поскольку в соответствии со ст. 102 НК органы государственных внебюджетных фондов (т.е. и органы ПФР) включены в перечень органов, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

4. Еще одним важным правом ПФР является право осуществлять управление средствами бюджета ПФР и контроль за их расходованием.

Данная норма корреспондируется с определениями понятий "средства обязательного пенсионного страхования" и "бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации" и вытекает из статуса ПФР как государственного учреждения, которое в соответствии со ст. 296 ГК в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Причем в рассматриваемом случае пределы распоряжения средствами обязательного пенсионного страхования закрепляются Законом об обязательном пенсионном страховании и ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете ПФР.

5. Новеллой в законодательстве являются такие права страховщика, как право представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями и право осуществлять возврат страховых взносов в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц они уплачены.

Данные полномочия ПФР непосредственно связаны с переходом учета пенсионных прав граждан с начисленных страховых взносов на поступившие. Поскольку в отличие от прежнего пенсионного законодательства для определения прав застрахованных лиц имеют значение только те суммы страховых взносов, которые поступили в бюджет ПФР за конкретное застрахованное лицо, ПФР не вправе присваивать себе те деньги, которые не персонифицированы, т.е. в отношении которых на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета нельзя установить, за какое конкретное застрахованное лицо они перечислены.

Из учета поступивших страховых взносов возникает и право осуществлять представление интересов застрахованного лица перед страхователем. Поскольку в правоотношениях, связанных с возникновением пенсионных прав исключительно по факту поступления денежных средств в пенсионную систему, ответственности за то, что страхователь не заплатил денег и у застрахованного лица не возникло вследствие этого пенсионных прав, ПФР в принципе не несет, бремя защиты пенсионных прав застрахованных лиц перед недобросовестным страхователем в значительной степени смещается в сторону самого застрахованного лица. И в этой ситуации ПФР в силу предоставленных ему законом прав может помогать застрахованному лицу защитить свои права и представлять интересы застрахованного лица перед страхователем.

5. Обязанности, возлагаемые на ПФР, можно условно разделить на три группы:

- обязанности, связанные с управлением финансовыми потоками в сфере обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

- обязанности, связанные с учетом пенсионных прав граждан;

- обязанности, связанные с взаимоотношениями между ПФР, страхователями и застрахованными лицами.

6. В числе обязанностей, связанных с управлением финансовыми потоками в сфере обязательного пенсионного страхования, следует отметить такие, как подготовка обоснования размера тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, составление проекта бюджета ПФР и обеспечение его последующего исполнения, а также обеспечение целевого использования средств обязательного пенсионного страхования и контроля за их использованием.

Указанные положения Закона об обязательном пенсионном страховании корреспондируются с п. 1 ст. 145 БК, согласно которому проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов, а также подп. 1 п. 2 ст. 11 Закона об основах обязательного социального страхования, согласно которому обязанность по обоснованию тарифов страховых взносов возлагается на страховщика.

На практике это означает, что ПФР обязан подготовить обоснование тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на основе подготовленных тарифов составить проект бюджета ПФР, который затем утверждается по представлению Правительства РФ федеральным законом, и впоследствии обеспечить исполнение утвержденного бюджета, включая осуществление контроля за правильностью и обоснованностью расходования денежных средств обязательного пенсионного страхования, т.е. за их целевым использованием.

7. В числе обязанностей, связанных с учетом пенсионных прав граждан, следует выделить обязанности ПФР и его территориальных органов по ведению государственного банка данных по всем категориям страхователей, включая лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также по ведению индивидуального (персонифицированного) учета информации обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, включая ведение специальной части ИЛС застрахованного лица.

Здесь необходимо разграничить правоотношения, связанные с учетом страхователей, и правоотношения, связанные с ведением индивидуального (персонифицированного) учета.

Ведение учета страхователей осуществляется начиная с 1991 г., когда в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" ПФР было поручено сформировать и вести государственный банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР. Данная обязанность страховщика закреплена также ст. 11 Закона об основах обязательного социального страхования, а применительно к системе обязательного пенсионного страхования - в Законе об обязательном пенсионном страховании.

Ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице в системе государственного пенсионного страхования осуществляется начиная с 1996 г. в соответствии с Законом об индивидуальном учете. К моменту начала пенсионной реформы в Российской Федерации в системе индивидуального (персонифицированного) учета была осуществлена начальная регистрация сведений обо всех застрахованных лицах и данная система начала функционировать в полном объеме.

Следует отметить, что без ведения персонифицированного учета пенсионных прав граждан не может функционировать ни одна развитая пенсионная система мира, так как только при ведении такого учета застрахованному лицу по достижении им пенсионного возраста можно установить именно тот размер трудовой пенсии, который соответствует вкладу данного лица в пенсионную систему, произведенному в период всей трудовой деятельности.

При проведении пенсионной реформы, в рамках ведения индивидуального (персонифицированного) учета, ПФР нужно будет решать ряд дополнительных задач, связанных с особенностями вновь формируемой пенсионной системы. Первая из них - осуществление учета поступивших за застрахованное лицо страховых взносов.

Первоначально персонифицированный учет строился по принципу учета начисленных заработной платы и страховых взносов. Затем, вследствие того, что представляемые работодателем сведения о начисленных заработной плате и страховых взносах зачастую отличались от фактических, начиная с 2001 г. был введен учет уплаченных страховых взносов.

Однако введение накопительного элемента может быть реализовано только в случае учета не начисленных и уплаченных, а фактически поступивших в пенсионную систему денежных средств, в связи с чем и учет должен осуществляться в отношении поступивших денежных средств. Безусловно, в силу специфики налогового законодательства и законодательства о банках и банковской деятельности страхователь не может представить в ПФР сведения о тех денежных средствах, которые поступили в бюджет ПФР, тем более применительно к каждому застрахованному лицу. Эти данные ПФР должен рассчитать сам путем сопоставления сведений: о начисленных страховых взносах в отношении каждого застрахованного лица и об уплаченных страховых взносах в целом по организации, представленных страхователем, а также о денежных средствах, поступивших от этого страхователя на счет ПФР полученных от налоговых органов и органов федерального казначейства.

Еще одним важным элементом индивидуального (персонифицированного) учета в связи с проведением пенсионной реформы и введением накопительного элемента является обособленный учет на специальной части ИЛС застрахованного лица сумм страховых взносов, поступивших на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также дохода от их инвестирования. На основе этих сумм в соответствии с Законом о трудовых пенсиях будет осуществляться расчет накопительной части трудовой пенсии, поэтому учет движения всех финансовых потоков, связанных с накопительным элементом, осуществляется отдельно от учета иных средств обязательного пенсионного страхования, расходуемых на распределительной основе.

8. В числе обязанностей, связанных с взаимоотношениями между ПФР, страхователями и застрахованными лицами, следует отметить регистрацию страхователей, назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, консультирование и информирование страхователей и застрахованных лиц о законодательстве по вопросам обязательного пенсионного страхования, а также информирование общественности о финансовом состоянии ПФР.

По вопросу регистрации страхователей см. коммент. к ст. 11 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Обязанности по назначению (перерасчету) и своевременной выплате трудовых пенсий, а также предусмотренных законодательством РФ других видов пенсий и социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, вытекают из статуса ПФР как страховщика в одном из видов обязательного социального страхования и предусмотрены также п. 2 ст. 11 Закона об основах обязательного социального страхования.

В отношении же консультирования и информирования страхователей и застрахованных лиц необходимо отметить следующее.

ПФР и его территориальные органы и ранее осуществляли консультирование и информирование плательщиков страховых взносов в ПФР по всем вопросам, регулируемым законодательством РФ в данной сфере. При этом, по мере создания в различных регионах единых пенсионных служб и возложения на органы ПФР полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, осуществлялось и взаимодействие с гражданами по всем вопросам, касающимся назначения и выплаты пенсий.

Информирование различных органов и общественных организаций о финансовом состоянии ПФР - обязанность достаточно условная, поскольку, как уже указывалось выше, бюджет ПФР и отчет о его исполнении имеют правовую форму федерального закона, который согласно ст. 15 Конституции подлежит официальному опубликованию. Таким образом, информирование о финансовом состоянии ПФР осуществляется в рамках конституционно установленной законодательной процедуры и не требует дополнительного регулирования.

Статья 14. Права, обязанности и ответственность страхователей

1. Комментируемой статьей права страхователя обозначены лишь в самом общем виде.

Положение о праве страхователей участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием в значительной степени перекликаются с п. 6 ст. 13 Закона об основах обязательного социального страхования, которым предусмотрено право профсоюзов и иных социальных партнеров на паритетное представительство в органах управления фондами конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

На самом деле реализация данной нормы зависит от Правительства РФ, которое в соответствии со сложившейся практикой утверждает состав правления ПФР (за исключением председателя правления ПФР, которого назначает и освобождает от должности Президент РФ).

Право получения от страховщика информации о законодательстве РФ в области обязательного пенсионного страхования соотносится с соответствующей обязанностью страховщика, предусмотренной ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Право на судебную защиту своих прав является конституционно установленным и закреплено ст. 46 Конституции.

2. Обязанности, установленные комментируемой статьей для страхователя, также в значительной степени перекликаются с правами и обязанностями страховщика, а кроме того - с обязанностями страхователей, закрепленными п. 2 ст. 12 Закона об основах обязательного социального страхования. Обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также процедура представления указанных сведений детально определены Законом об индивидуальном учете и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.03.97 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования"*(37). Формы документов, согласно которым осуществляется представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также инструкция по заполнению указанных форм утверждены постановлением Правления ПФР от 21.10.02 N 122п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению"*(38).

Что же касается обязанности по ведению учета, связанного с начислением и перечислением средств в бюджет ПФР, то аналогичная обязанность вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также относящихся к ним сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному лицу также предусмотрена п. 4 ст. 243 НК.

3. Обязанность страхователя информировать органы ПФР о принятом в установленном порядке решении о своей ликвидации (реорганизации), а также об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации впервые введена Федеральным законом от 04.01.2000 N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)"*(39), в течение 2001 г. была упразднена в связи с введением единого социального налога (взноса) и в настоящее время вновь воспроизведена в комментируемой статье.

Следует иметь в виду, что законодательно понятие и состав учетных реквизитов организации не определены, в связи с чем при определении состава учетных реквизитов для целей комментируемой статьи, по-видимому, необходимо руководствоваться теми реквизитами организации, которые она передает органу ПФР при регистрации в качестве страхователя.

Статья 15. Права, обязанности и ответственность застрахованных лиц

Предусмотренные права застрахованного лица так же, как и права страхователя, носят в достаточной степени декларативный характер и не могут быть реализованы непосредственно без издания и применения других нормативных правовых актов.

Так, например, право получить от работодателя информацию о начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, хотя и закреплено также в ст. 14 Закона об индивидуальном учете, но трудно реализуемо на практике, поскольку отсутствует нормативно установленный механизм принуждения работодателя давать такую информацию своим наемным работникам, включая санкции за отказ в предоставлении такой информации.

Право на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию реализуется исключительно в рамках процедуры и по правилам, определенным Законом о трудовых пенсиях.

Справедливости ради необходимо заметить, что, не будучи наделено большим количеством прав, застрахованное лицо не обременено и большим количеством обязанностей, поскольку фактически единственная его обязанность - предъявлять страховщику достоверные документы для назначения трудовой пенсии и сообщать обо всех изменениях, влияющих на ее выплату. Причем схожая обязанность установлена и в п. 4 ст. 23 Закона о трудовых пенсиях.

Установленная комментируемой статьей ответственность застрахованного лица также перекликается с аналогичной нормой в ст. 25 названного Закона и касается возмещения причиненного бюджету ПФР ущерба в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей (например, представления документов, содержащих недостоверные сведения, или несообщение органам ПФР об изменении или снятии того или иного ограничения к трудовой деятельности).


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы