v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - Глава V. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава V. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Статья 22. Тариф страхового взноса

1. Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет ровно половину тарифа страховых взносов в ПФР, который устанавливался до 2000 г. включительно, и установленной в 2001 г. ставки единого социального налога (взноса) в части, зачислявшейся в ПФР.

При этом сохранен льготный тариф страховых взносов для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. При установлении тарифа страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии законодатель исходил из разделения всех застрахованных лиц по возрастному и половому признаку на три группы.

В первую группу включены мужчины и женщины, которым на момент начала пенсионной реформы осталось менее 10 лет до достижения возраста выхода на пенсию, установленного п. 1 ст. 7 Закона о трудовых пенсиях (т.е. мужчины и женщины от 50 и 45 лет и старше). За этих людей страховые взносы в размере 14% будут полностью уплачиваться только на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это связано с тем, что в течение 10 лет и менее они не смогут накопить сколько-нибудь значительных сумм в накопительной части пенсионной системы.

Во вторую группу вошли граждане, которые к моменту начала реформы достигли 35 лет и которым до общеустановленного пенсионного возраста осталось более 10 лет. Тариф страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии для этих людей будет относительно невелик (2%), а большая часть страховых взносов (12%) будет направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии на распределительной основе.

Третью группу составили те, кто к моменту начала пенсионной реформы не достигли возраста 35 лет. На этих людей накопительная часть пенсионной системы распространится в полном объеме, и за них на финансирование страховой части трудовой пенсии будет уплачиваться 8%, а на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 6%. Однако произойдет это только начиная с 2006 г., а до этого момента уплата страховых взносов за лиц этой возрастной группы будет осуществляться по тарифам переходного периода (см. коммент. к ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании).

3. Вышеописанные тарифы страховых взносов справедливы только для тех, чей заработок не достигает 100 тыс. руб. в год, поскольку после того как заработок застрахованного лица превысил эту сумму нарастающим итогом с начала года, при расчете суммы страховых взносов в отношении этого лица может быть применена регрессивная шкала страховых взносов.

Применение данной шкалы предусматривает уплату страховых взносов с заработка свыше 100 тыс. руб. в меньшем размере, чем с сумм до 100 тыс. руб., после 300 тыс. руб. - в еще меньшем размере, а после достижения 600 тыс. руб. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с доходов, превышающих эту сумму, не уплачиваются.

Таким образом решаются сразу две проблемы. Первая - это то, что всегда ставилось в упрек российской пенсионной системе лицами с высокими заработками, а именно, что взносы в бюджет ПФР взыскивались с любой заработной платы без ограничения, а размер пенсии этих людей был фактически на том же низком уровне, что и у остальных пенсионеров. Вторая проблема - это проблема чрезмерной дифференциации пенсий в рамках государственной пенсионной системы. Как известно, в Законе о трудовых пенсиях отсутствует ограничение максимального размера трудовой пенсии. По мнению многих экспертов, чрезмерная дифференциация (так же, как и возможность получать сверхвысокую пенсию) в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования может вызывать ненужную социальную напряженность в обществе, поэтому размер пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования за счет средств ПФР косвенно ограничили предельным размером заработка, с которого уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые в свою очередь служат базой для исчисления размера пенсии. При этом те лица, у которых есть возможность уплачивать более высокие суммы взносов на пенсионное страхование и которые соответственно желают получать более высокую пенсию, могут застраховать себя в рамках добровольного пенсионного страхования в негосударственных пенсионных фондах или в страховых компаниях.

4. Следует отметить, что не все организации, имеющие работников с заработком свыше 100 тыс. руб., получат право на использование регрессивной шкалы, поскольку в комментируемой статье содержится указание на то, что при решении вопроса о возможности применения регрессивной шкалы следует руководствоваться требованиями, предъявляемыми ст. 241 НК.

В соответствии с этими требованиями право на использование регрессивной шкалы получат только те организации, у которых уровень заработной платы в текущем году составляет не менее 2500 руб. в месяц в расчете на одного человека за вычетом 10% наиболее высокооплачиваемых сотрудников (30% для организаций с численностью до 30 человек включительно). Причем следует иметь в виду, что в том случае, если организация получила право на использование регрессивной шкалы, а впоследствии уровень заработной платы в ней стал ниже 2500 руб. в месяц в расчете на одного человека за вычетом 10 (30)% наиболее высокооплачиваемых сотрудников, то она утрачивает право на использование регрессивной шкалы до конца года.

Статья 23. Расчетный период

1. Комментируемой статьей устанавливается расчетный и отчетный периоды с учетом особенностей установления расчетного периода в связи с созданием или ликвидацией организации в течение календарного года.

Расчетным периодом устанавливается календарный год (по аналогии с налоговым периодом по единому социальному налогу, установленным ст. 240 НК).

Отчетными периодами (также по аналогии с единым социальным налогом) устанавливаются квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

По вопросу установления отчетного периода по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование необходимо отметить следующее.

В период с 1991 г. и до введения единого социального налога (взноса) с момента вступления в силу части второй НК (1 января 2001 г.) в качестве отчетного периода по страховым взносам в ПФР был установлен квартал. По итогам каждого квартала плательщики страховых взносов в ПФР представляли в орган ПФР (уполномоченному Фонда) расчетную ведомость, по результатам рассмотрения которой составлялся акт камеральной проверки правильности и своевременности уплаты страховых взносов в ПФР.

При введении единого социального налога (взноса) в соответствии с действовавшей в 2001 г. редакцией ст. 240 НК отчетным периодом по единому социальному налогу (взносу) в 2001 г. являлся месяц, и по итогам каждого месяца налогоплательщик представлял в налоговый орган расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу), форма которого была утверждена приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469 "Об утверждении расчетов по авансовым платежам и порядок их заполнения" (в ред. от 18.07.01)*(50). При этом большое количество ежемесячно сдаваемой отчетности не позволяло налоговым органам должным образом проверять правильность ее заполнения, в связи с чем снизилась эффективность проверки данных учета и отчетности как одной из форм налогового контроля, предусмотренных ст. 87 НК. По этой причине при выделении из состава единого социального налога страховых взносов на обязательное пенсионное страхование было принято решение о возврате к ежеквартальной периодичности представления отчетности как по единому социальному налогу, так и по страховым взносам, что нашло свое закрепление в ст. 240 НК и в комментируемой статье.

2. Пунктами 2 и 3 комментируемой статьи регулируются особенности определения расчетного периода при создании или ликвидации (реорганизации) организации-налогоплательщика, связанные с тем, что в этом случае расчетный период не может строго равняться календарному году и представляет собой иной период времени от создания организации до окончания календарного года, от начала календарного года до ликвидации (реорганизации) организации или от создания организации до ее ликвидации (реорганизации).

Статья 24. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями

1. Комментируемой статьей регулируются вопросы порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст. 10 Закона об обязательном пенсионном страховании объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 "Единый социальный налог" НК.

Это означает, что для определения объекта обложения страховыми взносами, подлежащими уплате в ПФР, необходимо суммировать все те выплаты в пользу физических лиц, которые входят в состав налоговой базы (ст. 237 НК), и вычесть из них суммы, не подлежащие налогообложению (ст. 238 НК).

При этом следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 238 гл. 24 "Единый социальный налог" части второй НК не подлежат налогообложению и соответственно не учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу (абз. 2 п. 1 ст. 237 НК):

- доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации (в течение 5 лет начиная с года регистрации хозяйства);

- доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

- суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций и иные выплаты, перечисленные в указанной статье.

Учитывая, что объект обложения страховыми взносами и база для их начисления идентичны объекту налогообложения и налоговой базе по единому социальному налогу, то вышеуказанные суммы не подлежат обложению не только единым социальным налогом, но и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Также следует обратить внимание на то, что нормы ст. 239 части второй НК, устанавливающие льготы по единому социальному налогу, не применяются в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как это не предусмотрено Законом об обязательном пенсионном страховании, а налоговая база и налоговые льготы согласно ст. 17 и 52 НК являются разными элементами налогообложения. Следовательно, организации, перечисленные в ст. 239 НК, освобождаются только от уплаты единого социального налога, но при этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают в полном объеме.

Вопрос о правомерности подобного толкования норм НК и комментируемого Закона являлся предметом рассмотрения в Высшем Арбитражном Суде РФ. В своем решении от 30 декабря 2002 г. по делу N 9132/02 Высший Арбитражный Суд РФ, указал на то, что комментируемый Закон не содержит специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов обязательного пенсионного страхования, и поэтому ст. 239 НК, устанавливающая льготы по единому социальному налогу на правоотношения по уплате страховых взносов, на обязательное пенсионное страхование не распространяется.

Следует обратить внимание на уплату страховых взносов за иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии со ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании (см. коммент. к этой статье) застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации являются только те иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории РФ.

В соответствии со ст. 2 и 8 Федерального закона от 25.07.02 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(51) право иностранного гражданина или лица без гражданства постоянно проживать на территории РФ подтверждается видом на жительство, выдаваемым органами внутренних дел. Причем для лица без гражданства вид на жительство одновременно является и документом, удостоверяющим личность. И только иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство, могут в соответствии со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях получить право на установление им трудовой пенсии. Все иные иностранные граждане и лица без гражданства согласно законодательству РФ признаются временно пребывающими на территории РФ, и за них не должна осуществляться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

2. Следует также оговорить вопрос уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование категорий налогоплательщиков, поименованных в ст. 245 НК.

В соответствии с п. 3 ст. 245 НК федеральные суды и органы прокуратуры не включают в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.

Пунктом 4 этой же статьи предусмотрено, что Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ не включают в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания и вещевого обеспечения сотрудников органов налоговой полиции и таможенных органов РФ, переводимых с 1 июля 2002 г. на условия оплаты труда федеральной государственной службы.

Постановлением Правительства РФ от 12.02.03 N 94 утверждены Правила перечисления средств федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с переводом отдельных категорий сотрудников органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на условия оплаты труда федеральной государственной службы*(52).

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона об обязательном пенсионном страховании объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 "Единый социальный налог" НК, то вышеуказанные категории плательщиков также не уплачивают страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пунктом 2 ст. 245 НК установлено, что от уплаты налога освобождаются Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Федеральная служба специального строительства РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Минюст России, Государственная фельдъегерская служба РФ, Государственный таможенный комитет РФ, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, п. 2 ст. 245 НК фактически установлена налоговая льгота, которая, как указывалось выше, на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется. Однако аналогичная п. 2 ст. 245 норма закреплена на 2002 г. в ст. 16 Федерального закона от 29.05.02 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год"*(53). Таким образом, вышеперечисленные категории плательщиков также не уплачивают страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

3. Сроком уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является день, установленный для данной организации в банке в качестве дня получения средств на оплату труда, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.

Уплата страховых взносов на страховую и накопительную части осуществляется двумя разными платежными поручениями: одно - на финансирование страховой части и другое - на финансирование накопительной части трудовой пенсии согласно двум различным кодам бюджетной классификации.

При этом, поскольку контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами (см. коммент. к ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании), в качестве получателя платежа указывается налоговый орган, в котором страхователь стоит на учете как налогоплательщик.

При решении вопроса о моменте исполнения страхователем обязательства по уплате страховых взносов в ПФР следует руководствоваться п. 2 ст. 45 НК. Это означает, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается уплаченной с момента ее списания с расчетного счета страхователя.

Абзац 6 п. 2 комментируемой статьи, где говорится, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет органа ПФР, касается только вопроса учета поступивших страховых взносов в ПФР и возникновения встречных обязательств ПФР перед застрахованными лицами по выплате им страхового обеспечения. Данная норма не может служить основанием для признания сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, списанных с расчетного счета страхователя, но не поступивших на счет органа ПФР, недоимкой.

С момента начисления (т.е. отражения в бухгалтерской документации) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страхователь получает согласно ст. 243 НК право на налоговый вычет на сумму начисленных страховых взносов из суммы единого социального налога. Это означает, что подлежащая уплате в федеральный бюджет сумма единого социального налога уменьшается на сумму начисленных в ПФР страховых взносов (вычет из суммы налога).

В том случае, если страхователь не уплатил в установленном размере или в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, неуплаченная сумма страховых взносов признается недоимкой по единому социальному налогу и взыскивается с начислением пеней (что осуществляется с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносов на обязательное пенсионное страхование).

Эта схема позволяет налоговым органам в том случае, если страхователь по каким-либо причинам не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР, взыскать с него в полном объеме в бесспорном порядке сумму единого социального налога в размере 28%, т.е. обеспечить безусловное поступление денежных средств в пенсионную систему. При этом (см. коммент. к ст. 18 Закона об обязательном пенсионном страховании) устанавливается порядок, согласно которому весь излишек средств по единому социальному налогу в федеральном бюджете, не израсходованный на выплату базовой части трудовой пенсии, перечисляется в бюджет ПФР для покрытия возможного дефицита в страховой части пенсионной системы. Одновременно органы ПФР в судебном порядке будут взыскивать эту сумму недоимки с работодателей как задолженность по страховым взносам для того, чтобы у наемных работников, за которых она уплачивается, возникли пенсионные права. После того как недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование будет взыскана в судебном порядке, налоговыми органами производится зачет той недоимки, которая ранее была взыскана в бесспорном порядке как недоимка по единому социальному налогу, в счет будущих платежей по единому социальному налогу или возврат этой суммы в порядке, установленном НК.

4. Отдельно следует оговорить вопрос учета и отчетности, связанной с правоотношениями по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Комментируемой статьей закреплена обязанность страхователя вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты (по аналогии с такой же обязанностью в отношении единого социального налога, закрепленной п. 4 ст. 243 НК).

Кроме того, повторно (см. коммент. к ст. 11 Закона об обязательном пенсионном страховании) закреплена обязанность страхователей представлять в ПФР сведения в соответствии с Законом об индивидуальном учете.

По вопросу представления отчетности необходимо отметить следующее.

Как указывалось выше (см. коммент. к ст. 23 Закона об обязательном пенсионном страховании), отчетными периодами по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (так же, как и по единому социальному налогу в соответствии НК) являются: первый квартал, полугодие, 9 месяцев.

Расчетным периодом по страховым взносам и одновременно налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год.

По итогам каждого отчетного периода страхователь (он же налогоплательщик по единому социальному налогу) представляет в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом:

1) расчет, в котором содержатся данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей по единому социальному налогу, о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период (п. 3 ст. 243 НК). Форма расчета и порядок ее заполнения утверждены приказом МНС России от 01.02.02 N БГ-3-05/49 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и Порядка ее заполнения" (зарегистрировано в Минюсте России 14.03.02 N 3288) (в ред. от 08.10.02)*(54);

2) расчет, в котором содержатся данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждены приказом МНС России от 28.03.02 N БГ-3-05/153 (зарегистрировано в Минюсте России 15.04.02 N 3363)*(55).

По итогам расчетного (налогового) периода страхователь (налогоплательщик) представляет:

- в налоговый орган - налоговую декларацию по единому социальному налогу по форме, утвержденной МНС России, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК);

- в налоговый орган - декларацию (расчет) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме, утверждаемой МНС России по согласованию с ПФР, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- в орган ПФР - копию налоговой декларации по единому социальному налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления декларации в налоговый орган (п. 7 ст. 243 НК).

5. Обособленным подразделением организации в соответствии со ст. 11 НК признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы на срок свыше 1 месяца стационарные рабочие места вне зависимости от того, отражено ли создание обособленного подразделения в учредительных и организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение.

Согласно налоговому законодательству РФ обособленные подразделения организации в указанных им случаях могут выполнять обязанности организации по уплате налогов и сборов по месту нахождения обособленного подразделения.

Вместе с тем применительно к целям обязательного пенсионного страхования уплата страховых взносов по месту нахождения обособленного подразделения осуществляется только в том случае, если это подразделение имеет обособленный баланс и расчетный счет и через это подразделение осуществляется выплата вознаграждений физическим лицам (т.е., если это подразделение самостоятельно начисляет и выплачивает заработную плату). Только в этом случае организация подлежит регистрации в органах ПФР по месту нахождения такого обособленного подразделения и через это подразделение начисляет и уплачивает страховые взносы.

По аналогичной схеме осуществляется и представление отчетности в налоговые органы и территориальные органы ПФР.

Причем в этом случае сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы, относящейся к этому обособленному подразделению, а сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Дополнительно применение данной нормы было разъяснено совместным письмом МНС России от 14.06.02 N БГ-6-05/835 и ПФР от 11.06.02 N МЗ-16-25/5221 "Об уплате страховых взносов организациями, в состав которых входят обособленные подразделения"*(56).

6. Отдельно предусмотрена норма о том, что в случае реализации застрахованным лицом права на передачу своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственный пенсионный фонд (см. коммент. к ст. 32 Закону об обязательном страховании) уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться в порядке, определяемом федеральным законом. Это связано с тем, что схема уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (обязательных индивидуально-возмездных платежей) в негосударственный пенсионный фонд может существенно отличаться от схемы уплаты страховых взносов в ПФР, так как негосударственный пенсионный фонд в отличие от ПФР будет наделен существенно более узким кругом властных полномочий.

7. Следует также отметить, что ПФР по вопросу порядка начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование письмом от 11.03.02 N МЗ-09-25/2186 направлены Методические рекомендации о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование*(57).

Статья 25. Контроль за уплатой страховых взносов

Возложение полномочий по осуществлению контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на органы МНС России обусловлено общим направлением государственной политики РФ в области налоговых правоотношений, а именно тем, что в рамках правоотношений по уплате обязательных платежей в доход государства налогоплательщик должен иметь дело с минимальным количеством фискальных органов, а в идеальном варианте - с одним. В Российской Федерации таким органом является МНС России и его территориальные органы.

Вместе с тем учтено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют правовой статус, отличный от статуса налога, в связи с тем, что носят индивидуально-возмездный характер и учитываются на ИЛС наемных работников. А согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 17.12.96 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции""*(58), процедура бесспорного взыскания может быть применена только в отношении недоимки по налогу как безвозмездному платежу, средства на уплату которого даже не признаются собственностью налогоплательщика.

В связи с этим упразднена процедура бесспорного взыскания недоимки по страховым взносам и финансовых санкций за неуплату страховых взносов, и в соответствии с положениями комментируемой статьи взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется только в судебном порядке и возложено на ПФР, который является страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования и осуществляет учет поступающих страховых взносов и их разнесение по ИЛС застрахованных лиц.

Статья 26. Пени

Положения комментируемой статьи регулируют вопросы начисления и уплаты пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и во многом сходны с аналогичными положениями ст. 75 НК, регулирующей вопросы начисления и - уплаты пени за несвоевременную уплату налогов или сборов. Таким образом, в целом порядок начисления и уплаты пени за несвоевременную уплату страховых взносов является аналогичным порядку начисления и уплаты пени на несвоевременную уплату налогов. По вопросу, связанному с регулированием процедуры взыскания сумм пеней в бесспорном порядке, см. коммент. к ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Статья 27. Нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и ответственность за это

Вопрос о видах нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании и об ответственности за это является важной составной частью регулирования правоотношений в этой сфере, поскольку позволяет обеспечить выполнение тех обязанностей, которые возлагаются на субъектов обязательного пенсионного страхования.

Основными видами правонарушений в данной сфере являются: уклонение от регистрации в качестве страхователя, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов, а также неправомерное несообщение (или несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно было сообщить в орган ПФР.

Каждое из вышеперечисленных деяний предусматривает более жесткую ответственность в том случае, если правонарушение является длящимся или совершенным умышленно либо повторно в течение определенного периода времени. В этой связи необходимо отметить, что при применении предусмотренных данной статьей санкций течение срока, например, уклонения от регистрации. может начинаться не ранее, чем со дня вступления Закона об обязательном пенсионном страховании в силу, т.е. не ранее чем с 17 декабря 2001 г.

Следует также отметить, что Закон об обязательном пенсионном страховании содержит только описание правонарушений в сфере обязательного пенсионного страхования и ответственность за их совершение, однако не регулирует вопросов применения штрафных санкций (процедура, порядок взыскания и т.д.). Вместе с тем санкции, предусмотренные данным Законом, поглощаются аналогичными санкциями, предусмотренными гл. 15 КоАП с момента вступления его в силу (с 1 июля 2002 г.). При этом КоАП предусмотрены все необходимые элементы, связанные с применением и взысканием санкций за правонарушения в сфере обязательного пенсионного страхования.

В развитие соответствующих норм КоАП Правлением ПФР издано постановление от 28.10.02 N 126п "Об утверждении перечня должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.02 N 3961)*(59), которым определен круг должностных лиц ПФР и его территориальных органов, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Статья 28. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа

1. Уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа является новеллой в законодательстве РФ об обязательном пенсионном страховании. Фиксированный платеж представляет собой некую твердую сумму в рублях, которая уплачивается в бюджет ПФР в размере, не зависящем от заработка (дохода) застрахованного лица.

Ранее законодательством не предусматривалось возможности уплачивать страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, хотя именно эта схема уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование является наиболее оптимальной для тех, чей доход трудно определить и соответственно правильно рассчитать подлежащий уплате взнос.

Законом об обязательном пенсионном страховании предусмотрено, что уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, частными детективами, занимающимися частной практикой нотариусами и адвокатами, т.е. лицами, которые в системе обязательного пенсионного страхования традиционно относились к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Следует также отметить, что к этой же категории лиц относятся и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, которые в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 235 НК приравнены к индивидуальным предпринимателям.

Кроме того, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа будет осуществляться в случаях, предусмотренных ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании (см. коммент. к этой статье).

2. Законодательно закрепляется только минимальный размер фиксированного платежа, являющийся обязательным для уплаты, а также критерий определения размера фиксированного платежа - установление его исходя из стоимости страхового года (см. коммент. к ст. 3 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Минимальный размер фиксированного платежа для самозанятого населения установлен в размере 150 руб. в месяц, из которых 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Здесь следует отметить, что поскольку существующая редакция комментируемой статьи сформировалась в результате внесения в нее изменений Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 24.07.02)*(60), законодателем допущено некоторое искажение первоначальной идеологии Закона.

Первоначальный принцип комментируемого Федерального закона заключается в том, что все застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования лица делятся на три возрастные группы и платежи в накопительную часть пенсионной системы не уплачиваются за застрахованных лиц, которым по состоянию на 1 января 2002 г. исполнилось: женщинам - 45 лет и старше, мужчинам - 50 лет и старше (см. коммент. к ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании). Рассматриваемая норма не предусмотрела подобной дифференциации для самозанятного населения, и это означает, что, например, индивидуальный предприниматель любого возраста (даже уже пенсионер) обязан уплачивать часть фиксированного платежа, направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии, даже если сумма его пенсионных накоплений очень мала.

В настоящее время некоторые вопросы уплаты фиксированных платежей на обязательное пенсионное страхование в минимальном размере разъяснены в письме МНС России от 17.06.02 N СА-6-05/839@*(61) Положения данного письма в основном воспроизводят нормы комментируемой статьи и дополнительно содержат информацию о кодах бюджетной классификации, по которым следует уплачивать фиксированные платежи в минимальном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Кроме того, разъясняется, что налоговым органам не следует направлять налоговых уведомлений на уплату фиксированных платежей, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели не обязаны представлять по итогам года декларацию об исчисленных и уплаченных суммах обязательного фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Федеральным законом от 31.12.02 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"*(62) комментируемая статья дополнена п. 5, регулирующим уплату фиксированных платежей в минимальном размере адвокатами.

Данное дополнение обусловлено тем, что согласно Федеральному закону от 31.05.02 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"*(63) адвокатам предоставлено право осуществлять свою деятельность как индивидуально (путем учреждения коллегии адвокатов, адвокатского бюро либо путем создания адвокатской палаты коллегии адвокатов). В последнем случае перечисленные адвокатские образования выполняют в отношении адвокатов функции налоговых агентов, поэтому адвокат, осуществляющий свою деятельность не индивидуально, вправе выбрать, будет ли он уплачивать фиксированные платежи на обязательное пенсионное страхование в минимальном размере самостоятельно или через соответствующее адвокатское образование.

3. Правовое регулирование вопросов, связанных с порядком и сроками уплаты фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный, отнесено к компетенции Правительства РФ, которое приняло постановление от 11.03.03 N 148 "Об утверждении правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа"*(64).

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

1. Вопрос о возможности добровольной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возник практически одновременно с появлением самих взносов в связи с тем, что ряд граждан Российской Федерации, которые впоследствии будут получать пенсии по российскому законодательству, не могли уплачивать страховые взносы, так чтобы потом эти суммы учитывались в составе заработка для исчисления пенсии.

В первую очередь это касалось граждан Российской Федерации, работающих за пределами Российской Федерации у иностранных работодателей по контракту (например, моряков, плавающих на судах под иностранными флагами). Эти граждане впоследствии возвращались за получением пенсии в Российскую Федерацию, однако время работы за пределами Российской Федерации и заработок им не учитывались, поскольку за этот период не производилось уплаты страховых взносов в ПФР.

В Законе об обязательном пенсионном страховании данная проблема решена путем предоставления возможности этой категории граждан добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать за себя страховые взносы.

2. Второй категорией лиц, которая вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, являются физические лица, которые будут добровольно уплачивать страховые взносы за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в обязательном порядке в силу Закона об обязательном пенсионном страховании.

Наиболее показательным примером здесь может служить ситуация, когда муж, который добровольно уплачивает страховые взносы за свою неработающую жену с тем, чтобы она могла получать впоследствии трудовую пенсию. Это может относиться как к периоду воспитания детей, так и к периоду, когда, например, жена военнослужащего не имеет возможности трудоустроиться по специальности в каком-либо отдаленном военном гарнизоне и по этой причине не работает.

3. Третьей категорией лиц, имеющих возможность добровольно уплачивать страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, т.е. те, кто обязан уплачивать фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование в минимальном размере в соответствии со ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Эти категории застрахованных лиц вправе в том случае, если их не удовлетворяет размер будущей пенсии, рассчитанный исходя из фиксированного платежа в минимальном размере, добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в ПФР за себя сверх установленного минимального платежа.

4. Во всех трех случаях уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должна осуществляться в виде фиксированного платежа в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом уплаченные платежи учитываются при формировании права на страховую и накопительную части трудовой пенсии на общих основаниях со страховыми взносами, уплачиваемыми иными страхователями в соответствии с положениями комментируемого Закона в обязательном порядке.

Статья 30. Пенсионная книжка застрахованного лица

1. Пенсионная книжка застрахованного лица является документом, который служит для информирования застрахованного лица о состоянии специальной части его ИЛС.

Согласно ст. 2 Закона о трудовых пенсиях в специальной части ИЛС отражается информация о поступивших за это застрахованное лицо страховых взносах на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, доходе от их инвестирования, а также о выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений.

Таким образом, законодательно устанавливается требование включать в пенсионную книжку информацию только о состоянии специальной части ИЛС застрахованного лица (сведения о пенсионных накоплениях), т.е. без учета сведений о суммах страховых взносов, поступивших на финансирование страховой части трудовой пенсии.

2. Вопрос выдачи пенсионных книжек урегулирован постановлением Правительства РФ от 12.06.02 N 408 "О порядке выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации"*(65), которым были утверждены Правила выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации.

В соответствии с указанными Правилами пенсионная книжка, состоящая из карточки учета и вкладных листов, выдается территориальным органом ПФР застрахованному лицу при передаче в негосударственный пенсионный фонд денежных средств в сумме, эквивалентной пенсионным накоплениям, учтенным в специальной части ИЛС застрахованного лица, т.е. при переходе застрахованного лица со своими пенсионными накоплениями из ПФР в негосударственный пенсионный фонд.

Следует отметить, что в соответствии с данными Правилами сведения, содержащиеся в пенсионной книжке, имеются у застрахованного лица и до выдачи самой книжки.

Так, п. 7 Правил предусмотрено, что застрахованным лицам в порядке, установленном законодательством РФ, ежегодно направляется вкладной лист пенсионной книжки за соответствующий год, отражающий сведения о состоянии специальной части его ИЛС. Таким образом, фактически ведение пенсионной книжки застрахованным лицом осуществляется самостоятельно, путем включения в нее указанных выписок, что, необходимо заметить, также корреспондируется с установленным ст. 14 Закона об индивидуальном учете правом застрахованного лица 1 раз в год бесплатно получать в органах ПФР информацию, содержащуюся в его ИЛС.

В момент принятия застрахованным лицом решения о переводе своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственный пенсионный фонд оно должно для получения из территориального органа ПФР надлежаще оформленной пенсионной книжки представить заявление о переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд с отметкой этого фонда о принятии на себя обязательств по обязательному пенсионному страхованию в части пенсионных накоплений данного застрахованного лица или с приложением копии договора об обязательном пенсионном страховании, заключаемого с негосударственным пенсионным фондом, обладающим полномочиями страховщика по обязательному пенсионному страхованию (см. также коммент. к ст. 32 Закона об обязательном пенсионном страховании).

В течение 10 дней после представления вышеназванного заявления территориальный орган ПФР выдает застрахованному лицу при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования заверенные печатью пенсионную книжку и выписку, отражающую состояние специальной части его ИЛС.

Постановлением правления ПФР от 10.04.03 N 49п утверждены форма пенсионной книжки застрахованного лица в ПФР и порядок ее заполнения*(66).

3. В том случае, если по истечении какого-либо периода времени застрахованное лицо примет решение вернуть свои пенсионные накопления из негосударственного пенсионного фонда в ПФР, негосударственный пенсионный фонд указывает в пенсионной книжке застрахованного лица общую сумму накоплений, подлежащих перечислению в ПФР в соответствии с заявлением застрахованного лица, и заверяет ее подписью должностного лица и печатью.

4. Кроме того, дополнительно закреплена обязанность органов ПФР по требованию застрахованного лица провести сверку содержания ИЛС с содержанием пенсионной книжки застрахованного лица.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы